город Омск 25 октября 2023 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Исматова Т.Б.,
помощника судьи Горновской А.В.,
при секретаре судебного заседания Турковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мочалкиной Валентины Анатольевны, Мочалкина Андрея Михайловича к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, предоставлении жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным,
УСТАНОВИЛ:
Мочалкина В.А., Мочалкин А.М. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, предоставлении жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным.
В обоснование заявленных требований указали, что с ДД.ММ.ГГГГ истец Мочалкина В.А. с супругом ФИО8 и несовершеннолетними детьми Мочалкиным А.М., ФИО11 были заселены в жилое помещение - квартиру общей площадью 20,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО8 ГУП «Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции». В ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был передан в собственность муниципального образования городской округ г. Омск Омской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер. В настоящее время в жилом помещении проживают Мочалкина В.А. и Мочалкин А.М., оплачивают коммунальные услуги, вносят плату за наем жилого помещения, делают косметический ремонт.
На основании Распоряжения Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой многоквартирный дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, а также установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Департамента жилищной политики Администрации города Омска, указный жилой дом состоит из 6 жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности. Однако с 2006 года решение о предоставлении истцам жилого помещения по вышеуказанному адресу не принималось, договор социального найма не заключался. По договору социального найма должно быть предоставлено изолированное жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, которое пригодно для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Отсутствие договора социального найма является препятствием для предоставления истцам жилого помещения.
С учетом изложенного, просят признать за истцами право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма; возложить на ответчиков обязанность предоставить истцам жилое помещение в связи с признанием многоквартирного дома аварийным
Истец Мочалкина В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении
Истец Мочалкин А.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.
Представитель истцов по ордеру Лопатина Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики Администрации г. Омска по доверенности Огудова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, возражений на иск не представила.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Заслушав доводы истца, представителя истцов, показания свидетеля, исследовав материалы дела и представленные доказательства представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Из текста искового заявления следует, что ФИО8 был трудоустроен в ГУП «Завод транспортного машиностроения» (в настоящее время АО «Омсктрансмаш»).
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и членам его семьи: супруге Мочалкиной В.А., несовершеннолетним детям ФИО11 и Мочалкину А.М. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН площадь спорного жилого помещения составляет 20,1 кв.м.
В соответствии с выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Из материалов дела также следует, что в 2003 году спорное жилое помещение было передано в собственность муниципального образования городской округ г. Омск Омской области.
Из ответа АО «Омсктрансмаш» следует, что согласно данным Единого центра документации АО «Омсктрансмаш» (архив), документы, подтверждающие выдачу ордеров на предоставление жилых помещений работникам предприятия ГУП «Омсктрансмаш», на ответственное хранение в АО «Омсктрансмаш» не поступали.
Из материалов дела следует, что ФИО8 был вселен в жилое помещение с супругой и несовершеннолетними детьми. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер, ФИО11 по достижении совершеннолетия выехал на другое место жительства. В настоящее время в спорном жилом помещении проживают Мочалкина В.А. и Мочалкин А.М.
Из пояснений свидетеля ФИО12 следует, что он также являлся работником ГУП «Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции». Ему жилое помещение, расположенное в жилом доме по адресу: <адрес>, было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 и членам его семьи: супруге и двум сыновьям квартира была предоставлена заводом в ДД.ММ.ГГГГ. Истцы проживают в квартире № с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время свидетелю, поскольку жилой дом был признан аварийным, уже предоставлено другое жилое помещение.
В ДД.ММ.ГГГГ Мочалкина В.А. обратилась в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска по вопросу восстановления договора социального найма и расселения из аварийного жилого дома.
В соответствии с ответом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, постановлением Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» признан аварийным и подлежащим сносу. По сведениям, имеющимся в Департаменте в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время решение о предоставлении заявителю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не принималось, договор социального найма Департаментом не заключался, заявитель и члены ее семьи в жилом помещении не зарегистрированы, в связи с чем выдать дубликат договора социального найма не представляется возможным, оснований для предоставления и заключения договора социального найма <адрес> Департамента не имеется. В связи с чем, что заявитель не является нанимателем жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, у Департамента отсутствуют правовые основания для проведения расселения заявителей из аварийного дома.
В соответствии с актами о проживании от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подписанными соседями Мочалкина В.А. и Мочалкин А.М. проживают в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии с представленными в материалы дела квитанциями КУ г. Омска «Городской жилищный центр» Мочалкина В.А. производит оплату за пользование помещением по договору социального найма, также представленными в материалы дела квитанциями подтверждается оплата коммунальный услуг.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доказательств тому, что порядок вселения Мочалкиной В.А. и Мочалкина А.М. в жилое помещение нарушен, не представлено.
Согласно справке БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» № от ДД.ММ.ГГГГ у Мочалкиной (Скоробогатовой) В.А. в собственности отсутствуют жилые помещения, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области Мочалкина В.А. не использовала.
Согласно справке БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» № от ДД.ММ.ГГГГ у Мочалкина А.М. в собственности отсутствуют жилые помещения, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области Мочалкин А.М. не использовал.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают и из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям или государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Как ранее было указано, истцы были заселены в квартиру на основании решения работодателя супруга ГУП «Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции», на балансе которого находилось жилое помещение, т.е. уполномоченным на то законом лицом.
Согласно ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям или государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со статьями 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что спорная квартира находится в собственности муниципального образования городской округ г. Омск Омской области.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 (ред. от 22.08.2004) "Об основах федеральной жилищной политики", который также действовал в момент вселения в спорную квартиру, в муниципальный жилищный фонд входит фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Таким образом, дом, в которой находится квартира, в которой проживают истцы относится к муниципальному жилищному фонду.
Согласно ст. Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" ст. 13 предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления поселений в порядке и на условиях, определенных муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Основанием для вселения в жилое помещение по договору социального найма является ордер.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ст. 5 к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР, действующего в момент вселения в квартиру истцов договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Суд считает, что отсутствие заключенного в письменной форме договора социального найма не свидетельствует об отсутствии оснований для проживания истца в соответствующих квартире (в том числе с позиции ранее действовавшей статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР).
Исходя из положений статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, несоблюдение письменной формы договора социального найма не влечет недействительность этого договора.
В силу положений ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Действующее жилищное законодательство устанавливает, что для граждан, вселенных в жилые помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до 01.03.2005, оформление в письменной форме договоров социального найма жилого помещения по факту уже сложившихся правоотношений по пользованию жилыми помещениями на условиях договора социального найма, не является обязательным и носит исключительно заявительный характер.
Начиная с момента возникновения права муниципальной собственности истец оплачивала коммунальные платежи и плату за социальный найм.
Согласно ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" обращено внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что на момент вселения квартира не было сведений о регистрации права собственности на указанную квартиру, право муниципальной собственности зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на отсутствие письменного договора социального найма, суд считает, что факт заселения истцов в муниципальную квартиру, факт открытия для Мочалкиной В.А. лицевого счета, приема от нее оплаты за социальный наем с момента заселения и до настоящего времени, свидетельствуют о том, что между ней и ответчиком заключен договор социального найма жилого помещения. Факт нуждаемости истца в получении жилого помещения в момент заселения не оспорен.
Таким образом, суд считает установленным, что и между истцами и ответчиком сложились правоотношения по пользованию квартирой на условиях социального найма, поскольку ответчик оставил жилое помещение в пользовании истцов, требований о выселении не выдвигал, принимал плату за пользование жилым помещением, жилое помещение находится в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ч. 2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (далее - Положения).
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 49 названного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как указывалось ранее, судом установлено пользования Мочалкиной В.А. и Мочалкиным А.М. жилым помещением общей площадью 20,1 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселении физических и юридических лиц из многоквартирного дома - до ДД.ММ.ГГГГ. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра г. Омска, директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска.
В соответствии с заключением эксперта №, подготовленным ООО «Независимая экспертиза и оценка «Статус» на основании результатов проведенного общего и детального обследования, техническое состояние строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта). Техническое состояние строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное, представляет угрозу разрушения жилого дома в целом, угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном жилом доме, а также иных лиц. Согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 (с изменениями от 28 сентября 2022), жилые помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, считаются непригодными для проживания.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Также, основанием для признания жилых помещений непригодными для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Как указывалось ранее, согласно справкам БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», Мочалкина В.А. и Мочалкин А.М. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значатся, не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения.
Из пояснения истца следует, то на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцы не состоят.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 № 117-п утверждена региональная адресная программа в Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, финансирование которой осуществляется за счет средств Фонда, бюджета Омской области и местных бюджетов.
Одноэтажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, состоит из 6 жилых помещений, являющихся объектами учета в реестре муниципального имущества, который на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска отДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения физических и юридических лиц из МКД установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Региональная программа предусматривает переселение граждан из жилых помещений многоквартирных домов, которые признаны в установленном порядке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. МКД, признанный аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, в рамках программы расселению не подлежит.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пп. «и» п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
При этом, как следует из разъяснений, изложенных в абз. 4 пп. «и» п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Так как в Жилищном кодексе РФ отсутствуют нормы, регулирующие порядок и условия предоставления взамен изымаемого на праве собственности жилого помещения иного жилого помещения по договору социального найма суд полагает подлежащим применению к спорным правоотношениям по аналогии статей 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ, регулирующих сходные отношения между сторонами договора социального найма.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч 1,2 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, вкотором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из совокупности вышеизложенных норм права, правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и установленных по делу фактических обстоятельств следует, что поскольку жилой дом признан непригодным для проживания, то собственник жилого помещения, имеет право требовать выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Не исключается возможность предоставления собственнику с согласия органа местного самоуправления другого жилого помещения взамен изымаемого на праве собственности.
Кроме того, не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия и с согласия органа местного самоуправления другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Вместе с тем, жилищным законодательством не предусмотрено улучшение жилищных условий в данном случае и предоставление жилого помещения по нормам предоставления. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по площади ранее занимаемому.
Аналогично, и при предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, занимаемого по договору социального найма, предоставляемое другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, а не предоставляться по нормам представления.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по данному делу, являлось прежде всего выяснение вопроса о наличии опасности для жизни и здоровья истцов в связи с техническим состоянием жилого помещения, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, отсутствие у истцов иного жилого помещения, пригодного для проживания.
Как видно из материалов дела, срок отселения из дома, в котором проживают истцы истек ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени они не отселены. Заключением экспертизы № год установлено техническое состояние строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта). Техническое состояние строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное, представляет угрозу разрушения жилого дома в целом, угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанном жилом доме, а также иных лиц. Согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 (с изменениями от 28 сентября 2022), жилые помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, считаются непригодными для проживания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку истцы не имеют в собственности другого жилого помещения, правом на приватизацию не воспользовались, несмотря на то, что они не состояли на учете в качестве нуждающихся, они имеют право на предоставление на основании ст. 57, 86-88 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживают в помещении которое непригодно для проживания.
Соответственно, требования истцов о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, подлежат удовлетворению.
При этом, истцам подлежит предоставлению другое равнозначное благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г. Омск общей площадью не менее 20,1 кв.м, на состав семьи, состоящей из двух человек (Мочалкина В.А., Мочалкин А.М.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мочалкиной Валентины Анатольевны, Мочалкина Андрея Михайловича удовлетворить.
Признать за Мочалкиной Валентиной Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мочалкиным Андреем Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением - квартирой общей площадью 20,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Обязать Департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить Мочалкиной Валентине Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мочалкину Андреею Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения по адресу: <адрес>, не пригодным для проживания, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г. Омск, общей площадью не менее 20,1 кв.м, на состав семьи 2 человека.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Омска.
Судья Т.Б. Исматов
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2023 года.