Дело № 2-228/2022
УИД: 22RS0024-01-2022-000262-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 4 августа 2022 года
Ключевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Кирилловой В.Р., при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ключевская СОШ №», администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия,
установил:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ключевская СОШ №», администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия, указав, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что МБОУ «Ключевская СОШ №» не оснащена охранной сигнализацией, не обеспечена охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, на 1-м этаже не оборудовано помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Указанные обстоятельства являются недопустимыми и создают предпосылки для совершения террористических актов, несут угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих образовательное учреждение. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес школы вносилось соответствующее представление, которое признано обоснованным, однако выявленные нарушения законодательства не устранены до настоящего времени. Просит обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование указанных мероприятий, обязать МБОУ «Ключевская СОШ №» в трехмесячный срок с момента выделения финансирования осуществить данные мероприятия.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, уточнив, что финансирование указанных мероприятий следует провести до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации <адрес>, представитель ответчика МБОУ «Ключевская СОШ №», представитель третьего лица комитета администрации <адрес> по образованию в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. "а" и "б" п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 3 Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии терроризму» - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что следует из пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).В соответствии с пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктом 25 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, предусмотрено В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно уставу МБОУ «Ключевская СОШ №» данное учреждение является образовательной организацией (л.д. 18-36).
В соответствии с п.п. «в» п. 13 Требований к антитеррористической защищенности, МБОУ «Ключевская СОШ №» является объектом третей категории опасности, на объект составлен паспорт безопасности.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки в МБОУ «Ключевская СОШ №» установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, а также пп. «а, б, в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности, объект не оснащен охранной сигнализацией, не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, на 1-м этаже не оборудовано помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В целях устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения было направлено представление с требованием устранить допущенные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта (л.д. 9-10). Вместе с тем, нарушения, изложенные в представлении до настоящего времени не устранены (л.д. 8).
Согласно сведениям ОВО по <адрес> – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» срок реализации вышеуказанных мероприятий был установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16).
Согласно информации директора МБОУ «Ключевская СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ № для устранения выявленных нарушений в администрацию <адрес> была подана заявка на финансирование указанных мероприятий (л.д. 11-12), до настоящего времени указанные нарушения требований антитеррористического законодательства не устранены.
В соответствии с Уставом МБОУ «Ключевская СОШ №» учредителем школы и собственником имущества школы является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются комитетом по образованию администрации <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет муниципальное образование <адрес> (п.1.3. – л.д. 20).
Пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе и те мероприятия, которые являются предметом настоящего иска
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность в срок ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по оснащению здания МБОУ «Ключевская СОШ №» охранной сигнализацией; по обеспечению охраной сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; по оборудованию на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Обязать МБОУ «Ключевская СОШ №» в трехмесячный срок с момента выделения финансирования осуществить мероприятия по оснащению здания МБОУ «Ключевская СОШ №» охранной сигнализацией; по обеспечению охраной сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; по оборудованию на первом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий В.Р. Кириллова
Решение в окончательной форме принято 5 августа 2022 года.