Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4320/2023 ~ М-3636/2023 от 31.08.2023

Дело № 2-4320/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Смирновой Н.М.,

с участием помощника прокурора Нефедова А.В.,

представителя ответчика МУ ДО «ДМШ № 1» – Швигель Т.В.,

представителя ответчика администрации МОГО «Ухта» - Климушевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

07 декабря 2023 года гражданское дело № 2-4320/2023 по иску прокурора г. Ухты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа ....» муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации и проведению капитального ремонта здания,

установил:

Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском и после уточнения требований просил обязать администрацию МОГО «Ухта» предоставить денежные средства МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» для разработки научно-проектной документации и проведения капитального ремонта здания, расположенного по адресу: ...., обязать МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» до <...> г. разработать научно-проектную документацию капитального ремонта здания, расположенного по адресу: ...., обязать МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» до <...> г. провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: ...., включая ремонтные работы: работы по усилению фундамента, восстановлению гидроизоляции стен, восстановление отмостки по периметру здания; ремонт стен, колонн, карнизов, декоративных элементов фасадов здания, ремонт полов, замену ветхих оконных и дверных блоков, ремонт крыльца и лестниц, инженерных сетей; ремонт дренажных, водоотводных устройств и благоустройство территории, установить пандусы для спуска-подъема инвалидных колясок, оборудовать туалетные комнаты с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов.

В обоснование требований указано, что во исполнение задания прокуратуры Республики Коми о проведении проверок соблюдения законодательства при заключении и исполнении контрактов на ремонт, реконструкцию, оснащение детских школ искусств прокуратурой г. Ухты проведена проверка в МУ ДО «Детская музыкальная школа ....». Проверкой установлено, что МУ ДО «Детская музыкальная школа ....», расположенное в здании по адресу: ...., является муниципальным учреждением дополнительного образования, которое осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Республики Коми, на право ведения образовательной деятельности серии .... от <...> г.. На владельца здания школы охранным обязательством, утвержденным приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от <...> г. ...., возложена обязанность до <...> г. разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с учетом потребностей инвалидов. До настоящего времени проектно-сметная документация не разработана в целях дальнейшего проведения ремонта. В ходе прокурорской проверки с участием специалиста ТО Управления Роспотребнадзора в г. Ухта установлено, что здание МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» не обеспечивает доступность услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер по финансированию, а образовательной организацией - мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия лиц, пребывающих в МУ ДО «Детская музыкальная школа ....», и условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, чем грубо нарушаются права граждан.

Протокольным определением суда от <...> г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Нефедов А.В. на уточненных требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представитель ответчика МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» Швигель Т.В., выступая в суде, требования не признала.

Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» Климушева В.В. в судебном заседании требования не признала по доводам письменного отзыва.

Третье лицо Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в настоящее судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором требования прокурора г. Ухты поддержало в полном объеме.

По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе, а также на ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение га праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статьи 294, 296 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов.

В силу ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Вышеуказанные требования определены санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.

Как следует из материалов дела, МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» МОГО «Ухта», расположенное в здании по адресу: ...., является муниципальным учреждением дополнительного образования, которое осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Республики Коми, на право ведения образовательной деятельности серии .... от <...> г..

В ходе прокурорской проверки с участием специалиста ТО Управления Роспотребнадзора в г. Ухта установлено, что в МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» МОГО «Ухта» в нарушение требований п. 1.3, п. 2.3.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, планировка здания не обеспечивает доступность услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, а именно: отсутствуют пандусы для спуска-подъема инвалидных колясок, туалетные комнаты не оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Как следует из вышеуказанных норм законодательства, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.

В этой связи суд находит обоснованным довод заявителя о нарушении прав инвалидов, имеющих заболевания, в силу которых последние не способны свободно передвигаться.

Кроме того в ходе прокурорской проверки установлено, что приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от <...> г. .... объект культурного наследия регионального значения МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» МОГО «Ухта», расположенное по адресу: ...., был принят на государственную охрану.

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия зарегистрирован с присвоением ему номера .....

Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от <...> г. .... утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Детская музыкальная школа ...., архитекторы Мурзин П.К., Жижимонтов Н.П., 1959», расположенного по адресу: .....

На владельца здания школы охранным обязательством возложена обязанность до <...> г. разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (далее - НПД) с учетом потребностей инвалидов. В НПД предусмотреть работы по усилению фундамента, восстановлению гидроизоляции стен, восстановление отмостки по периметру здания; ремонт стен, колонн, карнизов, декоративных элементов фасадов здания, ремонт полов, замену ветхих оконных и дверных блоков, ремонт крыльца и лестниц, инженерных сетей; ремонт дренажных, водоотводных устройств и благоустройство территории. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» утверждено Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия <...> г.. Обязательство не исполнено в установленный срок.

Согласно сведениям с сайта zakupki.gov.ru <...> г. Финансовым управлением администрации МОГО «Ухта» отменена процедура определения поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Детская музыкальная школа ....» (код закупки ....) с начальной ценой .... млн. руб.

Директору МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» <...> г. Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предложено разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с учетом потребностей инвалидов в срок до <...> г., провести работы по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории до <...> г.. До настоящего времени проектно-сметная документация не разработана в целях дальнейшего проведения ремонта.

Согласно ч. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Из пояснений директора МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» Швигель Т.Н. следует, что отсутствует возможность приступить к организации торгов на проведение ремонтных работ подрядчиком без научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Запрос коммерческих предложений в .... году показал, что рыночная стоимость таких услуг начинается от .... млн. руб., что не позволяло учреждению оплатить их за счет собственных средств от приносящей доход деятельности.

О получении предостережения от Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия МУ «Управление культуры администрации МОГО «Ухта» проинформировано <...> г.. Из ответа администрации МОГО «Ухта» от <...> г. следует, что аукцион на разработку НПД в .... году был отменен, так как денежные средства из местного бюджета на тот момент не были заложены на капитальный ремонт здания. В настоящее время администрацией МОГО «Ухта» принято решение о выделении в .... году финансовых средств на разработку НПД и проведение ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия с учетом потребностей инвалидов. При этом, в ответе не требование прокуратуры г. Ухты не сообщается о закладывании денежных средств в бюджет МОГО «Ухта», о конкретных сроках доведения их до МУ ДО «Детская музыкальная школа ....».

Неисполнение учреждением возложенных на него обязательств существенно ущемляет права граждан на безопасное пребывание в указанном здании. Длительное бездействие по ремонту здания способствует разрушению объекта культурного наследия регионального значения, а также несет угрозу здоровью обучающихся.

Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми и должны быть устранены.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 125, 210, 215, 296 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ и ЕГРН учредителем музыкальной школы является администрация МОГО «Ухта», здание .... года постройки, расположенное по адресу: ...., находится на праве собственности у МОГО «Ухта». В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <...> г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Коми, на двух этажное здание общей площадью .... кв.м, расположенное по адресу: ...., за МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» зарегистрировано право оперативного управления, на основании которого учреждение осуществляет владение и пользование указанным зданием.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.4, 1.9, 7.1 Устава, МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» МОГО «Ухта» является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, юридическим лицом, созданным для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Учредителем учреждения является муниципальное образование городского округа «Ухта».

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта».

Таким образом, МУ ДО «Детская музыкальная школа ....» и администрация МОГО «Ухта» являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, в частности, порядок финансирования МУ ДО «Детская музыкальная школа ....», сроков выделения бюджетных ассигнований и сроков проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке научно-проектной документации, суд полагает необходимым установить ответчику для разработки научно-проектной документации срок до <...> г..

При этом предложенный прокурором срок для проведения капитального ремонта здания – до <...> г. суд находит разумным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Ухты удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа предоставить денежные средства муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа ....» муниципального образования городского округа «Ухта» для разработки научно-проектной документации и проведения капитального ремонта здания, расположенного по адресу: .....

Обязать муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа ....» муниципального образования городского округа «Ухта» в срок до <...> г. разработать научно-проектную документацию капитального ремонта здания, расположенного по адресу: .....

Обязать муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа ....» муниципального образования городского округа «Ухта» в срок до <...> г. провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: ...., включая следующие ремонтные работы: работы по усилению фундамента, восстановлению гидроизоляции стен, восстановление отмостки по периметру здания; ремонт стен, колонн, карнизов, декоративных элементов фасадов здания, ремонт полов, замену ветхих оконных и дверных блоков, ремонт крыльца и лестниц, инженерных сетей; ремонт дренажных, водоотводных устройств и благоустройство территории, установить пандусы для спуска-подъема инвалидных колясок, оборудовать туалетные комнаты с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 14.12.2023.

Судья С. С. Логинов

УИД: 11RS0005-01-2023-005614-95

2-4320/2023 ~ М-3636/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Ухты
Ответчики
МУ ДО "Детская музыкальная школа №1"
Администрация МОГО "Ухта"
Другие
Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Логинов Станислав Сергеевич
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024Дело оформлено
26.01.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.01.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.01.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее