Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-64/2024 (2-1088/2023;) ~ М-1028/2023 от 11.12.2023

Дело № 2-64/2024

УИД 59RS0014-01-2023-001622-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года           г.Верещагино Пермский край

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Мохнаткиной И.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО47

с участием представителя истца -прокурора ФИО46.,

соистцов ФИО21, ФИО6, ФИО2, ФИО14, ФИО26,

представителя ответчика ФИО30, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино Пермского края гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным постановления, признании незаконным бездействие, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верещагинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и сроков переселения собственников и нанимателей жилых помещений», признании незаконными бездействий, возложении обязанностей по принятию мер по отселению физических лиц, по предоставлению физическим лицам жилых помещений, по организации безопасной эксплуатации и ограничению доступа посторонних лиц к многоквартирному дому, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией Верещагинского городского округа, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес>, расположен двухэтажный многоквартирный <адрес> года постройки. Дом состоит из 8 квартир, в которых проживает 9 семей (<адрес> - коммунальная на 2 семьи). Квартиры № находятся в муниципальной собственности муниципального образования «Верещагинский городской округ <адрес>», квартиры № - в частной собственности физических лиц. Постановлением администрации Верещагинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок переселения собственников и нанимателей жилых помещений - 2030 год. Постановлением администрации Верещагинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок переселения собственников и нанимателей жилых помещений перенесен на 2027 год. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалиста Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> проведено обследование указанного многоквартирного дома. В ходе визуального осмотра установлено, что техническое состояние многоквартирного дома представляет угрозу разрушения (в том числе обрушения конструктивных элементов многоквартирного дома), не обеспечивает безопасности жизни и здоровья проживающих граждан. По результатам проведенной проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ на постановление администрации Верещагинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принесен протест с требованием установить сроки переселения собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных многоквартирных домов, в отношении которых установлена угроза обрушения, в том числе дома по адресу: Верещагинский городской округ <адрес>, с учетом фактического технического состояния и в соответствии с принципом разумности. Протест рассмотрен и удовлетворен, постановлением администрации Верещагинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом фактического технического состояния указанного многоквартирного дома, имеющейся угрозы разрушения, срок переселения собственников и нанимателей жилых помещений перенесён на 2023 год. Вместе с тем, проверкой установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата переноса срока расселения МКД на 2023 год) по настоящее время какие-либо действия в рамках полномочий, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 ЖК РФ администрацией Верещагинского городского округа не реализовывались, меры по своевременному переселению граждан из аварийного дома, не предпринимались.

По уточненным исковым требованиям просит суд признать незаконным постановление администрации Верещагинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и сроков переселения собственников и нанимателей жилых помещений»; признать незаконным бездействие администрации Верещагинского городского округа <адрес>, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, по отселению физических лиц из жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>; возложить на администрацию Верещагинского городского округа <адрес> обязанность принять меры по отселению физических лиц из жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>, в порядке, предусмотренном ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Верещагинского городского округа <адрес> обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу организовать безопасную эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>, на период выполнения мероприятий, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложить на администрацию Верещагинского городского округа <адрес> обязанность незамедлительно после выполнения мероприятий, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничить доступ посторонних лиц в многоквартирный дом но адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ <адрес>, до момента его сноса.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве соистцов привлечены наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме.

Представитель истца – прокурор <адрес> ФИО31 в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержал, настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Соистец ФИО21 в судебном заседании пояснила, что фактически проживает <адрес>. Зарегистрирована в трехкомнатной <адрес>, она и ее дети являются собственниками квартиры, квартира приобретена по материнскому капиталу ДД.ММ.ГГГГ. В помещении не проживала, начали делать ремонт, стало известно, что дом признан аварийным, проживать невозможно, потолки в ужасном состоянии.

Соистец ФИО6 в судебном заседании пояснил, что последние 7 дней не проживает в квартире, невозможно отапливать помещение, вода перемерзла. Имеется решение суда о предоставлении их семье жилого помещения, которое не исполнено. В настоящее время в квартире никто не живет, по причине невозможности проживания.

Соистец ФИО2 в судебном заседании пояснила, что проживает в <адрес> на 2 этаже, по социальному найму, кроме неё зарегистрированы два сына: ФИО3, ФИО4 Состояние квартиры неудовлетворительное, печное отопление, вода перемерзает, перекрытия между этажами сгнили.

Соистец ФИО14 в судебном заседании пояснила, что ей предоставлена <адрес> по найму на 1 этаже, однако она фактически не проживает, живет у сожителя по адресу 1 Мая, 25, <адрес>. В квартире живет дочь с зятем, Каюмова Т.Ю., ФИО32 В квартире невозможно проживать, потолки в подъезде падают, вода перемерзает, печное отопление. В <адрес> проживает семья ФИО41, 4 детей, они съехали, сняли квартиру. В <адрес> на 2 этаже проживает ФИО16 с дочерьми.

Соистец ФИО26 в судебном заседании пояснила, что является собственником <адрес> 2019 года. Купила квартиру по стоимости ниже рынка, сказали, что в доме будут делать ремонт, менять крышу, но фактически ничего не сделали. В подъезд невозможно зайти, может все обрушиться. Покупали квартиру с целью дальнейшего проживания, однако не проживает, поскольку жить в квартире опасно.

Представитель ответчика администрации Верещагинского городского округа ФИО33 исковые требования признала в части, предоставив письменный отзыв. В судебном заседании пояснила, что всем жильцам дома предлагался маневренный фонд, однако все, кроме семьи Кудымовых, отказались. Возражает в части признания незаконным постановления, и в части бездействия администрации. Бездействие не усматривается, в 2023 году подавалась заявка в Министерство строительства на предоставление субсидии, в связи с отсутствием в бюджете денежных средств было отказано, после чего были внесены изменения в постановление о сроке расселения жилого дома на 2024 год. Просит установить срок исполнения решения суда в части отселения физических лиц из жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время заключен муниципальный контракт по ремонту наружных стен, лестничных клеток, для обеспечения дальнейшего безопасного проживания со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав представителя истца, соистцов, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Исходя из положений п.п. 3, 6, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3), к вопросам местного значения муниципального округа относятся:

-    владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа;

-    обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

-    участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), установлено, что на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При этом, из общего смысла положений законодательства следует, что сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Пунктами 1, 1.1, 3 ст. 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

-    дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

-    жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд;

-    жилое помещение признано непригодным для проживания.

Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в том числе, граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года (п. 3.1. ч. 2 ст. 106 ЖК РФ).

Судом установлено, что в соответствии с Законом Пермского края от 23.02.2019 № 355-ПК "Об образовании нового муниципального образования Верещагинский городской округ Пермского края" муниципальное образование Верещагинский городской округ Пермского края входит в состав Пермского края и наделено статусом городского округа.

Администрация Верещагинского городского округа Пермского края, ОГРН 1195958041840, ИНН 5933012211, является муниципальным образованием, обладает правами юридического лица и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.

    В состав Верещагинского городского округа входит территория населенного пункта <адрес>.

На территории Верещагинского городского округа <адрес> расположен двухэтажный многоквартирный дом, по адресу: <адрес> <адрес>.

По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> на объект недвижимости по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>: собственником квартир , , , , является муниципальное образование Верещагинский городской округ <адрес>.

По договору найма жилого помещения в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес> вселены следующие лица:

- <адрес>, комната 1, ФИО1 (Договор от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.227-230).

- <адрес>, комната 2, ФИО2 (Договор от ДД.ММ.ГГГГ). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: сын ФИО3, сын ФИО4 (л.д.223-226);

- <адрес>, ФИО5 (Договор от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: сын ФИО6, дочь ФИО7, внучка ФИО8, сноха ФИО9 (л.д.231-235).

- <адрес>, ФИО10 (Договор от ДД.ММ.ГГГГ). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: жена ФИО11, сын ФИО12, сын ФИО13 (л.д.217-219). До момента расселения указанного дома Кудымовым предоставлена квартира по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес> (договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.220-222);

- <адрес>, ФИО14 (Договор от ДД.ММ.ГГГГ). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: дочь ФИО15 (л.д.214-216);

- <адрес>, ФИО16 (Договор от ДД.ММ.ГГГГ). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: дочь ФИО17, дочь ФИО18 (л.д.211-213).

По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> на объект недвижимости по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>:

- <адрес> значится: квартира, площадью 51,7 кв.м., кадастровый , правообладатели по 1/3 доле в праве – ФИО19, ФИО20, ФИО21 (л.д. 180-183);

- <адрес> значится: квартира, площадью 52,5 кв.м., кадастровый , правообладатели по 1/4 доле в праве – ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 (л.д. 199-203);

- <адрес> значится: квартира, площадью 52,2 кв.м., кадастровый , правообладатель – ФИО26 (л.д. 207-210).

Решением Верещагинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО5 к администрации Верещагинского городского округа <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма было удовлетворено, возложена на администрацию Верещагинского городского округа <адрес> обязанность предоставить ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО27, ФИО8 в границах <адрес> городского округа во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее общей площади ранее занимаемого жилого помещения, то есть не менее 39 кв.м., а в случае согласия истцов, и ином населенном пункте Верещагинского городского округа <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени не исполнено.

Согласно заключению от мая 2020 года ООО «Проектные Технологии» по техническому обследованию строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного в <адрес> состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - весьма ветхое. Техническое состояние конструкций многоквартирного жилого дома, может быть классифицировано в соответствии с ГОСТ 31937-2011 [1] как аварийное. Несущие конструкции здания имеют повсеместные разрушения, свидетельствующие об исчерпании несущей способности здания. Техническое состояние здания представляет угрозу для жизни и здоровья людей, а также близлежащих территорий. Рассматриваемое здание не подлежит капитальному ремонту по причине, невозможности выполнить требования Федерального закона 384-ФЗ в части ст. 7-12 главы 2. По результатам обследования принять решение о целесообразности проведения дальнейших ремонтов и пригодности объекта для дальнейшей эксплуатации, совместно с рассмотрением его аварийности и подлежащим расселению, основываясь на п.п. 10, 15, 16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д.107-149).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам вышеуказанного заключения межведомственной комиссией администрации Верещагинского городского округа Пермского края подготовлено заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.150).

Постановлением администрации Верещагинского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок переселения собственников и нанимателей жилых помещений - 2030 год (л.д. 160,161).

Постановлением администрации Верещагинского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ срок переселения собственников и нанимателей жилых помещений перенесен на 2027 год (л.д.156-159)

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалиста Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края проведено обследование указанного многоквартирного дома.

По результатам проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края подготовлена информационная справка, согласно которой в ходе визуального осмотра установлены множественные вертикальные трещины разной направленности наружных стен по всему периметру здания, в том числе наличие вертикальной трещины от фундамента до оконной рамы второго этажа раскрытием более 10 см. Трещины по внутренним несущим стенам. Вымывание цементно-песчаного раствора кладки стен. Отслоение штукатурного и окрасочного слоев стен. Отклонение наружных стен от вертикали и осадка конструкции здания. В подъездах зафиксированы повреждения и разрушения потолочных перекрытий до деревянной обрешетки. Множественные трещины, отслоения штукатурного слоя чердачного перекрытия. Прогиб чердачного перекрытия. Установка деревянных опорных стоек чердачного перекрытия. Наблюдаются прогибы лестничных маршей и площадок, отклонение лестничных маршей и площадок от вертикали и горизонтали, зыбкость ступеней, осадка конструкций лестниц. Деревянные поручни имеют трещины и искривления. Вывод: техническое состояние многоквартирного дома представляет угрозу разрушения (в том числе обрушения конструктивных элементов многоквартирного дома), не обеспечивает безопасности жизни и здоровья проживающих граждан (л.д.36-40).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Верещагинского городского округа <адрес> направлено письмо о необходимости принять меры по незамедлительной организации работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению безопасного проживания граждан в многоквартирном <адрес> (л.д41,42).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа - главы администрации Верещагинского городского округа <адрес> направлен протест прокурора с требованием изменить, привести в соответствие с жилищным законодательством Постановление администрации Верещагинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ : установить сроки расселения многоквартирных домов, в отношении которых установлена угроза обрушения, в том числе дома по адресу: Верещагинский городской округ <адрес>, с учетом фактического технического состояния и в соответствии с принципом разумности (л.д. 44-46).

Протест рассмотрен и удовлетворен, постановлением администрации Верещагинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом фактического технического состояния указанного многоквартирного дома, имеющейся угрозы разрушения, срок переселения собственников и нанимателей жилых помещений перенесён на 2023 год (л.д. 50-53).

Вместе с тем, проверкой установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата переноса срока расселения МКД на 2023 год) по настоящее время какие-либо действия по реализации полномочий, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 ЖК РФ администрацией Верещагинского городского округа не реализовывались, меры по своевременному переселению граждан из аварийного дома не предпринимались.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации Верещагинского городского округа <адрес> был обследован многоквартирный дом по адресу: <адрес>. Комиссией были выявлены следующие нарушения: наружные стены лестничных клеток отклонены от вертикали, имеются значительные трещины между стеной здания и стенами лестничных клеток, для обеспечения безопасности необходимо провести ремонт.

Постановлением администрации Верещагинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ срок переселения граждан перенесен на 2024 год (л.д.59).

В связи с наличием реальной угрозы разрушения дома, причинения вреда жизни и здоровью граждан, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации Верещагинского городского округа ФИО34 внесено представление о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших (л.д.60-63).

Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Верещагинского городского округа проведение мероприятий по переселению граждан из многоквартирного дома по адресу: Верещагинский городской округ <адрес>, в настоящее время не планируется, запланирован ремонт наружных стен многоквартирного дома (64,65).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалистов ООО «Центр-Проект» проведено повторное обследование рассматриваемого многоквартирного дома, по результатам которого установлены множественные дефекты и повреждения, подтверждена угроза разрушения дома (подтверждается информационной справкой):

-    потеря целостности участков наружных стен, подтверждаемая сквозными трещинами, необратимым разрушением материала шлакоблочных участков, отсутствием связи между цементно-песчаным раствором и гипсовыми блоками;

-    деформация конструкций деревянных перекрытий, лестничных маршей и, площадок, вследствие биологического разрушения и усталости материала;

-    несоответствие современным, нормативным теплотехническим требованиям;

-    несоответствие нормативным требованиям состояния элементов инженерного оборудования здания.

Вывод: техническое состояние осмотренного многоквартирного жилого дома представляет угрозу разрушения, не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан (л.д. 66,67).

25.12.2023    заключен муниципальный контракт /К на выполнение работ по ремонту наружных стен лестничных клеток многоквартирного дома по указанному адресу, для безопасного проживания граждан и исключения возможности дальнейшего разрушения дома. Сроки проведения работ с момента заключения контракта до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.170-173).

До настоящего времени ответчиком ремонтно-восстановительные работы в жилом доме не проведены.

Постановление администрации Верещагинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ принято в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В судебном заседании установлено наличие реальной угрозы разрушения дома, причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем суд считает, что постановлением администрации Верещагинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ срок переселения граждан необоснованно перенесен с 2023 года на 2024 год, в связи с чем указанное постановление признается незаконным, и в действиях администрации Верещагинского городского округа усматривается незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, по отселению физических лиц из жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Верещагинский городской округ <адрес>.

Меры, направленные на реализацию жилищных прав граждан, администрацией городского округа не предпринимаются, имеющаяся угроза причинения вреда жизни и здоровью сохраняется.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 34 Положения установлено, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Согласно ст. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон принимается, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Из вышеуказанных норм следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и необходимости совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, в том числе по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание, эксплуатация которого прекращена.

Признание дома аварийным предполагает наличие факторов, свидетельствующих об исчерпании несущей способности строительных конструкций (конструкции) дома и опасности его обрушения.

Аварийные дома представляют опасность и создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Возможность свободного проникновения в дома создает условия для совершения противоправных действий, в том числе и в отношении несовершеннолетних, делает их опасными в случае использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к пожарам, актам терроризма и иным чрезвычайным ситуациям.

Учитывая, что часть квартир в многоквартирном доме по адресу: Верещагинский городской округ <адрес>, находится в муниципальной собственности, в связи с чем на муниципальное образование Верещагинский городской округ <адрес>, как на собственника, в том числе и общего имущества многоквартирного дома, возлагается обязанность по обеспечению возможности безопасной эксплуатации здания, а после прекращения его эксплуатации - обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.

В соответствии с указанными выше нормами права подлежат удовлетворению и исковые требования о возложении на ответчика обязанность принять меры по отселению физических лиц из жилых помещений, расположенных в вышеуказанном многоквартирном доме в порядке, предусмотренном ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу организовать безопасную эксплуатацию многоквартирного дома на период выполнения мероприятий, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и незамедлительно после выполнения указанных мероприятий, ограничить доступ посторонних лиц в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>, до момента его сноса.

С учетом требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда, обязывающем ответчика, совершить определенные действия устанавливается срок исполнения обязательства.

Истец просит установить срок исполнения решения суда в части принятия мер по отселению физических лиц из жилых помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика возражал в установлении предлагаемого срока для исполнения решения суда, просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, суд, с учетом существа иска, направленного на защиту прав и законных интересов граждан, проживающих в жилом доме, представляющем опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, не может согласиться с доводами ответчика и устанавливает срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Возражений в части предложенных сроков исполнения решения суда по возложенным обязанностям, ответчиков оставшейся части исковых требований

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Верещагинского городского округа Пермского края, ОГРН 1195958041840, ИНН/КПП 5933012211/ 593301001 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и сроков переселения собственников и нанимателей жилых помещений».

Признать незаконным бездействие администрации Верещагинского городского округа Пермского края, ОГРН 1195958041840, ИНН/КПП 5933012211/593301001, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, по отселению физических лиц из жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>.

Возложить на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края, ОГРН 1195958041840, ИНН/КПП 5933012211/ 593301001 обязанность принять меры по отселению физических лиц из жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>, в порядке, предусмотренном ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию Верещагинского городского округа <адрес>, ОГРН 1195958041840, ИНН/КПП 5933012211/ 593301001 обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу организовать безопасную эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>, на период выполнения мероприятий, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Возложить на администрацию Верещагинского городского округа <адрес>, ОГРН 1195958041840, ИНН/КПП 5933012211/ 593301001 обязанность незамедлительно после выполнения мероприятий, предусмотренных ст.ст. 32, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничить доступ посторонних лиц в многоквартирный дом по адресу: <адрес>, Верещагинский городской округ, <адрес>, до момента его сноса.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2024.

Судья      /подпись/      И.В.Мохнаткина

Копия верна

Судья                           И.В.Мохнаткина

Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-64/2024, которое находится в производстве Верещагинского районного суда Пермского края.

11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее