Дело №2-1832/2023
УИД № 59RS0040-01-2023-002126-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2023 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Трошковой Л.Ф.
при секретаре судебного заседания Бурнышевой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском гражданское дело по иску Сюткина В.Ю. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный и страховой стаж, назначении пенсии,
У с т а н о в и л:
Сюткин В.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный и страховой стаж, назначении пенсии. В обоснование требования указал, что он обратился с заявлением в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Пермскому краю 03 мая 2023 года о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 16 августа 2023 года ему было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Специальный стаж в РКС с учетом суммирования на момент подачи заявления составил 2 года 01 месяц 23 дня. В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-04-12) - в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-10-17) – в качестве <данные изъяты>. В страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-03-09) <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-05-02) <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-06-22) <данные изъяты>. Отказ мотивирован тем, что работодатель представлял индивидуальные сведения без кода льготы особых условий труда. Он не согласен с данным решением по следующим основаниям в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначен указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность досрочного назначения пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. К городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам, как виду перевозок, в соответствии с действующими нормативными правовыми документами относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенными для перевозок пассажиров, с числом мест для сиденья (помимо водителя) более восьми. К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений. Истец просит обязать включить ответчика в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-04-12) - в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-10-17) – в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04-07-26) в качестве <данные изъяты>, в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-03-09) <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-05-02) <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-06-22) <данные изъяты>, назначить пенсию с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Сюткин В.Ю. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика – Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю Кустов А.Л. о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованных суду возражениях просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, защита гражданских прав осуществляется путем признания права. (ст.ст.8, 12 ГК РФ).
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначен указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность досрочного назначения пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 03 мая 2023 года Сюткин В.Ю. обратился в Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью.
Решением Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Пермскому краю № от 16 августа 2023 года в досрочном назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в Районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев.
Из указанного решения следует, что страховой стаж Сюткина В.В. составляет 27 лет 6 месяцев 19 дней. Стаж работы в Районах Крайнего Севера с учетом положений п.2.3 Правил № составляет 2 года 1 месяц 23 дня. В страховой стаж не включены периоды работы (02-03-03): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-03-09) <данные изъяты> (Казахстан) не читается штамп с наименованием организации в записи о приеме. Запрос справки, подтверждающий стаж направлен, ответ не поступил; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-05-02) <данные изъяты> (Казахстан) за периоды после распада СССР (после ДД.ММ.ГГГГ) необходимо подтверждение стажа. Запрос справки, подтверждающий стаж направлен, ответ не поступил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-06-22) <данные изъяты> (Казахстан) за периоды после распада СССР (после ДД.ММ.ГГГГ) необходимо подтверждение стажа. Запрос справки, подтверждающий стаж направлен, ответ не поступил. В специальный стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-04-12) - в качестве <данные изъяты>, согласно трудовой книжки работал в качестве водителя автобуса. На лицевом счете сведения представлены без указания кода особых условий труда. Представлена копия трудового договора б/н от ДД.ММ.ГГГГ год (работник принимается на работу в качестве водителя категории Д, суммированный учет, один месяц), сведения о закреплении за городскими маршрутами отсутствуют. Факт постоянной занятости на регулярных городских, пассажирских маршрутах документально не подтверждается; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-10-17) – в качестве <данные изъяты>, согласно трудовой книжки работал в качестве водителя автобуса. На лицевом счете сведения представлены без указания кода особых условий труда. Согласно материалов наблюдательного дела организации уплата дополнительного тарифа страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производилась. Раздельный учет рабочего времени и закрепление водителей за маршрутами не производился и не производится (один и те же водители могут быть задействованы на всех видах перевозок: городских, пригородных и заказных). Подтвердить занятость конкретных водителей только на регулярных городских пассажирских маршрутах не представляется возможным. Факт постоянной занятости на регулярных городских, пассажирских маршрутах документально не подтверждается. Величина индивидуального пенсионного коэффициента Сюткина В.Ю. составляет 61,094 (л.д.5-6).
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы Сюткина В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-04-12) - в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-10-17) – в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04-07-26) в качестве <данные изъяты>, суд исходит из того, что они подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе записями в трудовой книжке, сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Из ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует то, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 665 от 16 июля 2014 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений» (организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Письмом Минтранса России от 02 июля 1992 года № 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения РФ (письмо от 01 июня 1992 года № 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Согласно п. 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц.
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (п. 2).
При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.
В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (п. 3).
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормативными актами, для определения права истца на досрочную пенсию, юридически значимым обстоятельством является факт его занятости в спорные периоды на регулярных городских маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.
Кроме того, согласно п. 4 указанного Порядка при переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предпринятой в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе.
Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка.
Сроки хранения типовых документов утверждены Главным архивным управлением при Совмине СССО от 15 августа 1988 года и составляют для диспетчерских сводок, графиков выхода автомобилей на линию, журналов учета путевых листов – 1 год, путевых листов 3 года.
Поскольку часть документов, могущих дополнительно подтвердить специальный стаж истца, в связи с истечением срока хранения уничтожена – это путевые листы, диспетчерские сводки, приказы о закреплении за маршрутами, суд счел возможным подтвердить факт работы истца на регулярных городских маршрутах иными документами.
Из системного анализа понятий, содержащихся в Федерального законе от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», следует, что под регулярными городскими пассажирскими маршрутами следует понимать перевозку транспортом общего пользования пассажиров и багажа по территории города по постоянному, разработанному пути (маршруту), от начального пункта до конечного, по расписанию.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 8 января 1997 года № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 10 апреля 2013 года № 120) регулярные маршруты - это маршруты, осуществляемые в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сидения водителя) более 8.
К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутных остановках.
Исходя из анализа приведенных норм права следует, что юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат установлению судом при решении вопроса о включении периодов работы в специальный трудовой стаж в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, являются установление факта осуществления работником своих трудовых обязанностей в качестве водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, т.е. участие в регулярных городских пассажирских перевозках, выполнение указанной работы в течение полного рабочего времени. При этом указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Так, в соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно пункту 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
В соответствии с Письмом Минтранса РФ от 2 июля 1992 года № 13-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах» подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Из трудовой книжки на имя Сюткина В.Ю. следует, что 08 июня 1982 года принят <данные изъяты> на основании приказа №к от 08 июня 1982 года (запись №); 16 сентября 1982 года уволен по статье 32 КЗоТ Казахской ССР (собственное желание) на основании приказа №к от 16 сентября 1982 года (запись под №); 19 февраля 1991 года принят на работу <данные изъяты> на основании приказа № от 19 февраля 1991 года (запись под №); 14 августа 1992 года уволен по собственному желанию по статье 32 КЗоТ Казахской ССР на основании приказа № от 14 августа 1992 года (запись под №); 08 сентября 1992 года принят водителем автопарка в <данные изъяты> на основании приказа № от 10 сентября 1992 года (запись под №); 29 марта 1994 года уволен по собственному желанию на основании ст. 32 КЗоТ Республики Казахстан на основании приказа № от 31 марта 1994 года (запись под №); 19 мая 1994 года принят <данные изъяты> на основании приказа №-к от 17 мая 1994 года (запись под №); 10 мая 1995 года переведен <данные изъяты> на основании приказа №-к от 10 мая 995 года (запись под №); 07 марта 1997 года присвоена квалификация <данные изъяты> приказа №-к от 11 марта 1997 года (запись под №); 14 января 1999 года уволен по ст. 31 КЗоТ РФ собственное желание на основании приказа №-к от 18 января 1999 года (запись под №); 01 ноября 2009 года принят <данные изъяты> на основании приказа № от 01 ноября 2009 года (запись под №); 12 марта 2010 года уволен по соглашению сторон на основании ст. 77 п.1 ТК РФ на основании приказа № от 12 марта 2010 года (запись под №); 06 декабря 2012 года принят в качестве <данные изъяты> на основании приказа №п/к от 06 декабря 2012 года (запись под №); 22 октября 2013 года уволен по собственному желанию, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ на основании приказа №у/к от 22 октября 2013 года (запись под №) (л.д. 7-22).
Городские маршруты – автобусные маршруты, проходящие в черте города. Общеизвестный факт, что в г.Чайковском маршруты автобусов № являются городскими пассажирскими маршрутами.
Из информационного письма от 21 марта 2016 года следует, что <данные изъяты> осуществляет деятельность в сфере автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта.
Согласно официальных сведений содержащихся в ЕГРИП основной вид деятельности <данные изъяты> <данные изъяты> регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении.
Сведений о неполной занятости в периоды работы Сюткина В.Ю. суду не представлено.
Сюткин В.Ю. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 17 августа 1998 года.
Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сюткина В.Ю. следует, что за спорные периоды страхователями произведено начисление и уплата страховых взносов.
В соответствии с положениями статей 8, 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
В соответствии с положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01 января 2015 года) страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами России, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 10). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 1 статьи 13). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13).
Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил (пункт 10).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Не является основанием для отказа в удовлетворении иска довод ответчика о том, что в спорные периоды работы индивидуальные сведения на Сюткина В.Ю. работодателями поданы без кода льготы, что препятствует включению спорных периодов в специальный трудовой стаж истца, для назначения досрочной трудовой пенсии. Само по себе отсутствие кода льготной работы в представленных работодателем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования, не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ, поскольку ненадлежащее исполнение работодателем обязанностей, установленных законом, не может нарушать право истца на включение периодов его работы в специальный стаж.
Суд считает, что представленные документы подтверждают работу истца в спорные периоды, водителем автобуса, осуществляющим перевозки на регулярных городских маршрутах, в спорные периоды ответчик ежемесячно получал заработную плату, доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Доказательств того, что Сюткин В.Ю. не имел постоянную занятость на работе с тяжелыми условиями труда полный рабочий день при полной рабочей неделе ответчиком суду не представлено.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования о включении в страховой стаж периодов работы Сюткина В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-03-09) <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-05-02) <данные изъяты>;с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-06-22) <данные изъяты> суд исходит из следующего.
Пунктом 11 Правил № «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Удовлетворяя требования истца в части спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-03-09) <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-05-02) <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-06-22) <данные изъяты>, суд исходит из того, что трудовая деятельность истца за спорные периоды подтверждена записями в трудовой книжке на русском языке, которые внесены последовательно, заверены печатью работодателя, доказательств, опровергающих сведения данного документа, ответчиком в суд не представлено. Истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, пока не доказано иное, его права не должны ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей. Непредставление сведений компетентными органами Республики Казахстан и отсутствие документов в архиве не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде не включения периодов в страховой стаж.
Все спорные периоды работы имели место до 1 января 2002 года, поэтому для их включения в страховой стаж не требуется подтверждения компетентного органа Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части включения спорных периодов в специальный и страховой стаж истца, назначении пенсии с момента обращения, то есть с 03 мая 2023 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) включить Сюткину В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) в специальный стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-04-12) - в качестве <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-10-17) – в качестве <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04-07-26) в качестве <данные изъяты>.
В страховой стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-03-09) <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00-05-02) <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01-06-22) <данные изъяты>.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН №) назначить Сюткину В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) пенсию с 03 мая 2023 года.
Решение в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края.
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2023 года.
Судья: