Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-88/2023 ~ М-92/2023 от 20.04.2023

Дело №2-88/2023

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

с.Быстрый Исток                                                                                                 11 мая 2023 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                 Вдовенко А.В.

при секретаре                         Булавкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новопокровская общеобразовательная средняя школа им. А.А.Немтинова» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Быстроистокского района Алтайского края, действуя в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Новопокровская общеобразовательная средняя школа им. А.А.Немтинова» (далее – МБОУ, Новопокровская ОСШ) с требованием обязать данное учреждение поставить на государственный учёт нежилое здание – котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке, установленном ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в срок не позднее 01.07.2023.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в результате проведённой проверки соблюдения МБОУ требований законодательства об охране атмосферного воздуха в своей деятельности выявлено, что используемая данным образовательным учреждением для отопления зданий котельная, расположенная по адресу: <адрес>, не состоит на обязательном государственном учёте в порядке, регламентированном отдельными положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в то время как, будучи действующей котельной, данный объект недвижимого имущества является источником выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что негативным образом может сказываться на здоровье неопределённого круга лиц, проживающих (пребывающих) вблизи от здания обозначенной котельной.

В качестве предпринятых мер прокурорского реагирования в адрес МБОУ было направлено соответствующее представление об устранении нарушений федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Истец – помощник прокурора Быстроистокского района Алтайского края Новгородский М.А. – в судебном заседании на иске настаивал, просил его удовлетворить по изложенным в нём доводам.

Представитель ответчика – директор Новопокровской ОСШ Рощин С.В., будучи надлежаще извещённым, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также о признании заявленных исковых требований в полном объёме, которое просил принять, указав, что юридические последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – отдел администрации Быстроистокского района по образованию и молодёжной политике, администрация Быстроистокского района Алтайского края, Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, будучи надлежаще извещёнными, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки таковых суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело на дату 11.05.2023 при явке в судебное заседание истца и в отсутствие остальных участников процесса.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст.ст.17, 18, 42 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ), атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Загрязнение атмосферного воздуха – это поступление в атмосферный воздух или образование в нём загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона №96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Как следует из положений ст.1 Федерального закона от 10.02.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022) (далее – Закон №7-ФЗ), объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), являются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединённые единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ст.4.2 Закона №7-ФЗ, объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на объекты I, II, III и IV категории. Критерии отнесения тех или иных объектов НВОС к определённой категории утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2398 (в ред. от 07.10.2021).

Материалами дела установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит администрации Быстроистокского района Алтайского края на праве собственности, которая передана в пользу МБОУ в оперативное управление на основании распоряжения главы Быстроистокского района от 10.01.2006 и постановления главы Быстроистокского района от 21.01.2022 .

В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия собственника.

Толкование вышеприведённой нормы Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

Согласно положениям статьи 69.1 Закона №7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учёт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учёт, которая подаётся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Форма заявки о постановке на государственный учёт, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учёт обязан осуществить постановку на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учёт этого объекта.

В соответствии с Общими положениями Устава МБОУ, Новопокровская ОСШ является юридическим лицом в форме учреждения, осуществляющей образовательную деятельность по адресу: <адрес>, учредителем указанного МБОУ является администрация Быстроистокского района Алтайского края, от имени которого выступает отдел администрации Быстроистокского района Алтайского края по образованию и молодёжной политике.

Котельная, переданная в оперативное управление МБОУ, является действующей и используемой по назначению – для отопления здания упомянутого образовательного учреждения, что подтверждается представленными стороной истца письменными сведениями о приобретении угля в 2022 году, а также не оспаривалось и стороной ответчика.

Согласно отдельным положениям, содержащимся в Сборнике методик по расчёту выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами (УНВ Госкомгидромета СССР, 1986), продуктами сгорания угля и дров являются загрязняющие вещества: твёрдые частицы летучей золы и недогоревшего топлива, оксид серы, оксид углерода (угарный газ), оксид азота, диоксид азота, зола, угольная пыль и др.

Факт того, что при горении угля и дров образуются загрязняющие вещества в виде золы (шлака), пыли, сажи, угарного газа, кем-либо из участвующих по делу лиц не оспаривался, является общеизвестным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при эксплуатации вышеобозначенной котельной МБОУ осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников – объектов НВОС.

Факт непостановки до настоящего времени МБОУ на государственный учёт вышеобозначенной котельной установлен в результате проведённой прокуратурой Быстроистокского района Алтайского края проверки, что отражено в соответствующем направленном в адрес стороны ответчика по делу представлении от 06.03.2023, которое на дату 03.04.2023 было рассмотрено и признано обоснованным. В настоящее время каких-либо контраргументов относительно устранения выявленных нарушений федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха стороной ответчика не представлено, вследствие чего суд приходит к выводу об имеющемся длящимся характере допущенных выявленных нарушений обозначенного плана.

Ответчик приводимые в рассматриваемом иске доводы, приводимые стороной истца, в какой бы то ни было части не оспаривает, исковые требования признаёт в полном объёме, последствия признания иска представителю МБОУ разъяснены и понятны.

Учитывая то, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.

Согласно ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда – не позднее 01.07.2023, который, по мнению суда, является разумным, достаточным и необходимым с учётом всех обстоятельств дела. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (в ред. от 22.06.2021), на основании судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре выдаётся отдельный исполнительный лист. При этом, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопокровская общеобразовательная средняя школа им. А.А.Немтинова» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) обязанность поставить на государственный учёт нежилое здание – котельную, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьёй 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в срок не позднее 01 июля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2023 года.

Председательствующий                                                                      А.В. Вдовенко

20.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
08.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее