Дело №
№УИД 91RS0№-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. ФИО5
Феодосийский городской суд Республики ФИО5 в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города ФИО5 Республики ФИО5 о признании права собственности на долю жилого дома, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО5,-
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города ФИО5 Республики ФИО5 о признании права собственности на долю жилого дома, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО5.
В обосновании заявленных требований истец указал, что он на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является собственником 3/5 долей жилого дома, расположенного по адресу: г. ФИО5, пер. Полтавский, 20. Совладельцем вышеуказанного домовладения являлась ФИО3 В 1982 году ФИО3 вместе со своим супругом ФИО4 обратились к матери истца с просьбой осуществлять за ними уход, помогать им, а они в счет этого передадут в собственность матери истца принадлежащие им 2/5 доли домовладения. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, через некоторое время после её смерти умер ФИО4 Таким образом, мать истца до своей смерти более 20 лет добросовестно, открыто и непрерывно владела и пользовалась целым домовладением по вышеуказанному адресу. После смерти матери истец более 15 лет владеет целым домовладением, в том числе и 2/5 долями, принадлежавшими ФИО3 Таким образом, учитывая то, что истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет, в том числе, 2/5 долей вышеуказанного домовладения, он обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать за ним право собственности в порядке приобретательной давности.
Истец в судебное заседание не явился, от его представителя ФИО8, действующего на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования просит удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города ФИО5 Республики ФИО5 в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО5 в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Суд, исследовав материалы дела, обозрев материалы инвентарного дела №, материалы регистрационного дела №, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ, содержание которых следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 3/5 долей жилого дома с кадастровым номером 90:24:010111:3555, расположенного по адресу: г. ФИО5, пер. Полтавский, 20. Указанную долю домовладения ФИО1 унаследовал после смерти своей матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов инвентарного и регистрационного дела на указанное домовладения, совладельцем вышеуказанного домовладения в 2/5 доли значится ФИО3.
Как указывает истец, в 1982 году ФИО3 вместе со своим супругом ФИО4 обратились к матери истца с просьбой осуществлять за ними уход, помогать им, а она в счет этого передает в собственность матери истца принадлежащие ей 2/5 доли домовладения.
ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-АП №, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту, составленному соседями истца ФИО9, ФИО10, ФИО11, подписи которых удостоверены председателем уличного комитета №, ФИО2 с 1982 года осуществляла уход и всяческую помощь ФИО3 и ФИО4 до момента их смерти. После смерти ФИО3 и ФИО4 сначала ФИО2, а после ее смерти - ее сын ФИО1 пользовались целым домовладением, расположенным по адресу: ФИО5, г. ФИО5, пер. Полтавский, 20, как своим собственным. С момента смерти ФИО2 и до настоящего времени в домовладении проживает и единолично им пользуется, в т.ч. производит капитальные, текущие ремонты ее сын ФИО1.
Таким образом, усматривается, что мать истца ФИО2 с 1986 года непрерывно владела и пользовалась целым домовладением, в том числе 2/5 долями, принадлежавшими ФИО3
Как указывает истец, после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, фактически целое домовладение находится в его пользовании, в том числе 2/5 доли, принадлежавшие ФИО3
В подтверждение факта пользования и содержания домовладения в целом истцом предоставлены товарные накладные на приобретение строительных материалов на ремонт указанного домовладения, квитанции по оплате коммунальных услуг по указанному адресу.
При этом, как следует из реестра наследственных дел, наследственные дела ни после смерти ФИО3, ни после смерти ФИО4, не заводились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течении 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии со статьями 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, как принадлежащее на праве собственности другому лицу, так и на бесхозяйное имущество.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, учитывается, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Согласно пункту 15 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце 1 пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно пункту 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения. Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по её содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомлённость давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из содержания указанных норм следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе, устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Как установлено судом, после смерти ФИО3 наследственного дела не заводилось, претензий к истцу от иных лиц в части пользования и владения спорным домовладением не поступало.
При рассмотрении дела судом установлено, что истец пользуется целым домовладением по адресу: г. ФИО5, пер. Полтавский, 20, в том числе 2/5 долями, производит оплату всех коммунальных услуг по указанному адресу, несет бремя содержания недвижимого имущества в полном объеме.
В соответствии со статьей 234 ГК РФ давностное владение может начаться после волеизъявления титульного собственника в любом виде, в том числе по договору, либо в одностороннем порядке (по данному делу – момент выдачи доверенности для совершения сделки дарения), если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с частью 4 статьи 234 ГК РФ - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.
Установленный судом срок давности владения истцом 2/5 долями жилого дома, титульным собственником которого являлась ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, начинается с даты ее смерти ДД.ММ.ГГГГ, то есть указанный срок составляет более 18 лет.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" обращено внимание судов на то, что статьей 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
При таких обстоятельствах, у истца есть возможность приобретения спорного имущества по основанию, предусмотренному статьей 234 ГК РФ (аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 81-КГ18-15).
Таким образом, суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, полагает требования истца в части признания за ним права собственности на 2/5 доли жилого дома, расположенного по адресу: г. ФИО5, пер. Полтавский, 20, в порядке приобретательной давности, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на 2/5 доли жилого дома, общей площадью 91,7 кв.м., с кадастровым номером 90:24:010111:3555, расположенного по адресу: г. ФИО5, пер. Полтавский, 20, в порядке приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО5 через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.А. Бойко