Дело № 2-788/2020
18RS0011-01-2020-000435/56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2020г. г.Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.
При секретаре Леонтьевой Н.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кокориной Л.Н., Мильчаковой Н.В. к Администрации МО «Глазовский район» о принадлежности правоустанавливающего документа, о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на имущество в порядке наследования,
Установил:
Кокорина Л.Н., Мильчакова Н.В. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Глазовский район» о принадлежности правоустанавливающего документа, о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на имущество в порядке наследования.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1. В наследственное имущество умершего ФИО1 входит земельный участок площадью 0,53 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика г.Глазов СНТ «<данные изъяты> участок №, гараж № в блоке 22 гаражного участка 8 гаражного кооператива «<данные изъяты>», автомобиль марки УАЗ -69. Принадлежность наследодателю земельного участка площадью 0,053 га, расположенного в СНТ «<данные изъяты>» подтверждено свидетельством на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей, выданное на имя ФИО1. Наследование осуществляется по закону. Наследниками умершего ФИО1. являются супруга Кокорина Л.Н., дочь Мильчакова Н.В. Истцами было подано заявление нотариусу о принятии наследства, получено свидетельство о праве на наследство по закону на часть наследственного имущества. Выдача свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок в СНТ «Металлист» нотариусом отложена до представления документов подтверждающих принадлежность наследодателю данного земельного участка.
Настоящим иском поставлены требования:
1. Установить факт факта принадлежности ФИО1 свидетельства о праве собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей, выданное на земельный участок площадью 0,053га в СНТ «<данные изъяты>» для садоводства на основании решения Глазовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №.
2. Признать, что при жизни ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская <адрес> СНТ <данные изъяты>», участок №, общей площадью 530 кв.м.
3. Включить в наследственную массу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика Глазовский район СНТ «<данные изъяты>», участок №, общей площадью 530 кв.м..
4. Признать Кокорину Л.Н., Мильчакову Н.В. наследниками, фактически принявшими наследство после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в виде земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика Глазовский район СНТ «<данные изъяты>», участок №, общей площадью 530 кв.м..
5. Признать за Кокориной Л.Н., Мильчаковой Н.В. право общей совместной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика Глазовский район СНТ <данные изъяты>», участок №, общей площадью 530 кв.м. в порядке наследования по закону.
В судебное заседание истцы Кокорина Л.Н., Мильчакова Н.В. не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела. Письменным заявлением просили дело рассмотреть в их отсутствие, на иске настаивали.
В судебное заседание ответчик Администрация МО «Глазовский район» своего представителя не направили, были извещены о месте и времени рассмотрения дела. Письменным заявлением просили дело рассмотреть в их отсутствие, возражений по иску не имели.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
Истцы утверждают, что ФИО1 при жизни владел на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: Удмуртская Республика Глазовский район СНТ <данные изъяты>», участок №, общей площадью 530 кв.м., который подлежит включению в наследство после его смерти и разделу между наследниками.
В подтверждении своих требований представили суду доказательства, признанные относимыми и допустимыми в соответствии со ст. 59, 60 ГПК РФ.
Решением исполнительного комитета Глазовского районного Совета народных депутатов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № закреплены земельные участки в собственность, ранее предоставленные в пользование во всех садоводческих товариществах. На основании данного решения постановлено выдать документы членами общества на право собственности.
Суду представлена членская книжка садовода на имя ФИО1 из которой следует, что ее владелец владеет земельным участком в СНТ «<данные изъяты>», участок №. Дата вступления в общество указано ДД.ММ.ГГГГ, дата выдачи книжки - ДД.ММ.ГГГГ год.
ДД.ММ.ГГГГ Глазовским районным комитетом выдано свидетельство на праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, по которому на основании решения Газовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 для садоводства предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,053га, из них в постоянное (бессрочное) пользование 0,053 га расположенный в СНТ «<данные изъяты>». В данном документе рукописная часть заполнена чернилами разного цвета, разным почерком, имеется зачеркивание слова «в собственность», что заверено надлежащим образом.
Справкой председателя СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, владевший на праве собственности земельным участком № в СНТ «<данные изъяты>», являлся членом СНТ «<данные изъяты>». Задолженности по уплате членских взносов не имеется.
Право собственности в установленном законом порядке на вышеуказанный земельный участок за ФИО1 не зарегистрировано, что подтверждено выпиской из реестровой книги о праве собственности на объект недвижимости БУ УР «ЦКО БТИ».
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № отказано во внесении сведений объекта недвижимости – земельного участка №, расположенного в СНТ «<данные изъяты>» поскольку в свидетельстве на право собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования от ДД.ММ.ГГГГ содержатся исправления, не заверенные надлежащим образом.
Из совокупности представленных письменных доказательств, суд находит установленным, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году был выделен земельный участок площадью 530 кв.м., расположенный в СНТ «<данные изъяты>», участок № для садоводства, которым он открыто владел. Однако, в выданном свидетельстве о праве собственности на землю при его оформлении были допущены исправления, незаверенные надлежащим образом, которые не позволили ФИО1 в установленном законом порядке оформить право собственности на данный земельный участок.
Таким образом, нашло подтверждение того, что ФИО1 при жизни владел на праве собственности земельным участком Удмуртская Республика Глазовский район СНТ «<данные изъяты>», участок №, общей площадью 530 кв.м.
Согласно свидетельства о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом времени наступления смерти наследодателя ФИО1 к спорным правоотношениям необходимо применить положения Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на тот период.
В соответствии со ст. 527 Гражданского кодекса РСФСР наследование осуществлялось по завещанию и по закону.
В силу 528, 529 Гражданского кодекса РСФСР (в ред. 1964 года) наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно 532 Гражданского кодекса РСФСР (в ред. 1964 года) наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как разъяснено в абзаце 2 п. 82 вышеназванного Постановления, суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
После смерти ФИО1 открылось наследство, которое осуществлялось по закону.
В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР (в ред. 1964 года) наследниками первой очереди после смерти ФИО2 являлист, его супруга Кокрина Л.Н., дочь Мильчакова (до замужества Кокорина) Н.В., что подтверждено свидетельством о заключении брака, свидетельство о рождении, справкой нотариуса г.Глазова Удмуртской Республики ФИО3
Поскольку, судом нашло подтверждение владение умершим ФИО1 при своей жизни на праве собственности земельным участком площадью 5300 кв.м., расположенным по адресу: Удмуртская Республика Глазовский район СНТ «<данные изъяты>» участок №, то в состав наследственного имущества умершего необходимо включить вышеуказанный земельный участок.
Принятие наследства, осуществляется одним из способов, указанных в статье 546 Гражданского кодекса РСФСР.
Так, согласно 546 Гражданского кодекса РСФСР (в ред. 1964г.) для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или, когда подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из материалов наследственного дела № год на умершего ФИО1 следует, что наследство умершего ФИО1 приняли супруга Кокорина Л.Н., дочь Мильчакова Н.В.. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом г.Глазова Удмуртской Республики ФИО4 выдано свидетельство о праве на наследство на наследственное имущество умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по закону в равных долях Кокориной Л.Н. и Мильчаковой Н.В., которое состоит из автомобиля марки ГАЗ 69,1975 года выпуска. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Юкаменского района Удмуртской Республики ФИО5 выдано свидетельство о праве на наследство на наследственное имущество умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по закону в равных долях Кокориной Л.Н. и Мильчаковой Н.В., которое состоит из гаража под № в блоке № гаражного участка под № в гаражном кооперативе <данные изъяты>» г.Глазова.
Таким образом, исходя из совокупности представленных со стороны истцов доказательств, суд приходит к выводу, что наследники Кокорина Л.Н., Мильчакова Н.В. приняли наследство умершего ФИО1, установленном.
В связи с тем, судом было установлено принятие истцами наследства после смерти ФИО1 путем подачи заявления нотариусу в установленный законом срок, то отсутствует необходимость рассмотрения искового требования, обозначенного под пунктом 4 в исковом заявлении (о признании Кокорину Л.Н., Мильчакову Н.В. наследниками, фактически принявшими наследство после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в виде земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика Глазовский район СНТ «<данные изъяты> участок №, общей площадью 530 кв.м.). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось, и где бы оно ни находилось. ( п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ).
Из материалов наследственного дела умершего ФИО1 судом установлено, что при разделе наследственного имущества доли наследников Кокориной Л.Н. и Мильчаковой Н.В. были определены равными, т.е. по <данные изъяты> доле, что соответствует требованиям ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР.. Наследственное имущество, перешедшее к ним в порядке наследования (автомобиль, гараж) был определен в общую долевую собственность по <данные изъяты> каждой. Следовательно, включенный судом в наследственное имущество земельный участок, необходимо определить наследникам в долевую собственность, а не в совместную, как указано истцами в иске.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковое заявление Кокориной Л.Н., Мильчаковой Н.В. к Администрации МО «Глазовский район» о принадлежности правоустанавливающего документа, о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на имущество в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт, что свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей выданное ДД.ММ.ГГГГ Глазовским районным комитетом на основании решения Глазовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № по предоставлению в собственность земельного участка площадью 0,053га, из них в постоянное (бессрочное) пользование 0,053 га расположенного в СНТ «<данные изъяты> для садоводства принадлежит умершему ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.
Включить в состав наследства умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 земельный участок площадью 530 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика Глазовский район СНТ <данные изъяты>» участок №.
Признать за Кокориной Л.Н., Мильчаковой Н.В. право общей долевой собственности по <данные изъяты> доле каждому на земельный участок площадью 530 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика г.Глазов СНТ Глазовский район СНТ «<данные изъяты>» участок № в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ..
Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующих органах.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.
Судья З.М. Бекмансурова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.