дело №2-989/22
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2022 года г. Владикавказ
Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Коваленко В.А.,
при секретаре Джиоевой М.И.,
помощник судьи Бритаева Б.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации местного самоуправления города Владикавказа к Каирову ФИО1, Каировой ФИО2 о сносе самовольно возведенной постройки,
у с т а н о в и л:
Администрация местного самоуправления города Владикавказа обратилась в суд с исковыми требованиями к Каирову ФИО1 о возложении обязанности на Каирова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения снести самовольно возведенную пристройку, размером. 1,50м х 3,50м х 3.0м к квартире №1, расположенную по адресу: г<адрес> за свой счет, в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда. В обоснование предъявленных требований истец указал, что 15 ноября 2021 года, сотрудниками УАТИ г.Владикавказа при обследовании территории по адресу: <адрес> было выявлено самовольное возведение пристройки к квартире №1, размерами 1,50м х 3,50м х 3.0м. Указанные действия осуществлялись гр. Каировым ФИО1, о чем составлен акт. Данная постройка возведена незаконно в связи с тем, что при проведении проверки не было представлено никаких разрешительных документов на ее возведение. В связи с этим Каирову ФИО1 было выдано под роспись предписание от 16 ноября 2021 года с требованием устранить выявленное нарушение в 30-ый срок. 20 декабря 2021 года был составлен акт повторного обследования на предмет исполнения предписания. Однако, несмотря на предписание, по настоящее время никаких действий со стороны ответчика по устранению правонарушения предпринято не было.
В ходе досудебной подготовки, представителем истца Дзгоевой З.В., действующей по доверенности №7 от 12 января 2022 года исковые требования уточнены, истец просит обязать Каирова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Каирову ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения снести самовольно возведенную пристройку, размером. 1,50м х 3,50м х 3.0м к квартире №1, расположенную по адресу: г.<адрес> за свой счет, в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Определением судьи от 28 апреля 2022 года заявление об уточнении исковых требований принято к производству Ленинского районного суда г. Владикавказа. Каирова ФИО2. была привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Представитель истца Дзгоева З.В., не явилась, направила в суд заявление, которым просила исковые требования АМС г. Владикавказа к Каирову ФИО1 и
Каировой ФИО2. удовлетворить, против вынесения заочного решения не возражала.
Ответчики Каиров ФИО1 и Каирова ФИО2. были уведомлены о дате и месте судебного разбирательства, в суд не явились, причин неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно части 3 и части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения об уважительных причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
В связи с этим суд в соответствии с частью 1 статьи 48, статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия истцовой стороны, в отсутствие представителя истца и ответчиков, рассмотрел данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каирову ФИО1 и Каировой ФИО2. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира №1, расположенная по адресу: Республика Северная Осетия-Алания<адрес>, площадью 49,1 кв.м.
15 ноября 2021 года сотрудниками УАТИ АМС г. Владикавказа при обследовании территории пер. Базарный было выявлено возведение пристройки к дому №7 размерами 1,50м х3,50м х3,0м без разрешения АМС г. Владикавказа, о чем составлен Акт №140 от 15 ноября 2021 года.
16 ноября 2021 года Каирову ФИО1 вручено предписание, согласно которому, Каирову ФИО1 было предписано в 30-ти дневный срок устранить нарушение, выразившееся в возведении пристройки без разрешения АМС г. Владикавказа (предписание №215 от 16 ноября 2021 года).
В архиве Управления архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказа ведущегося с 2006 года разрешение на строительство пристройки по пер. Базарный/ул. Куйбышева, 7/24 кв. 1 Каирову ФИО1 отсутствует (письмо Управления архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказа от 10 января 2022 года №56/263сл-2).
20 декабря 2021 года сотрудниками УАТИ АМС г. Владикавказа составлен акт №195 по факту невыполнения Каировым ФИО1 требования предписания №215 от 16 ноября 2021 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Кодекса).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 июля 2007 № 595-О-П: самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушение норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Осуществление самовольной постройки фактически является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Из буквального смысла приведенной нормы следует, что содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу правовым последствием осуществления самовольной постройки должен быть ее снос.
В пунктах 23, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года (ред. от 23 июня 2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 данного Кодекса документы.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
По смыслу статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия прав на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Одновременно с этим, действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Такой перечень закреплен в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что спорное помещение возводилось в соответствии с проектной, строительно-технической документацией, с получением разрешения на строительства и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, на земельном участке, предназначенном для указанных целей - разрешенным видом использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ответчика объективных препятствий в получении разрешений на строительство спорного помещения.
Кроме того, одним из признаков самовольной постройки в соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющих вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Указанная правовая позиция отражена в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).
По данному делу юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами, с учетом положений гражданского и земельного законодательства являлось в том числе и установление соблюдения ответчиками при возведении самовольного строения целевого назначения земельного участка, требований территориального зонирования.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о сносе самовольной постройки, возведенной с нарушением целевого назначения земельного участка, подлежит удовлетворению. Иное решение противоречило бы положениям статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Из материалов дела следует, что ответчики возвели спорное строение на земельном участке, не предназначенном для этих целей – на тротуаре.
Следовательно, возведенный ими объект недвижимого имущества является объектом самовольного строительства, подлежащим сносу в любом случае в силу вышеизложенных требований законодательства.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации местного самоуправления города Владикавказа к Каирову ФИО1, Каировой ФИО1 - удовлетворить.
Обязать Каирова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Каирову ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения снести самовольно возведенную пристройку, размером. 1,50м х 3,50м х 3.0м к квартире №1, расположенную по адресу: г.Владикавказ, ул.Базарный пер./ул.Куйбышева,7/27 за свой счет, в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней, со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Коваленко В.А.