Дело № 2-679/2022, № 12RS0002-01-2022-001450-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Звенигово 25 августа 2022 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.Е., при секретаре судебного заседания Яковлевой А.Ю., с участием помощника прокурора Звениговского района Баранова А.С., представителя третьего лица ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Звениговском районе Республики Марий Эл» Павловой В.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Звениговского района Республики Марий Эл в интересах недееспособной А.Н.Н. к Яковлевой В. А. о возложении обязанности опекуна представить в орган опеки и попечительства администрации Звениговского муниципального района отчет о хранении, об использовании имущества и об управлении имуществом подопечной,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Звениговского района Республики Марий Эл, действуя в защиту интересов А.Н.Н., обратился в суд с исковым заявлением к Яковлевой В.А., в котором заявлены требования: обязать опекуна Яковлеву В. А. представить в Министерство социального развития Республики Марий Эл отчет о хранении, об использовании имущества и об управлении имуществом подопечной А.Н.Н. за 2021 год с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). В обоснование указано, что опекун недееспособной А.Н.Н. – Яковлева В.А. в нарушение положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в установленный срок не представил отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
В судебном заседании прокурор иск поддержал, изложив соответствующее содержанию искового заявления и уточнения к нему.
Ответчик Яковлева В.А., должным образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Звениговском районе Республики Марий Эл» Павлова В.М. в судебном заседании требования прокурора полагала подлежащими удовлетворению. Указывала, что Яковлевой В.А. отчет о хранении, об использовании имущества недееспособной А.Н.Н. и управлении этим имуществом за 2021 год не представлен.
Третье лицо Министерство социального развития Республики Марий Эл ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
В силу пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что опека, это такая форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии с принципом, в том числе, осуществления контроля над деятельностью по опеке и попечительству (пункт 2 статьи 5 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункты 2,3 части 1 указанной статьи).
Главой 7 Указанного Закона предусматриваются меры ответственности опекунов, попечителей за свою деятельность.
Частью 1 статьи 24 Закона установлено, что надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Так, согласно части 1 статьи 25 Закона, опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном (часть 2 статьи 25 Закона).
Как установлено в суде и следует из материалов дела, ответчик Яковлева В.А. является опекуном недееспособной А.Н.Н., <дата> года рождения.
Приказом и.о. руководителя Управления социальной защиты населения и труда в Звениговском районе Республики Марий Эл от <дата> № над недееспособной А.Н.Н., <дата> года рождения, установлена опека, опекуном назначена Яковлева В. А..
По данным, представленным органом опеки и попечительства, ответчиком Яковлевой В.А., в установленный законом срок, соответствующий отчет за прошедший 2021 год в уполномоченный орган не представлен, доказательств обратного ответчиком не представлено, а потому иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
иск прокурора удовлетворить.
Обязать опекуна Яковлеву В. А., <дата> года рождения, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, представить в Министерство социального развития Республики Марий Эл отчет в письменной форме за 2021 год о хранении, об использовании имущества и об управлении имуществом подопечной недееспособной А.Н.Н., <дата> года рождения, с приложением копий документов (копии товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Т.Е. Москвичева
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2022 года.