72RS0...-59
Дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... 05 июня 2024 года
Заводоуковский районный суд ... в составе:
судьи ФИО5
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца помощника прокурора ... тюменской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности по устранению нарушений исполнения законодательства о защите прав инвалидов,
у с т а н о в и л :
... (далее истец) обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 (далее ответчик) о возложении обязанности по устранению нарушений исполнения законодательства о защите прав инвалидов. Свои требования, с учетом уточнения, мотивировал тем, что ... в ходе проверки по обращению установлено, что расположенное по адресу: ..., в котором располагаются: супермаркет «Светофор», магазин «Корнилыч», принадлежит на праве собственности ИП ФИО1 (...: ...).
В ходе проверки супермаркета «Светофор», магазина «Корнилыч», аптечного пункта «Аптека» по адресу: ..., установлены следующие нарушения:
Наименование структурно-функциональной зоны | Выявленные нарушения | Требуемые мероприятия по устранению нарушений |
Вход (входы) в здание: супермаркет светофор магазин «Корнилыч» аптечный пункт «Аптека» | 1. Отсутствуют тактильные предупреждающие полосы перед входом. Отсутствуетпандус Ненормативный порог в дверном проеме 0,095 м. Ширина дверного проема 0,8 м. | 1. Обеспечениеустройством тактильно-контрастного наземного указателя (и.... СНиП 35- 01-2001). оборудовать вход пандусом (п. ...-... СНиП 35-01-2001) Привести в соответствие высоту порога дверного проема до рекомендуемых не более 0,014м. (п.6.2.4 СНиП 35-01- 2001). Привести в соответствие ширину дверного проема до рекомендуемых 0,9м. (п.6Л. 5 СНиП 35-01-2001). |
По результатам выявленных нарушений ... в адрес ИП ФИО1 внесено представление об устранении нарушений закона.
... по результатам рассмотрения представления ИП ФИО1 был дан ответ о том, что:
1. Тактильные полосы перед входом в здание по ..., будет устранено до конца октября 2023 года. Ждем поставку материала.
2. Устройство порогового пандуса у входа в здание по ..., будет выполнено до конца октября 2023года. Ждем поставку пандуса.
3. При устройстве порогового пандуса при входе в здание, ненормативная высота порога будет устранена автоматически.
4. Ширина дверного проема входной двери будет расширена и приведена в соответствии с нормативным документами и регламентами до конца текущего года (декабрь 2023 года).
Вместе с тем, по состоянию на ... ширина дверного проёма в супермаркете «Светофор» не приведена в соответствие с п.6.1.5 СНиП 35-01- 2001 до 0,9 м.
Таким образом, выявленные нарушения при предоставлении услуг в супермаркете «Светофор», являются недопустимыми, так как нарушают, предусмотренные законодательством права инвалидов на возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выходы из них, в том числе с использованием кресла-колясок и требует принятия незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит суд:
1. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 привести ширину дверного проёма в супермаркете «Светофор», расположенному по адресу: ..., в соответствие со СНиП 35-01-2001 до 0,9 м;
В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено, чтоРоссийская Федерация - социальное государство, политика которогонаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовстваи детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальныхслужб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты.
Юридическим и моральным принципом для современного общества является забота о людях с ограниченными возможностями, в частности об инвалидах. Определенные гарантии для них устанавливаются в нормативных документах.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
С ... на основании Федерального закона от ... № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» действуют определенные меры в части доступа инвалидов к тем объектам, которые для них могут быть жизненно необходимы.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ... ...- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ... №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона 181-ФЗ, организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Как следует из материалов дела, ... в связи с поступившим обращением прокуратурой ... проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что здание, расположенное по адресу: ..., в котором располагаются: супермаркет «Светофор», магазин «Корнилыч», аптечный пункт «Аптека», принадлежит на праве собственности ИП ФИО1 (...: ...).
В ходе проверки супермаркета «Светофор», магазина «Корнилыч», аптечного пункта «Аптека» по адресу: ..., установлены следующие нарушения:
Наименование структурно-функциональной зоны | Выявленные нарушения | Требуемые мероприятия по устранению нарушений |
Вход (входы) в здание: супермаркет светофор магазин «Корнилыч» аптечный пункт «Аптека» | 1. Отсутствуют тактильные предупреждающие полосы перед входом. Отсутствуетпандус Ненормативный порог в дверном проеме 0,095 м. Ширина дверного проема 0,8 м. | 1. Обеспечениеустройством тактильно-контрастного наземного указателя (и.... СНиП 35- 01-2001). оборудовать вход пандусом (п. ...-... СНиП 35-01-2001) Привести в соответствие высоту порога дверного проема до рекомендуемых не более 0,014м. (п.6.2.4 СНиП 35-01- 2001). Привести в соответствие ширину дверного проема до рекомендуемых 0,9м. (п.6Л. 5 СНиП 35-01-2001). |
Оценка показателя: «Возможность продвижения в залах обслуживания на объекте потребительского рынка» в супермаркете «Светофор»
Наименование структурно-функциональной зоны | Выявленные нарушения | Требуемые мероприятия по устранению нарушений |
Путь (пути) движения внутри здания Супермаркет «Светофор» | Проходы в торговом зале частично не доступны для покупателей на колясках | Рекомендуется 1,5 м и более, допустимы сужения до 0,9 на длину не более 1,0 м. (п.п. 6.2.1, 6.2.2 СНиП 35-01-2001) |
Оценка показателя «Возможность получения услуги на объекте потребительского рынка в супермаркете «Светофор»
Наименование структурно-функциональной зоны | Выявленные нарушения | Требуемые мероприятия по устранению нарушений |
Зона целевого назначения объекта (возможность получения услуги на объекте потребительского рынка) Супермаркет «Светофор» | Проходы в торговом зале частично не доступны для покупателей на колясках | Рекомендуется 1,5 м и более, допустимы сужения до 0,9 на длину не более 1,0 м. (п.п. 6.2.1, 6.2.2 СНиП 35-01-2001) |
Таким образом, выявленные нарушения при предоставлении услуг в супермаркете «Светофор», магазине «Корнилыч», аптечном пункте «Аптека», являются недопустимыми и требует принятия незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений закона (л.д.7).
Согласно выписке из ЕГРН от ... (л.д.8-10), ФИО1 на праве собственности принадлежит здание, кадастровый ..., расположенное по адресу: ..., площадью 926,5 кв.м., дата государственной регистрации: ....
Из сообщения МП МО МВД России «Заводоуковский» ОП (дислокация ...), следует, что ФИО1, ... года рождения, зарегистрирован по месту жительства с ... по адресу: ... (л.д.11).
04.08.2023г. и.о. прокурора было направлено представление об устранении нарушений закона в адрес ИП ФИО1 (л.д.12-13).
04.09.2023г. ИП ФИО1 была направлена информацию в адрес прокурора района о том, что тактильные полосы перед входом в здание по ..., будет устранено до конца октября 2023 года. Ждут поставку материала. Устройство порогового пандуса у входа в здание по ..., будет выполнено до конца октября 2023 года. Ждут поставку материала. При устройстве порогового пандуса при входе в здание, ненормативная высота порога будет устранена автоматически. Ширина дверного проема входной двери будет расширена и приведена в соответствии с нормативным документами и регламентами до конца текущего года (декабрь 2023 года). По вопросу не соответствия проходов в торговом зале внутри здания супермаркета «Светофор» направлен письмо арендатору о необходимости соблюдения действующего законодательства при осуществлении торговой деятельности. Об устранении нарушений будет сообщено дополнительно до ... (л.д.14).
Из сообщения ИП ФИО1, направленного в адрес И.о. прокурора ..., следует, что установлены тактильные полосы перед входом в здание по .... Произведены работы по устройству порогового пандуса у входа в здание по ..., Ширина дверного проема входной двери будет расширена и приведена в соответствие с нормативными документами и регламентами (л.д.15 оборотная сторона, л.д.16).
Согласно ст. 3.1 ФЗ от ... N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ... N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу частей 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ... N 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Таким образом, анализ исследованных в судебном заседании материалов дела, позволяет прийти к выводу об удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что отсутствует факт беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в супермаркет «Светофор», расположенный по адресу: ..., что является нарушением прав маломобильных групп граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.192-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о возложении обязанности по устранению нарушений исполнения законодательства о защите прав инвалидов, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 ... ...), привести ширину дверного проёма в супермаркете «Светофор», расположенному по адресу: ..., в соответствие со СНиП 35-01-2001 до 0,9 м.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд ....
Мотивированное решение составлено ...
Судья ФИО6