Дело № 12-345/2022
УИД 21RS0025-01-2021-007266-05
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
07 апреля 2022 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда города Чебоксары Сидорова И. Н., рассмотрев жалобу администрации г. Чебоксары на постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике – старшего судебного пристава ФИО1 от дата ----- по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике – старшего судебного пристава ФИО1 от дата ----- администрация города Чебоксары Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, администрация города Чебоксары обратилась в суд с жалобой на предмет его отмены, по доводам, изложенным в жалобе, которые фактически сводятся к доводам о наличии объективных препятствий для своевременного исполнения решения суда, объясняющихся необходимостью получения положительного решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по выделению денежных средств и доведения лимитов до администрации города Чебоксары, а также указано на обращение в суд с административным иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя и освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель администрации города Чебоксары ФИО2 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенный о месте и времени, на судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на жалобу об отказе в ее удовлетворении.
Выслушав участвующего в деле лица, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, письменные возражения, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
На основании статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, администрация города Чебоксары Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе серии ----- от дата, выданного Ленинским районным судом г.Чебоксары, требований неимущественного характера (обеспечить инвалида I группы ФИО3, использующего кресло-коляску, беспрепятственным доступом, отвечающим требованиям безопасности, от лестничной клетки до лифта в подъезде № 3 многоквартирного дома адрес путем установки и монтажа электроподъемника в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 07 октября 2021 года в рамках исполнительного производства ------.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 25 марта 2021 года должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (копия постановления получена 26 марта 2021 года).
Должником в установленные сроки не исполнены в добровольном порядке требования исполнительного документа о восстановлении нарушенных прав и законных интересов взыскателя, в связи с чем судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 07 октября 2021 года о взыскании с администрации города Чебоксары исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
После вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требованием-предписанием судебного пристава-исполнителя от 07 октября 2021 года, полученным должником 08 октября 2021 года, должнику установлен новый срок исполнения решения суда до 22 ноября 2021 года.
Заявителем не исполнены требования исполнительного документа в новый срок до 22 ноября 2021 года, что подтверждается актом об обнаружении правонарушения от 02 декабря 2021 года, протоколом от 02 декабря 2021 года об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, рассматриваемое бездействие заявителя содержит признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; требованием судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда; постановлением о взыскании исполнительского сбора; постановлением о возбуждении исполнительного производства; копией исполнительного листа и иными материалами дела.
Доводы жалобы об отсутствии вины администрации города Чебоксары в совершении административного правонарушения в связи с тем, что объективно не имелось возможности для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не является основанием для отмены постановления исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя при рассмотрении дела и обстоятельств отсутствия вины администрации города Чебоксары в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятием администрацией своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, должностное лицо правильно квалифицировало действия администрации города Чебоксары по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
О необходимости исполнения решения суда должнику известно со дня вступления решения суда в законную силу (14 сентября 2020 года).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Будучи участником бюджетного процесса, и обладая необходимыми организационно–распорядительными властными полномочиями, начиная с 14 сентября 2020 года администрация города Чебоксары не была лишена возможности принять все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, в том числе учесть предстоящие расходы на указанные цели в период исполнительного производства, и обязана была не только инициировать внесение изменений в бюджет на соответствующие годы с соблюдением требований бюджетного законодательства, но и добиться принятия изменений в бюджет, а также своевременно провести процедуры, необходимые для исполнения требований исполнительного производства. При указанных обстоятельствах, изложенные доводы не могут быть признаны уважительными для неисполнения требований исполнительного документа в течение длительного периода.
Обращение с административным иском в суд об освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора не ставит под сомнение законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.
Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Такое постановление в рассматриваемом случае было вынесено. В срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, администрацией не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения. Данных об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется. Освобождение только от уплаты исполнительского сбора не является основанием для освобождения администрации от административной ответственности, установленной указанной нормой.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан и связано с умалением гарантированных взыскателю статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту (включая исполнение судебного акта в разумный срок). Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, роль виновного лица, а также вышеизложенные требования закона, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Приведенные в жалобе доводы не являются основанием для освобождения от административной ответственности. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике – старшего судебного пристава ФИО1 от дата -----, которым администрация г.Чебоксары признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп. - оставить без изменения, а жалобу администрации г.Чебоксары – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья И. Н. Сидорова