Дело №- | 5440 | /2018 | |||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | |||||
11 | декабря | 2018г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Копаневой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мордовина И. Е. к мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Мордовин И.Е., обратился в суд с иском, в котором изначально просил обязать ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования и просил обязать мэрию <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указал, что на основании приказа главы администрации <адрес> от 19.02.2016 года №-од, истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего момента помещение истцу не было предоставлено.
Истец Мордовин И.Е., его представитель – Мордовина З.М., допущенная по устному ходатайству истца, в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнения, поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель ответчика мэрии <адрес> Степанова М.С., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Кроме того, пояснила, что в настоящий момент у мэрии отсутствует дополнительное финансирование. Также представитель мэрии <адрес> указала на то, что истец не нуждается в предоставлении ему жилого помещения, так как проживает в квартире, принадлежащей его дедушке на праве собственности, площадь квартиры составляет 121 кв.м. Кроме того, истец в настоящее время обучается в университете и жилое помещение ему может быть предоставлено только по окончанию обучения.
Представитель ответчика <адрес> Горшкова Е.С., на основании доверенности от 12.10.2017г. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы отзыва.
Представители ответчика Министерства труда и социального развития <адрес> Мизина Е.Г., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель ответчика Министерства финансов и налоговой политики <адрес>, третье лицо - <адрес> по Заельцовскому, Железнодорожному и <адрес>м <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, мать - Мордовина Л. А. была лишена родительских прав на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).
Сведения об отце в актовой записи о рождении отсутствуют (л.д.7).
На основании приказа главы администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од установлено попечительство, попечителем была назначена бабушка Мордовина З. М. - до достижения совершеннолетия (л.д.9).
На основании приказа главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-од, истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.8).
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домовой книги собственником данной квартиры является Мордовин А. А., приходящийся дедом истцу (л.д.49).
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемые сведения отсутствуют (л.д.26).
На основании справки от ДД.ММ.ГГГГ № «Городского жилищного агентства» истец на ДД.ММ.ГГГГ не использовал право приватизации жилья на территории <адрес> (л.д.27).
Как усматривается из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ деканом ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Мордовин И.Е. является студентом первого курса факультета базовой подготовки НГУЭУ, обучается за счет средств федерального бюджета, период обучения составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, вопреки доводам представителя мэрии <адрес>, судом установлено, что Мордовин И.Е. не обеспечен недвижимым имуществом на территории <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка указанных лиц. Согласно указанному Закону формирование сводного списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Сводный список формируется на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципального образования <адрес>. Лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.
В силу п. 4 ч. 1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчиков о том, что истец обеспечен жилым помещением, так как проживает в квартире своего дедушки, площадь которой составляет 121 кв.м., суд находит несостоятельным, так как названная квартира принадлежит дедушке истца на праве собственности.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
На основании вышеизложенных норм права, истец имеет исключительно право пользования указанным жилым помещением, тогда как собственником остается иное лицо – дедушка истца.
Доводы ответчиков о том, что жилое помещение может быть предоставлено только после окончания образовательного учреждения, суд также признает несостоятельными на основании следующего.
Как установлено судом, Мордовин И.Е. действительно является студентом первого курса факультета базовой подготовки НГУЭУ, обучается за счет средств федерального бюджета, период обучения составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как указывалось выше, по общему правилу детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
При этом указанным категориям лиц жилые помещения предоставляются немедленно по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
С заявлением о предоставлении жилого помещения по окончании обучения Мордовин И.Е. не обращался, соответственно, жилое помещение специализированного жилищного фонда ему должно быть предоставлено немедленно по достижении 18 лет и это не связывается с окончанием обучения в образовательном учреждении.
Поскольку Мордовин И.Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достиг возраста 18 лет, суд полагает, что исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом, органом, обязанным предоставить Мордвину И.Е. жилое помещение, является мэрия <адрес> в силу <адрес> «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению граждан жилыми помещениями».
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положений <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Мордовину И.Е. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.
Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета <адрес>.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без помещения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений».
Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам <адрес>.
Также суд отмечает, что субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета <адрес>.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к другим ответчикам, поскольку, как установлено судом, органом, обязанным предоставить Мордвину И.Е. жилое помещение, является мэрия <адрес>.
На основании ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мордовина И. Е. к мэрии <адрес> - удовлетворить.
Обязать мэрию <адрес> предоставить Мордовину И. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Мордовина И. Е. к Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Решение суда в окончательной форме изготовлено «28» декабря 2018 года.
Судья Е.А. Александрова
Подлинник решения находится в гражданском деле № Центрального районного суда <адрес>.