Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-149/2024 (2-1121/2023;) ~ М-919/2023 от 15.11.2023

56RS0038-01-2023-001279-41

Дело № 2-149/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 года                                                                    с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе судьи Рафиковой В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Имашевой О.В.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Сакмарского района Оренбургской области Косиловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах Ворончихиной (Васильевой) Виктории Алексеевны к администрации муниципального образования <адрес> об обеспечении по месту жительства жилой площадь не ниже установленных норм,

установил:

Прокурор Сакмарского района <адрес> обратился в суд в интересах Васильевой В.А. с иском к администрации муниципального образования <адрес>, в обоснование заявленных требований указав, что Васильева В.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Сакмарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее родители мать – Васильева И.В. и отец Васильев А.А. лишены родительских прав. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п над несовершеннолетней Васильевой В.А. установлена опека, опекуном назначена Ромашкина Л.И. На территории <адрес> жилплощади и земельного участка, закрепленного жилья Васильева В.А. не имеет, поставлена в льготную очередь на получение жилья. Согласно решению жилищной комиссии администрации муниципального образования <адрес> Васильева В.А. включена в районный список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договору специализированного найма. Прокурор просит суд обязать муниципальное образование <адрес> предоставить Васильевой В.А. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных норма за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской <адрес>, выделенных на эти цели.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Оренбургской области.

Помощник прокурора Сакмарского района <адрес> Косилова Т.В., в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просила суд иск удовлетворить.

В судебном заседании Ворончихина (Васильева) В.А. участия не принимала, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.

Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес>, представители третьих лиц <адрес>, Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явились, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.

От представителя ответчика поступил письменный отзыв, в котором указано, что Васильева В.А. в настоящее время состоит в районном списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями под номером 30. При удовлетворении исковых требований будут нарушены права детей – сирот, которые состоят в списке до Васильевой В.А. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий <адрес> осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из областного бюджета, ежегодно предусматриваемых в законе оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В 2023 г. Сакмарскому району распределено субвенций на обеспечение жильем детей – сирот на сумму 11446000 руб., на которые приобретено 8 жилых помещений. В случае удовлетворения иска просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно отзыву, представленному суду, <адрес> с исковыми требованиями не согласно, указывает на то, что право Васильевой В.А. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено, поскольку она состоит в Списке, подлежащих обеспечению жилым помещением и реализация его права на получение жилья возможна только в порядке очередности. Кроме того, обращает внимание суда на то, что предоставление субвенций органами местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, при удовлетворении требований прокурора областной бюджет понесет дополнительные расходы, не предусмотренные законом о бюджете на текущий год. Вместе с тем, в случае удовлетворения требований прокурора просит суд установить разумный срок для исполнения решения суда, с учетом исключительных и уважительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения по обеспечению жилым помещением, в течение двух лет. Дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из положений пункта 2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 98.1 Жилищного кодекса Российской федерации).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>».

В силу п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347/285 - IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).

Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347/285 - IV-ОЗ).

В силу положений абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года № 1991/579-V-ОЗ) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела родителями Васильевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются: отец – Васильев А.А., мать – Васильева И.В.

На основании постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п Ромашкина Л.И. назначена опекуном Васильевой В.А., в связи с тем, что ее родители Васильев А.А. и Васильева И.В. решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 26.02.2016 г. ограничены в родительских правах.

Отец Васильев А.А., мать – Васильева И.В. решением Сакмарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Васильевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Васильева В.А. передана на воспитание опекуну Ромашкиной Л.И.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Васильева В.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Васильева В.А. получила основное общее образование в МБОУ Егорьевская средняя общеобразовательная школа».

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Ворончихиным Ю.А. и Васильевой В.А., в связи с чем, последней присвоена фамилия Ворончихина.

Из справки ГАПОУ «<адрес> медицинский колледж» следует, что Ворончихина В.А. является студенткой 3 курса ГАПОУ «<адрес> медицинский колледж».

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Васильевой В.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Ворончихина (Васильева) В.А. жилья принадлежащего ей на праве собственности не имеет.

Справкой администрации муниципального образования Егорьевский сельсовет <адрес> подтверждается, что Васильева В.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, на основании протокола заседания жилищной комиссии Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Васильева В.А. включена в районный список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договору специализированного найма.

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени Ворончихина (Васильева) В.А. не обеспечена жильем, соответствующим социальным и санитарно-техническим нормам.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Ворончихина (Васильева) В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности либо на ином законном праве жилое помещение, на момент рассмотрения спора жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечена, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

При этом указанная категория лиц имеет право на незамедлительное получение специализированного жилого помещения.

Действующее законодательство не содержит конкретной оговорки о какой-либо очередности внутри списка детей – сирот в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Списки формируются с достижения лицами 14 лет - для того чтобы своевременно предоставить жилое помещение им по достижении 18 лет или по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                       решил:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ворончихиной (Васильевой) Виктории Алексеевны к администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> об обеспечении по месту жительства жилой площадь не ниже установленных норм, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Сакмарский район <адрес> предоставить Ворончихиной Виктории Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств расходных обязательств субъекта Российской Федерации - <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах муниципального образования Сакмарский район <адрес> не ниже установленных норм предоставления жилой площади.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

    Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2024 года.

2-149/2024 (2-1121/2023;) ~ М-919/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ворончихина (Васильева) Виктория Алексеевна
Прокурор Сакмарского района
Ответчики
Администрация МО Сакмарский район Оренбургской области
Другие
Правительство Обренбургской области
Министерство Социального развития Оренбургской области
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Судья
Рафикова Виктория Андреевна
Дело на сайте суда
sakmarsky--orb.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.01.2024Подготовка дела (собеседование)
19.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее