Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-135/2021 ~ М-135/2021 от 21.06.2021

Дело № 2-135/2021

УИД 32RS0011-01-2021-000217-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2021 года г.Злынка

Злынковский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Немченко Р.П.,

при секретаре судебного заседания Молокоедовой С.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Злынковского района Брянской области Дылдиной О.В.,

представителя ответчика – исполняющей обязанности главы Щербиничской сельской администрации Злынковского района Брянской области Ярославкиной Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Щербиничской сельской администрации Злынковского района Брянской области о понуждении к совершению действий по проведению капитального ремонта гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Злынковского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Щербиничской сельской администрации Злынковского района, с учетом уточненных исковых требований, о возложении на Щербиничскую сельскую администрацию обязанностей в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры к составлению и получению сметы работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения – земляной плотины с водосбросным сооружением, расположенного в <адрес>, и в течение 12 месяцев со дня получения сметы провести в соответствии с ней капитальный ремонт этого гидротехнического сооружения.

Свои требования прокурор Злынковского района мотивировал тем, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения Щербиничской сельской администрацией законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выявлены нарушения при содержании и эксплуатации находящегося в собственности сельского поселения указанного гидротехнического сооружения, имеющего кадастровый (условный) , повлекшие его ненадлежащее техническое состояние, ставящее под угрозу безопасность его эксплуатации, увеличение риска возникновения на нем чрезвычайных ситуаций, и как следствие безопасность проживающего в районе его расположения населения, а также безопасность объектов животного и растительного мира водоема.

В судебном заседании представитель истца Дылдина О.В. поддержала исковые требования, с учетом их уточнения, в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Ярославкина Г.М., согласившись с исковыми требованиями в полном объеме, находя указанный срок их исполнения разумным, признала эти требования и показала, что ненадлежащее техническое состояние указанного гидротехнического сооружения, принадлежащего Щербиничскому сельскому поселению, ремонт которого не производился с момента ввода в эксплуатацию в 1978 году, действительно ставит под угрозу безопасность его эксплуатации, и как следствие безопасность проживающего рядом с ним населения, а также объектов животного и растительного мира водоема.

Исследовав материалы дела, изучив доводы истца, позицию ответчика, признавшей исковые требования в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к числу гидротехнических сооружений отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ст.8 названного Федерального закона № 117-ФЗ, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе, на основании таких общих требований, как обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Согласно ст.9 указанного Федерального закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения кроме прочего, обязан: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

По смыслу ст.19 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, в обязанности граждан, в том числе и собственника гидротехнического сооружения, входит соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

В соответствии с ч.1 ст.42 Водного кодекса Российской Федерации, при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Щербиничское сельское поселение Злынковского района является собственником гидротехнического сооружения, представляющего собой земляную плотину с водосбросным сооружением, с кадастровым (условным) , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении ДД.ММ.ГГГГ комиссионного обследования данного гидротехнического сооружения, имеющего инвентарный , протяженность которого составляет 253,95 м, и которое было введено в эксплуатацию в 1978 году, у основания плотины обнаружена воронка, вода проходит через швы плотины, имеющие механические повреждения, что подтверждается актом обследования.

Комиссионным осмотром указанного гидротехнического сооружения, проведенным ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в правой части водосбросного сооружения в месте примыкания его к плотине, в месте образовавшейся ранее воронки, вода продолжает проходить через швы плотины, которые имеют механические повреждения, несмотря на размещение силами местного населения в данной части плотины мешков с песком. По результатам осмотра комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения для предотвращения его дальнейшего разрушения, что подтверждается актом осмотра.

Согласно техническому и кадастровому паспортам, а также паспорту гидротехнического сооружения пруда в <адрес>, гидротехническое сооружение представляет собой земляную насыпную плотину, длина которой по гребню составляет 130 м, ширина – 10 м, имеющую трубчатый водосброс закрытого типа, выполненный из бетона и железобетона, год постройки сооружения – 1978, площадь зеркала пруда, предназначенного для рыборазведения и реакционных целей, составляет 115 га, объем воды в пруду 1 260 тыс. м?, максимальная глубина пруда 3,5 м, длина плотины 253,95 м, ширина верхней части 8,45 м, капитальный ремонт со времени строительства гидротехнического сооружения не производился.

По результатам проверки прокурором Злынковского района на имя главы Щербиничской сельской администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности и охраны гидротехнических сооружений, по результатам рассмотрения которого сельской администрацией запланировано составление дорожной карты объекта и поэтапного проведения работ не ранее 2022 года.

В соответствии с предостережением заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации при эксплуатации гидротехнического сооружения в <адрес>, которое находится в ненадлежащем техническом состоянии, Щербиничской сельской администрации необходимо принять меры по обеспечению соблюдения требований ст.ст.8 и 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», провести ремонт этого сооружения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что эксплуатации находящегося в собственности Щербиничского сельского поселения гидротехнического сооружения, которое находится в ненадлежащем техническом состоянии, ставит под угрозу безопасность его эксплуатации, увеличение риска возникновения на нем чрезвычайных ситуаций, и как следствие безопасность проживающего в районе его расположения населения, а также безопасность объектов животного и растительного мира водоема, в связи с чем требуется его капитальный ремонт, для проведения которого необходима сметная документация.

Из положений ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п.п.3, 8, 26 ч.1 ст.14 названного Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Полномочия ответчика по владению, пользованию и распоряжению имуществом Щербиничского сельского поселения, закреплены в ст.42 Устава муниципального образования «Щербиничское сельское поселение Злынковского района».

Неисполнение Щербиничской сельской администрацией приведенных выше требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, что связано с эксплуатацией гидротехнического сооружения находящегося в ненадлежащем техническом состоянии и требующего капитального ремонта, который не проводился с 1978 года, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья, гарантированные ст.ст.2, 17, 20, 41 и 42 Конституции Российской Федерации, а также ставит под угрозу существование водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира водоема.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Злынковского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Щербиничской сельской администрации о понуждении к совершению действий по проведению капитального ремонта гидротехнического сооружения, суд находит подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.

С учетом порядка финансирования ответчика, а также объема необходимых к принятию мер и выполнению работ, суд, соглашаясь с позицией сторон, полагает возможным установить для исполнения решения суда предложенные сроки, находя их разумными.

В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец и ответчик освобождены согласно п.9 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Щербиничской сельской администрации Злынковского района Брянской области о понуждении к совершению действий по проведению капитального ремонта гидротехнического сооружения, удовлетворить.

Возложить на Щербиничскую сельскую администрацию Злынковского района Брянской области обязанность в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять все необходимые меры к составлению и получению сметы работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения (земляной плотины с водосбросным сооружением), расположенного в <адрес>, кадастровый (условный) .

Возложить на Щербиничскую сельскую администрацию Злынковского района Брянской области обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня получения сметы провести в соответствии с ней капитальный ремонт гидротехнического сооружения (земляной плотины с водосбросным сооружением), расположенного в <адрес>, кадастровый (условный) .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2021 года.

Мотивированное решение составлено 13 августа 2021 года.

Судья Р.П. Немченко

2-135/2021 ~ М-135/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Щербиничская сельская администрация
Суд
Злынковский районный суд Брянской области
Судья
Немченко Роман Петрович
Дело на странице суда
zlinkovsky--brj.sudrf.ru
21.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2021Передача материалов судье
24.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Подготовка дела (собеседование)
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021Дело оформлено
15.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее