№ 2-2351/2022
64RS0047-01-2022-003093-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2022 года город Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
при помощнике судьи Ватютовой А.Л., с участием представителя истца Мишиной С.В., представителя ответчика Просвирниной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ремком» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома и обеспечить ее содержание,
установил:
администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту- администрация района) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ремком» с выше указанными требованиями, указав, что в соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 года № 36-398 (далее по тексту- Положение), администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющем от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Октябрьского района.
Как следует из пп.3.2.2 Положения администрация района осуществляет полномочия органа местного самоуправления по защите прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и иных сферах в соответствии с законом «О защите прав потребителей». Исходя из положений ст.44 Закона «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей территории муниципального образования, органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Специалистами отдела благоустройства администрации района осуществлен осмотр территории с выходом на место по адресам: <адрес>. В результате осмотра выявлено, что на прилегающей территории по выше указанным адресам контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, не включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест накопления твердых коммунальных отходов общего пользования г. Саратова.
Пп. 2.1.8 Положения регламентировано, что администрация района также принимает участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п.1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Минимальный перечень услуг (работ), которые требуются для надлежащего содержания общего имущества, и порядок их оказания (выполнения) определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290. В соответствии с п.26 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290 работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок отнесены к минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного просит обязать ответчика в течение двух месяцев организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес>, а также обеспечить ее содержание.
Представитель истца Мишина С.В. поддержала исковые требования, дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Просвирнина Е.Н. возражала против удовлетворения исковых требований согласно письменных возражений.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, возражений на иск суду не представило.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя истца, ответчика и третьего лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из положений ст. 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления и такая обязанность на ответчика возложена быть не может.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 г. организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Более того, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290, где также указаны работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26(1).
Из материалов дела следует, что управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес> осуществляется ООО «Ремком».
Согласно акту обследования территории (объекта) от <дата> (л.д. 31) на придомовых территориях многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, не оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых бытовых отходов, не включены в реестр мест накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова.
Доводы ответчика о том, что между ним и <данные изъяты>» заключено соглашение о совместном содержании и ремонте контейнерной площадки от <дата> по многоквартирным домам <адрес>, потому Общество исполнило свою обязанность, по организации места накопления у <адрес> об организации межведомственной комиссии для согласования места организации площадки ТКО в связи с тем, что в районах сложившейся застройки нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, суд полагает основанными на неправильном толковании закона, поскольку место накопления ТКО по адресу: <адрес>, где собственником земельного участка является <данные изъяты>», не включено в реестр мест (площадок) накопления ТКО, создание комиссии для согласования места организации площадки ТКО действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчик не исполняет возложенную на него законно обязанность по организации места накопления твердых бытовых отходов и его содержанию, в связи с чем требования истца следует удовлетворить.
Согласно п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено
В связи с тем, что ответчику в данном случае необходимо оформить земельный участок под площадку у <адрес> или совершить иные действия, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения подлежит установлению срок его исполнения в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ремком» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома и обеспечить ее содержание удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ремком» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес>, а также обеспечить содержание таких мест.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2022 года.
Судья М.Н. Маштакова