Дело №2-2668/2023
УИД 22RS0069-01-2023-003317-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Лучинкина С.С.
при секретаре Дудиной Г.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сахалтуева А.Ю. к начальнику филиала №5 Федерального государственного казенного учреждения «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России, Федеральному государственному казенному учреждению «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сахалтуев А.Ю. обратился в суд с требованиями к начальнику филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России, ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России о признании отказа незаконным, возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что являясь подполковником внутренней службы, младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения специального назначения УФССП по АК, приказом ФССП России №... от 24.05.2022г. с ним прекращен контракт, и он уволен со службы в органах принудительного исполнения РФ с 31.05.2022 г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В настоящее время он является пенсионером по выслуге лет.
Между тем, в ходе прохождения службы им было утрачено здоровье, и он значительное время находился на больничных. Уволиться по состоянию здоровья и пройти ВВК в течение службы у него не было возможности. После издания приказа об увольнении, 26.05.2022г. он был госпитализирован в больницу и около 8 месяцев проходил лечение и реабилитацию.
В мае 2023 года, он обратился в отдел кадров ГУ ФССП Росси по Алтайскому краю с заявлением о выдаче направления на ВВК. Однако в выдаче направления было отказано, так как он уже был уволен из органов принудительного исполнения.
Затем он обратился с заявлением и приложенными медицинскими документами в ФГКУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России с просьбой установить причинную связь имеющегося у него заболевания с прохождением службы.
Письмом начальника отдела филиала №3 ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России от 07.04.2023г. за № 10/2/885дп ему было отказано в проведении экспертизы, и разъяснено, что с данным вопросом ему необходимо обратиться в военно-медицинскую организацию по территориальной принадлежности, а именно – филиал №5 ФГКУ «425 военный госпиталь» Минобороны России, г.Алейск Алтайского края, где возможно проведение очного мед.освидетельствования для определения причинной связи заболевания со службой в органах принудительного исполнения.
18.08.2023г. он предоставил медицинские документы и заявление на имя начальника филиала №5 ФКГУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России с просьбой рассмотреть документы на предмет установления причинной связи появления заболевания во время выполнения служебных обязанностей при прохождении службы в органах принудительного исполнения.
22.08.2023г. начальником филиала №5 ФКГУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России ему было сообщено, что документы не могут быть рассмотрены, так как в приложенных документах нет направления на медицинское освидетельствование, что предусмотрено пп.«д» п.3 Приложения к Приказу Министра Обороны России от 15.02.2016г. №55.
Считает данный ответ незаконным, противоречащим нормам материального права и ведомственным приказам, регламентирующим данные правоотношения, так как отказ начальника филиала №5 ФКГУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России нарушает его права на рассмотрение мед.документов на предмет установления причинной связи возникновения заболевания с несением службы в органах принудительного исполнения.
Кроме того, обжалуемый отказ противоречит ответу Начальника отдела филиала №3 ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России от 07.04.2023г. за №10/2/885дп.
Полагает, что его медосвидетельствование возможно после его увольнения из органов принудительного исполнения, в порядке самообращения.
В связи с изложенным просил отказ начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России в проведении экспертизы по медицинским документам в отношении него оформленный письмом №3440 от 22.08.2023 г. признать незаконным. Возложить на начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России обязанность принять к рассмотрению предоставленные им медицинские документы для проведения экспертизы.
В судебном заседании представитель истца Сахалтуева А.Ю.- Бешенева Е.С. требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Сахалтуев А.Ю., ответчик начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России, представитель ответчика ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, об отложении дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили. При этом ответчики просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что приказом ФССП России №... от 24.05.2022г. с подполковником внутренней службы Сахалтуевым А.Ю., младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения специального назначения УФССП по АК, был прекращен контракт, истец был уволен со службы в органах принудительного исполнения РФ с 31.05.2022г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Как следует из искового заявления и пояснения представителя истца, Сахалтуевым А.Ю. в ходе прохождения службы было утрачено здоровье, в связи с чем в мае 2023 года, истец обратился в отдел кадров ГУ ФССП Росси по Алтайскому краю с заявлением о выдаче ему направления на ВВК.
Однако в выдаче направления истцу было отказано по причине увольнения из органов принудительного исполнения, что подтверждается письмом о направлении информации №22909/23/39752 от 02.06.2023 г.
В связи с полученным отказом в выдаче направления на ВВК, истец обратился в ФГКУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России с просьбой установить причинную связь имеющегося заболевания с прохождением службы, предоставив необходимые для проведения экспертизы документы.
Между тем, письмом начальника отдела филиала №3 ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России от 07.04.2023г. за № 10/2/885дп истцу было отказано в проведении экспертизы, и разъяснено, что с данным вопросом необходимо обратиться в военно-медицинскую организацию по территориальной принадлежности, а именно – филиал №5 ФГКУ «425 военный госпиталь» Минобороны России, г.Алейск Алтайского края, где возможно проведение очного мед.освидетельствования для определения причинной связи заболевания со службой в органах принудительного исполнения.
18.08.2023г. истец лично обратился к начальнику филиала №5 ФКГУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России с просьбой рассмотреть документы на предмет установления причинной связи появления заболевания во время выполнения служебных обязанностей при прохождении службы в органах принудительного исполнения.
Однако 22.08.2023г. начальником филиала №5 ФКГУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России было сообщено, что документы не могут быть рассмотрены, так как в приложенных документах нет направления на медицинское освидетельствование, что предусмотрено пп.«д» п.3 Приложения к Приказу Министра Обороны России от 15.02.2016г. №55.
Вместе с тем, отказ начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России в проведении экспертизы по медицинским документам в отношении Сахалтуева А.Ю. оформленный письмом №3440 от 22.08.2023 г. нельзя признать законным и обоснованным.
В силу п.1 ст.61 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в том числе в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу …, и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации (п.2 ст.61 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с п.1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, определения соответствия требованиям к состоянию здоровья граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, граждан, пребывающих (пребывавших) в добровольческих формированиях, с прохождением военной службы, приравненной службы, исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Таким образом, военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения степени тяжести увечий и причинной связи увечий, заболеваний у граждан с прохождением ими службы, включая лиц, уволенных с военной службы, приравненной службы.
Подпунктом «в» п.92 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" установлено, что военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний граждан, проходивших (проходящих) военную службу (приравненную службу), военные сборы, в случае если увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов либо увечье, заболевание выявлено после увольнения гражданина с военной службы (приравненной службы), окончания военных сборов при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (приравненной службы), военных сборов.
Пункт 93 предусматривает, что характер и давность имеющихся явных телесных повреждений устанавливаются судебно-медицинским экспертом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании п.94 Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
б) "заболевание получено в период военной службы", если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов.
При освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания (п.97).
Граждане, проходившие (проходящие) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы (их законные представители), в военно-врачебные комиссии представляют оригиналы справки о травме, других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания, или их копии, заверенные в установленном порядке. Указанные документы после рассмотрения возвращаются гражданам военно-врачебными комиссиями вместе с заключениями о причинной связи увечий, заболеваний (абз2 п.97 Положения).
Кроме того, п.98 Постановления установлено, что причинная связь увечий, заболеваний граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы, определяется военно-врачебной комиссией на основании обращений граждан (их законных представителей), федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, органов социальной защиты, военных комиссариатов (военных комиссариатов муниципальных образований), учреждений, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, органов и организаций прокуратуры.
Таким образом, действующее законодательство, регламентирующее определение причинной связи увечий, заболеваний военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников, граждан, проходивших военную службу и приравненную службу, военные сборы, и прокурорских работников, допускает проведение освидетельствования лиц уволенных со службы (проходивших службу) в порядке самообращения в экспертное учреждение без предварительно полученного направления.
Кроме того, указание начальником филиала №5 ФКГУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны России на необходимость направления на медицинское освидетельствование со ссылкой на пп.«д» п.3 Приложения к Приказу Министра Обороны России от 15.02.2016г. №55, в рассматриваемой ситуации является некорректной.
Приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 55 утверждена Инструкция «Об организации направления военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, проходящих военные сборы по линии вооруженных сил РФ».
Согласно пп.«д» п.3 указанного приложения, направление на медицинское освидетельствование военнослужащих осуществляется: начальниками (руководителями) военно-медицинских организаций в целях, определенных подпунктами "к - с" пункта 2 настоящей Инструкции, а также в целях определения категории годности к военной службе при выявлении увечий, заболеваний, по которым:
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно) или ограниченно годными к военной службе;
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно), ограниченно годными к военной службе или годность к военной службе определяется индивидуально;
-офицеры, прапорщики, мичманы могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно).
Так указанная инструкция регламентирует направление на медицинское освидетельствование военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, проходящих военные сборы по линии вооруженных сил РФ, в связи с чем, не может быть применима к истцу.
Анализируя в совокупности исследованные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что отказ начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России в проведении экспертизы по медицинским документам в отношении Сахалтуева А.Ю. оформленный письмом №3440 от 22.08.2023 г. следует признать незаконным.
В связи с тем, что отказ начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России в проведении экспертизы по медицинским документам в отношении Сахалтуева А.Ю. является незаконным и нарушает права истца, способом восстановления нарушенного права истца является возложение на начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России обязанности принять к рассмотрению предоставленные Сахалтуевым А.Ю. медицинские документы для проведения экспертизы.
С учетом изложенного исковые требования Сахалтуева А.Ю. к начальнику филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России подлежат удовлетворению.
Поскольку права истца нарушены отказом начальника филиала №5 ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России, на которого судом возложена обязанность по восстановлению прав истца, то исковые требования к ФГКУ «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России удовлетворению не подлежат, т.к. нарушения прав истца данным лицом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сахалтуева А.Ю. к начальнику филиала №5 Федерального государственного казенного учреждения «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России, Федеральному государственному казенному учреждению «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России удовлетворить частично.
Отказ начальника филиала №5 Федерального государственного казенного учреждения «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России в проведении экспертизы по медицинским документам в отношении Сахалтуева А.Ю. оформленный письмом №3440 от 22.08.2023 г. признать незаконным.
Возложить на начальника филиала №5 Федерального государственного казенного учреждения «425 Военный госпиталь» Министерства обороны России обязанность принять к рассмотрению предоставленные Сахалтуевым А.Ю. медицинские документы для проведения экспертизы.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 г.
Судья С.С.Лучинкин