Дело № 12-38/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
29 января 2019 года гор. Цивильск
Судья Цивильского районного суда Чувашской Республики Крылова В.М., рассмотрев жалобу должностного лица начальника ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» Андреева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.12.34 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Цивильского района Чувашской Республики от 13 декабря 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства», на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, начальник ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» обжаловал указанное выше постановление на предмет его отмены. В жалобе указывает, что все имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о наличии в действиях ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
Заявитель - начальник ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» Андреев А.В., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился.
Представитель ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» Васильев И.С. в судебном заседании поддержал письменные возражения на жалобу начальника ОГИБДД МО МВД России «Цивильский» и вновь привел их суду, просил оставить постановление мирового судьи без изменения, а жалобу начальника ОГИБДД без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 12.34 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических лиц и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст утвержден "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что в отношении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» составлен протокол об административном правонарушении от 30 октября 2018 года по ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ за нарушение при содержании автомобильной дороги общего пользования требований по обеспечению безопасности дорожного движения, установленных п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, пунктов 13.1, 13.7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «безопасность автомобильных дорог», п.п.4.5.2, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, выразившихся в отсутствии стационарного электрического наружного освещения на участках автодороги проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии не менее 10 метров от них, а также наземных пешеходных переходах.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 ч.1 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, исходя из смысла и содержания приведенных положений КоАП РФ, административный орган обязан доказать не только сам факт совершения административного правонарушения, но и виновность юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
В силу пп. 6, 12 ст. 3 Закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 05 февраля 2015 г. N 233-О, регулирование, установленное федеральным законодателем для бюджетных учреждений, обусловлено особенностями данного типа государственных и муниципальных учреждений, закрепленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 9.2).
Так, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1); для бюджетного учреждения Закон предусматривает и регламентирует формирование, утверждение и исполнение государственных (муниципальных) заданий, реализуемых за счет субсидий из государственного бюджета на выполнение государственного задания (п. 6).
В соответствии с уставом ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по таким автомобильным дорогам. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (пп. 1.2, 2.5).
Предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленными за учреждением на праве оперативного управления. Для достижения целей и реализации предмета деятельности учреждение осуществляет, в том числе исполнение функций государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленными за учреждением на праве оперативного управления (пп. 3.2.1, 3.3.1).
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет (п. 5.1).
Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» свою деятельность на спорном участке автомобильной дороги А-151 «Цивильск-Ульяновск» Цивильского района ЧР осуществляет на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени юридическим лицом принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения: юридическое лицо сформировало перечень участков автомобильных дорог, на которых в соответствии с нормативными документами необходимо устройство стационарного электрического освещения и направило его Росавтодор для включения в ФАИП на 2018-2020 годы (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило информацию по установке элементов электрического искусственного освещения на автобусных остановках, пешеходных переходах, кольцевых и локальных пересечениях, а также примыканиях. В указанный перечень включены также участки автодороги А-151, отраженные в протоколе по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, учитывая недоказанность факта полного бездействия юридического лица, его участие в гражданском обороте в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что сопряжено со значительными временными затратами на достижение поставленных целей, и возможность исполнения учреждением полномочий в сфере своей деятельности в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, мировой судья пришел обоснованному выводу об отсутствии в действиях ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Установление обстоятельств принятия учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных правил и норм специального законодательства в сфере дорожной деятельности свидетельствует об отсутствии в данном случае такого необходимого признака состава вменяемого административного правонарушения как виновность юридического лица, в связи с чем постановление мирового судьи о прекращении производства по делу является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.12.34 ░.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░