Дело № 2-965/2024
УИД 89RS0002-01-2024-001581-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2024 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего: судьи Когаева Г.Ю., при секретаре судебного заседания Мусаевой Э.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Лабытнанги, в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Снежинка» г. Лабытнанги о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Снежинка» (далее – МАДОУ ДС «Снежинка») о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер к оборудованию помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой и возложении обязанности, устранения нарушений требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов. В обоснование заявленных требований указав, при проведении в отношении МАДОУ ДС «Снежинка» проверки было установлено, что в нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в указанном дошкольном образовательном учреждении отсутствует оборудованное индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий.
Старший помощник прокурора города Лабытнанги Девятков Д.А., в судебном заседании, просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
В судебном заседании директор МАДОУ ДС «Снежинка» Янкина С.Л., заявленные исковые требования прокурора считала обоснованными и законными, однако указала, что с их стороны отсутствует бездействие по оборудованию индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, так как такой необходимости не было.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги» Налесник Д.Б., действующий на основании доверенности от 19.03.2024 № 3, заявленные исковые требования прокурора считал обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав, что денежные средства на оборудование помещения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, будут выделены.
Суд, выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст. 1 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Согласно пунктам 4 и 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309.
Подпунктом «г» пункта 4 Порядка установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой города Лабытнанги проведена проверка МАДОУ ДС «Снежинка» исполнения требований законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законодательства о социальной защите инвалидов в образовательных учреждениях.
По итогам проверки в адрес директора МАДОУ ДС «Снежинка» внесено представление от 29.03.2024 с требованием, устранить выявленные нарушения законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законодательства о социальной защите инвалидов, в частности нарушения пп. «г» п. 4 Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 (л.д. 10-12).
Согласно письму МАДОУ ДС «Снежинка» от 25.04.2024, вышеназванное представление заместителя прокурора города Лабытнанги от 29.03.2024 ими рассмотрено, для определения финансовых затрат, которые потребуются для устранения нарушения, заместителем директора по АХР, были представлены коммерческие предложения и определена ценовая политика установки индукционной портативной системы в помещение, предназначенное для массовых мероприятий, которое имеет площадь 102 кв.м. (л.д. 13).
В судебном заседании достоверно установлено неисполнение и бездействие МАДОУ ДС «Снежинка» законодательно закрепленной обязанности по обеспечению на вверенном объекте помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Доводы представителя ответчика об отсутствии бездействий в непринятии мер к оборудованию помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, не могут быть приняты во внимание, поскольку МАДОУ ДС «Снежинка» обратилось с соответствующей заявкой на выделение денежных средств, для устранения выявленных нарушений, только после получения представления прокурора, хотя такая законодательно установленная обязанность возникла у ответчика с 1 января 2016 года с момента вступления в законную силу вышеуказанного приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309.
Более того, согласно разъяснениям, указанным в письме Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07, приказ N 1309 определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования для Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций. Он вступил в силу с 1 января 2016 г. и является обязательным для исполнения. Несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов.
Таким образом, заявленный прокурором города Лабытнанги иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Судебных расходов по делу стороны не понесли.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Лабытнанги, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Снежинка» г. Лабытнанги в непринятии мер к оборудованию помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снежинка» г. Лабытнанги (ИНН 8902009503, ОГРН 1028900554870) обязанность оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца через Лабытнангский городской суд со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: ...
...
...
Решение в окончательной форме принято 07 июня 2024 года.