Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3227/2023 ~ М-2817/2023 от 03.07.2023

61RS0005-01-2023-003669-24

2-3227/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 августа 2023 года

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

пред-щего судьи: Соломахиной Е.А.

при секретаре: Вурц Н.Ю.

с участием представителя истца Кадук Н.А., представителя ответчика Недиковой Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону к МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" об обязании обустроить участок тротуара бордюрным пандусом.    

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Ростова-на-Дону обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г.Ростова-на-Дону, а именно в районе дома №92 по пр. Ленина расположен пешеходный переход, обозначенный разметкой «Пешеходный переход», на котором перепад высот в месте съезда на проезжую часть составляет 13 см., т.е более 0,2 м., что не соответствует требованиям СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Заместитель прокурора просил обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» оборудовать тротуар на пешеходном переходе в районе дома №92 по пр. Ленина в г.Ростова-на-Дону бордюрными съездами в соответствии требованиям п. 5.1.5 СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В случае удовлетворения исковых требований просила суд установить в решении суда разумный срок для устранения нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п.5.1.5 и п.5.1.8 СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр. в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м., пешеходные пути обустраивают пандусами бордюрными и (или) искусственными неровностями. Пандусы бордюрные следует располагать с двух сторон от проезжей части на тротуаре или пешеходной дорожке, а при наличии накопительной площадки – на ней. Они должны находиться на одной условной линии, перпендикулярной оси проезжей части либо параллельной оси пешеходного перехода.

Искусственные неровности выполняют согласно ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденным приказом Ростехрегулирвоания от 11.12.2006г. №295-ст, по всей длине и ширине пересечения пешеходного пути с проезжей частью. В местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:29 или обустраивают пандусами бордюрными.

Согласно п. 3.16 СП 59.13330.2020 установлено, что бордюрный пандус (съезд): элемент обустройства пешеходного пути, предназначенный для сопряжения поверхности тротуара или пешеходной дорожки с поверхностью проезжей части.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Кроме того, положениями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, законодательством на органы местного самоуправления г. Ростова-на-Дону возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.1.2 Устава МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» учредителем является муниципальное образование г.Ростов-на-Дону. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону.

Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» является оказание услуг, выполнение работ и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на территории г. Ростова-на-Дону, осуществление функций муниципального заказчика на выполнение работ по проектированию, строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону, по содержанию(кроме организации и обеспечению безопасности дорожного движения), реконструкции, ремонту, капитальному ремонту объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону, разработку проектов планировки и межевания, осуществление функций муниципального заказчика при проектировании и строительстве первой линии метрополитена и обслуживающих метрополитен объектов, а также осуществление контроля и надзора заказчика за ходом выполнения работ по контрактам (договорам), заключенным с МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону», организация проведения инвентаризации объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону,, находящихся в муниципальной казне г. Ростова-на-Дону.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г.Ростова-на-Дону, а именно в районе дома №92 по пр. Ленина расположен пешеходный переход, обозначенный разметкой «Пешеходный переход», на котором перепад высот в месте съезда на проезжую часть составляет 13 см., т.е более 0,2 м. Отсутствие съездов с тротуара на проезжу часть делает фактически невозможным соблюдение Правил дорожного движения пешеходами из числа инвалидов, использующих коляски для передвижения, ограничивая последних в реализации своих прав, а также угрозу безопасности дорожного движения.

Таким образом, не приведение указанного участка автомобильной дороги в надлежащее состояние создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и движения пешеходами из числа инвалидов, использующих коляски для передвижения, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» обязанностей по содержанию вверенного ему муниципального имущества.

По мнению суда, отсутствие оборудованного съезда с тротуара на проезжую часть в районе дома №92 по пр. Ленина в г. Ростове-на-Дону, приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, использующих коляски для передвижения, огранивая их в реализации своих прав, а также создает угрозу безопасности дорожного движения.

Суд считает, что ответственность за содержание спорного участка дороги обязан нести МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону" по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ч. 9 ст. 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2010 N 290 (ред. от 02.08.2019) "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ростова-на-Дону" пр. Ленина в г. Ростове-на-Дону отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, находящихся в собственности г. Ростове-на-Дону.

Указанные правовые нормы свидетельствуют о том, что мероприятия по надлежащего содержанию указанного отрезка дороги и приведение его в соответствие с требованиями законодательства возложены именно на МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону».

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, заслуживающих вниманию представителем ответчика суду представлено не было.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает требования заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, исходя из характера правоотношений, суд полагает возможным предоставить ответчику срок для устранения нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, считая данный срок разумным и справедливым.

Рассматривая вопрос о взыскании государственной пошлины суд исходит из того, что поскольку заместитель прокурора г. Ростова-на-Дону и МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» в порядке ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, данные издержки взысканию не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г. Ростова-на-Дону к МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" об обязании обустроить участок тротуара бордюрным пандусом – удовлетворить.

Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать тротуар на пешеходном переходе в районе дома №92 по пр. Ленина в г.Ростова-на-Дону бордюрными съездами в соответствии требованиям п. 5.1.5 СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 3 августа 2023 года.

2-3227/2023 ~ М-2817/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора г. Ростова-на-Дону
Ответчики
МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону"
Другие
Недикова Татьяна Михайловна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Соломахина Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--ros.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее