ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Железногорск-Илимский 14 ноября 2023 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,
при секретаре Прокопьевой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-929/2023 по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» к Нагорному Н.А. о взыскании денежных средств по социальному контракту,
У С Т А Н О В И Л:
*** в суд поступило исковое заявление областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» (далее по тексту – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району») предъявленное к Нагорному Н.А. (далее по тексту – Нагорный Н.А.) о взыскании денежных средств по социальному контракту.
В обоснование иска указано, что на основании личного заявления Нагорного Н.А,, поступившего *** в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району», с ответчиком был заключен социальный контракт, предметом которого являлось оказание государственной социальной помощи по реализации мероприятий (действий), направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно. Срок действия контракта двенадцать месяцев, с *** по ***. Во исполнение контракта *** выплачена социальная помощь в размере *** руб.
В нарушение предусмотренных условий контракта Нагорный Н.А. не предоставил отчеты о расходовании денежных средств и о ходе исполнения мероприятий по программе социальной адаптации.
Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» от *** *** расторгнут социальный контракт от ***, заключенный с ответчиком.
Просит суд взыскать с Нагорного Н.А, в пользу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» единовременную денежную выплату в размере *** руб., оказанную в соответствии с Законом Иркутской области от 19.07.2010 №73-ФЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» на основании социального контракта.
Представитель истца ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» в судебное заседание не явился, надлежаще были извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Нагорный Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по месту жительства, судебная корреспонденция возвращена по истечении срока хранения, возражения по иску не представил, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в порядке заочного производства, в соответствии со ст. ст. 233, 234 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г.№ 178-ФЗ).
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены предмет социального контракта, права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи, порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, срок действия социального контракта, порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Иркутской области назначается в соответствии с Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. № 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", которым определяются размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи по решению исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего функции в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. № 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, поиск работы, утрата (повреждение) движимого имущества, повреждение жилого помещения, утрата (разрушение) жилого помещения, получение образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, длительное и (или) дорогостоящее лечение, уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и тому подобное).
В качестве одного из оснований прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта пункт 1 части 5 статьи 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 г. № 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" предусматривает: невыполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Судом установлено и из материалов дела следует, *** Нагорный Н.А. обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи, а так же выразил в указанном заявлении согласие на заключение социального контракта.
*** между ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» и Нагорный Н.А. заключен социальный контракт, согласно которому орган социальной защиты населения обязался оказать заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта для оказания государственной социальной помощи по реализации мероприятий (действий), направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно, на срок двенадцать месяцев, с *** по ***.
В целях стимулирования его активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации утверждена Программа социальной адаптации, являющаяся неотъемлемой частью контракта (Приложение *** к социальному контракту).
Согласно условиям социального контракта государственная помощь назначена в сумме *** руб. (пункту 2.1 социального контракта)
Условиями заключенного контракта в п. 4.1.2 раздел 4 предусмотрены обязанности заявителя:а) встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
б) представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в сроки, определенные программой адаптации к настоящему социальному контракту;
з) приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от размера единовременной денежной выплаты, предусмотренного пунктом 2.1.2 социального контракта), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы;
В соответствии с пунктом 4.1.5 раздела 4 «Права и обязанности Заявителя»:
а) расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели, указанные в разделе 2 настоящего социального контракте;
з) ежемесячно предоставлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации;
г) уведомить Управление в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта;
е) предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению 2 к настоящему социальному контракту;
ж) добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные Заявителю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 календарных дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи».
Согласно программе социальной адаптации на срок действия социального контракта с *** по *** (пункт 3. Приложения 1 к социальному контракту) были запланированы следующие мероприятия:
-постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (апрель 2022 года);
-приобретение оборудования (апрель 2022 года);
-приобретение профессионального инструмента (апрель 2022 года);
-осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (с апреля 2022 года постоянно);
-предоставление справки о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход (с апреля 2022 года по март 2023 года);
-ежемесячное информирование органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации (с апреля 2022 года по март 2023 года).
Перечень приобретаемого имущества на сумму 250 000,00 рублей: перфоратор, дрель, шуруповерт, бензопила, электро-лобзик, торцовочная пила, электропила, набор инструментов, электро-рубанок, УШМ (болгарка), сварочный аппарат полуавтомат, тепловая пушка, лазерный уровень (пункт 5. Приложения 1 к социальному контракту «Программа социальной адаптации»).
*** Учреждением принято решение *** о предоставлении Нагорному Н.А. материальной помощи в виде денежной выплаты по социальному контракту в размере *** руб.
Согласно справке о произведенных выплатах за период с апреля по июнь 2022 Нагорному Н.А. *** выплачена сумма в размере ***.
Ответчик Нагорный Н.А. обязанности, возложенные социальным контрактом, не исполнил, соответствующие документы в орган социальной защиты не представил.
*** в адрес Нагорного Н.А, Учреждением направлено уведомление о необходимости предоставления документов, предусмотренных социальным контрактом, в срок до ***, которое осталось без ответа.
Согласно ч. 5 ст. 9 (1) Закона Иркутской области от 19.07.2010 № 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 1 части 5 настоящей статьи, без уважительных причин, а также обстоятельств, указанных в пунктах 3, 6 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом (п. 6.1 ч. 6 ст. 9.1 указанного закона).
В соответствии с пп. ж пункта 4.1.5 раздела 4 «Права и обязанности Заявителя»: заявитель обязан: добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные Заявителю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 календарных со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении государственной помощи.
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от *** принято решение о расторжении социального контракта.
*** в адрес Нагорного Н.А, направлено уведомление о расторжении социального контракта, о необходимости вернуть денежные средства в размере *** руб.
Так, сведений о регистрации Нагорного Н.А, в качестве индивидуального предпринимателя не имеется, что подтверждается ответом на электронный запрос, совершенный на сайте egrul.nalog.ru.
В материалы дела истцом представлены телефонограммы, акты, согласно которым орган социальной защиты неоднократно пытался связаться с ответчиком посредством телефонной связи, месседжеров, *** осуществлен выезд по адресу места работы Нагорного Н.А,, однако на телефонные звонки ответчик не отвечал, на связь не выходил, на рабочем месте отсутствовал.
Оценивая представленные доказательства, суд считает установленным, что Нагорный Н.А. не выполнил обязательные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой адаптации (не представлены документы, подтверждающие расходование денежных средств на приобретение инструментов и оборудования, подтверждающих их целевое расходование), чем нарушил условия социального контракта, в добровольном порядке не возместил сумму полученной материальной помощи, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и взыскании с Нагорного Н.А, в пользу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ***» денежных средств в размере *** руб.
При этом, какие-либо доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости достоверности в опровержение фактов заключения социального контракта ответчиком, предоставления ему суммы в размере *** руб., а также доказательств, подтверждающих выполнения обязательств, возложенных социальным контрактом, соблюдение сроков предоставления отчетных документов, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт недобросовестного поведения Нагорного Н.А,, то в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ выплаченные денежные средства должны быть возвращены получателем.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с Нагорного Н.А, суммы неосновательного обогащения подлежат удовлетворению в размере *** руб.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенных исковых требований. В связи с чем, с учетом удовлетворения исковых требований, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб. (ст.ст. 333.19, 333.36 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░,, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ***» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.