Дело №2-2747/2024
УИД 24RS0032-01-2024-001918-34
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2024 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Гинтера А.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Баженовой П.В.,
при секретаре Катковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска к ООО УК «Иннокентьевский» о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с исковым заявлением к ООО УК «Иннокентьевский» о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Красноярска, установлено, что на территории Ленинского района г. Красноярска расположена контейнерная площадка, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес> (имеет 6 контейнерных баков для складирования ТКО). Ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра частично разрушено, уклон для отведения талых и дождевых сточных вод не предусмотрен, контейнерная площадка расположена менее, чем в 20 метров от МКД <адрес>, рядом с площадкой имеется несанкционированная свалка отработанных автомобильных покрышек, территория захламлена ТКО. Указанная контейнерная площадка не включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов. 13.06.2023 г. в адрес руководителя ООО УК «Иннокентьевский» вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, ООО УК «Иннокентьевский» до настоящего времени не принято мер к организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов <адрес>, соответствующего требованиям СанПиНа 2.1.3684-21. Выявленные нарушения, выразившиеся в длительном бездействии ООО УК «Иннокентьевский» влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Прокурор Ленинского района г. Красноярска просит суд обязать ООО УК «Иннокентьевский» обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных на территории Красноярского края в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Баженова П.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, не возражала против вынесения заочного решения суда.
Ответчик – представитель ООО УК «Иннокентьевский» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств не поступило.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Ленинского района г. Красноярска, администрация г. Красноярска, ООО «РостТех», ООО УК «ЖСК», о дате, месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений и ходатайств не поступило.
Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав сторону истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра. Пунктом 3 данных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрена ответственность управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать «требованиям» технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (Перечень № 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня № 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 г. организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <1> должны быть обустроены <2> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) <3> или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки <4> для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров <5>) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п. 4 вышеуказанных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В силу п. 5 вышеуказанных правил выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются на территории Красноярского края приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирные <адрес>, находятся в управлении ООО УК «Иннокентьевский» на основании договора управления многоквартирным домом № В-5 от 01.11.2018 г. (л.д. 18-45), договора управления многоквартирным домом № В-7 от 01.11.2018 г. (л.д. 46-73).
Основным направлением деятельности ООО УК «Иннокентьевский» является деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 74-85).
13.06.2023 г. исх. 7-01.2023 прокуратурой Ленинского района г. Красноярска в адрес директора ООО УК «Иннокентьевский» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, согласно которому в ходе проведения выездных проверочных мероприятий 27.05.2023 г. было установлено, что на территории Ленинского района г. Красноярска вблизи <адрес> расположена контейнерная площадка, которую в том числе используют жители многоквартирных домов <адрес>, при этом, указанная площадка не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно 5 контейнерных баков не имеют ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, уклон для отведения талых и дождевых сточных вод не предусмотрен. При этом, на момент проведения проверки рядом с площадкой имеется несанкционированная свалка отработанных автомобильных покрышек. Указанная контейнерная площадка, предназначенная для складирования ТКО жителями многоквартирных домов <адрес>, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отсутствует (л.д. 12-16).
11.07.2023 г. исх. 46/23 в адрес прокуратуры Ленинского района г. Красноярска ООО УК «Иннокентьевский» подготовлен ответ на представление от 13.06.2023 г. № 7-01-2023, согласно которому размещение площадок накопления ТКО в соответствии с п. 2.1.3, 2.2.3 СанПин 42-128-46-90-88 «Санитарные правила содержания населённых мест», п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», в границах земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД по адресам: <адрес> не предоставляется возможным. В данном случае размещение площадки накопления ТКО для населения городского округа с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов возможно только на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Указанная площадка территориально используется не только многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО УК «Иннокентьевский» <адрес>, а также многоквартирным домом по <адрес> и.т.д, находящихся в управлении ООО УК «ЖСК» (л.д. 17).
25.03.2024 г. прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведен осмотр контейнерной площадки, предназначенной для складирования ТКО жителями МКД <адрес>, установлено, что площадка имеет 6 контейнерных баков для складирования ТКО, при этом, не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м частично разрушено, уклон для отведения талых и дождевых сточных вод не предусмотрен, контейнерная площадка расположена менее, чем в 20 метрах от МКД <адрес>, имеются очаги скопления ТКО, отработанные автомобильные покрышки, контейнерная площадка захламлена. Вместе с тем, установлено, что указанная контейнерная площадка не включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, каких-либо сведений о наличии мест накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов № <адрес>, в указанном реестре не содержится, о чем составлен акт (л.д. 10-11).
В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра» сведения о всех местах накопления твердых коммунальных отходов вносятся в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Формирование и ведение указанного реестра осуществляют органы местного самоуправления.
Заявка о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр направляется заявителем в уполномоченный орган по форме установленной уполномоченным органом (п. 22 Постановления Правительства от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра»).
Таким образом, ООО УК «Иннокентьевский» не организовало место сбора ТКО, без соблюдения норм законодательства эксплуатирует площадку накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес>, несмотря на обоснованное требование прокурора, предъявленное ещё в 2023 году, до настоящего времени не приняло мер к организации места хранения отходов в соответствии с требованиям СанПиНа 2.1.3684-21. При этом, на протяжении длительного времени ООО УК «Иннокентьевский» не исполняет обязанности, установленные действующим законодательством. Выявленные нарушения, выразившееся в длительном бездействии ООО УК «Иннокентьевский», влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. ООО УК «Иннокентьевский» не обращалось за внесением площадки в специализированный реестр, а также не инициировано вопрос о совместной эксплуатации имеющейся площадки сбора мусора и надлежащем её содержании.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не представил в судебное заседание доказательств опровергающие предмет и основание заявленных исковых требований, в частности обеспечения мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес> в соответствии с установленными требованиями и согласовании создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления - администрацией Ленинского района в г. Красноярске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска к ООО УК «Иннокентьевский» о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома удовлетворить.
Обязать ООО УК «Иннокентьевский» (ОГРН 1172468025729, ИНН 2465164196) обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных на территории Красноярского края в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: А.А. Гинтер
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2024 года.