Дело № 12-473/2023
24RS0017-01-2023-003335-54
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Красноярск 23 ноября 2023 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Красноярска Бартко Е.Н., рассмотрев жалобу представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Веретновой Е.В. на постановление старшего судебного пристава НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу Щербаковой М.Е. №42037/23/219368 от 21.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением № 42037/23/219368 от 21.07.2023 открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением представитель ОАО «Российские железные дороги» Веретнова Е.В. направила в Железнодорожный районный суд г. Красноярска жалобу, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 17.08.2023 жалоба была направлена на рассмотрение в Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области.
На основании определения судьи Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 21.09.2023 указанная жалоба направлена на рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
В обоснование доводов жалобы представитель ОАО «Российские железные дороги» указала, что в рамках исполнительного производства №№, возбужденного на основании решения Абаканского районного суда Респ. Хакасия от 08.11.2019, ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Однако, за указанное административное правонарушение предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ применима только в том случае, если лицо ранее подвергалось наказанию по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, тогда как по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ привлечено не было. ОАО «РЖД» о ведении производства по делу об административном правонарушении и о наложении штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не уведомлялось, протокол по делу об административном правонарушении ОАО «РЖД» не вручался, что является грубым нарушением, повлекшим нарушение прав ОАО «РЖД» и исключает производство по делу об административном правонарушении. Кроме этого, в постановлении № 42037/23/219368 по делу об административном правонарушении, в постановочной части не указано наименование лица привлекаемого к административной ответственности, применяемая статья, указана только сумма наложенного штрафа.
Кроме того, рассмотрение дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ производилось административным органом в отсутствии надлежащего уведомления о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Извещением судебного пристава-исполнителя ОАО «РЖД» вызвано на прием для участия в рассмотрении административного правонарушения на 21.07.2023 г. в 16 час. 30 мин., которое направлено судебным приставом- исполнителем 21.07.2023 г. в 14 час. 21 мин. по электронной почте, получено ОАО «РЖД» 21.07.2023 г. Протокол № 1999/23/42037-АП составлен судебным приставом-исполнителем 21.07.2023 г. в 10 час. 00 мин., постановление № 42037/23/219368 по делу об административном правонарушении вынесено врио начальника отделения - старшего судебного пристава НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу Щербаковой М-Е 21.07.2023 г. в 12 час. 00 мин. В связи с тем, что извещение о месте и времени рассмотрения дела направлено и назначено позже, чем составлен протокол и вынесено постановление об административном правонарушении, ОАО «РЖД» было лишено возможности обеспечить явку на прием к судебному приставу-исполнителю для участия в рассмотрении административного правонарушения, а также направить свои объяснения и замечания. Согласно ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Также в постановлении № 42037/23/219368 указано, что 11.01.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, срок установлен до 10.03.2022 г. Руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. 142 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в силу части 1 статьи 26.9 КоАП РФ, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностному лицу соответствующего территориального органа. Таким образом, в обязанности административного органа входит представление доказательств неисполнения требований исполнительного документа. Однако, каких-либо доказательств подтверждающих выявление административного правонарушения не представлено. Согласно статье 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Согласно имеющейся информации срок установлен до 10.03.2022 г., а протокол по делу об административном правонарушении составлен 21.07.2023 г.
Кроме того, административным органом при вынесении постановления № 42037/23/219368 об административном правонарушении не учтены смягчающие обстоятельства. В соответствии с ч.3 ст.4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В настоящее время у должника имеются объективные причины невозможности исполнения решения суда к определенному сроку. ОАО «Российские железные дороги» является государственной компанией. Оборудование зданий, помещений установками автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения, реконструкция объектов осуществляется за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный е планомерный характер, утверждается Правительством Российской Федерации и принимается с учетом финансовых возможностей компании. Исполнение решения суда в части оснащения пожарной автоматикой требует значительных финансовых затрат, осуществляется в компании планово, путем утверждения соответствующих программ с определением источников финансирования. Выполнение мероприятий по оборудованию указанных в решении суда зданий, помещений системами пожарной автоматики связано с существенными инвестиционными затратами ОАО «РЖД». Таким образом, с целью исполнения решения суда возникла необходимость планирования инвестиционных вложений, финансирование которых производится, централизовано юридическим лицом, инвестиционные проекты рассматриваются и утверждаются на государственном уровне. ОАО «РЖД» принимаются меры, направленные на исполнение решения суда. Дирекцией тяги в Департамент инвестиций направлен пакет документов от 16.07.2021 г. № ИСХ-13660/ЦТ о включении в инвестиционную заявку по инвестиционному проекту «Пожарная безопасность. Монтаж систем пожарной автоматики». Очередность и необходимость выделения денежных средств рассматривается на экспертном совете ОАО «РЖД» и утверждается Правительством Российской Федерации с учетом финансовых возможностей компании. Письмом от 15.11.2021 г. № ИСХ-5380/КРАС Т Красноярская дирекция тяги попросила подтвердить включение объектов в долгосрочную инвестиционную программу. В рамках долгосрочного инвестиционного проекта «Пожарная безопасность. Монтаж систем пожарной автоматики» предусмотрено оснащение пожарной автоматикой производственных участков эксплуатационного локомотивного депо Абакан. Проведение проектно-изыскательских работ запланировано в 2024 году, строительно-монтажные работы в 2025-2028 г.г. 19.12.2022 г. в адрес Департамента инвестиций направлена заявка на выделение дополнительных инвестиционных средств. По результатам принятого на заседании Экспертной комиссии решения проведена корректировка инвестиционной программы. По результатам корректировки инвестиционной программы откорректированы параметры инвестиционного проекта «Пожарная безопасность. Монтаж систем пожарной автоматики», произведено выделение дополнительный денежных средств в размере 14,89 млн.руб., в том числе 2023 год - 1,66 млн.руб., 2024 год - 13,23 млн.руб. О возникших обстоятельствах сообщено судебному пристава- исполнителю. В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанного Кодексом. При этом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть лишено возможности реализовать гарантированные законодательством права, предусмотренные для производства по делам об административных правонарушениях. Принимая во внимание, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие надлежащего уведомления юридического лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, при составлении документов имеются существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. Согласно подпункту «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены. Объекты, в отношении которых необходимо совершить определенные действия согласно решению суда, находятся на балансе эксплуатационного локомотивного депо Абакан – II структурного подразделения Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Центральной тяги - филиала ОАО «РЖД». В связи с изложенным просит отменить постановление 42037/23/219368 от 21/07/2023, вынесенное старшим судебным приставом НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области –Кузбассу Щербаковой М.Е.
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Веретнова Е.В., действующая на основании доверенности жалобу по изложенным в ней доводам поддержала, просила ее удовлетворить. Пояснила, что извещение в адрес ОАО «РЖД» было направлено по факсу 21.07.2023 в 14-21 час. и получено ОАО в г. Москве, затем было перенаправлено в филиал г. Красноярска, иного извещения, в том числе на 21.07.2023 на 10-00 час. в адрес ОАО «РЖД» не поступало. Если бы изменили время на 16-30 час., то в постановлении было бы указано, тогда как в постановлении указано время 10-00 час. Кроме того, в резолютивной части постановления от 21.07.2023, не указано в отношении кого наложен штраф, по какой статье. Срок для исполнения решения суда установлен до 10.03.2023, вместе с тем постановление вынесено только в июле 2023 г., тогда как никаких проверок не было проведено, на объекты судебные приставы не приехали, непонятно, как они вообще составляли документы. Также в постановлении от 21.07.2023 имеется ссылка на ч. 1 ст. 17.17 КоАП РФ, вместе с тем, такого постановления ОАО не получало, ничего об этом не известно.
Представители ГУФССП по Кемеровской области-Кузбассу и НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав Веретнову Е.В, исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Материалами дела установлено, что решением Абаканского городского суда Респ. Хакасия от 08 ноября 2019 года на ОАО «РЖД» возложена обязанность оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации столярных цех, служебно-техническое здание, столовую, склад материалов, гаражи, контору и бытовые помещения, флотаторную, входящие в комплекс оборотного локомотивного депо Междуреченск, находящийся по адресу: Кемеровская область, г. Междуреченск, ул. Болотная, 1, со сроком исполнения судебного решения в течении девяти месяцев со дня вступления его в законную силу, о чем выдан исполнительный лист ФС №034456884. Решение суда вступило в законную силу 23 января 2020 года.
24 сентября 2021 года на основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в отношении ОАО «РЖД» возбуждено исполнительное производство №83833/21/42037-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии постановления.
02 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу вынесено постановление о взыскании с ОАО «РЖД» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
29 декабря 2022 года ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ за неисполнение решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок к штрафу в размере 30 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу ОАО «РЖД» установлен новый срок для исполнений требований исполнительного документа – 10.03.2023.
Судебным приставом-исполнителем НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Ушаковой К.А. в адрес ОАО «РЖД» направлено извещение о вызове на прием 21 июля 2023 года в 10 час. 00 мин. для участия в рассмотрении административного правонарушения в соответствии с КоАП РФ по исполнительному производству №83833/21/42037-ИП и требование о предоставлении не позднее 25.07.2023 документов, подтверждающих факт исполнения решения суда.
21 июля 2023 г. в период времени с 10 час. 00 мин. по 10 час. 30 мин. в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол №1999/23/42037-АП об административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Указанный протокол составлен в отсутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Постановлением №42037/23/219368 врио начальника отделения – старшего судебного пристава НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 21.07.2023 (в 12 час. 00 мин.) ОАО «РЖД» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 50 000 рублей.
Вместе с тем, из приложенного к жалобе представителя ОАО «РЖД» извещения судебного пристава-исполнителя НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Ушаковой К.А. следует, что извещение в адрес ОАО «РЖД» направлено на дату 21 июля 2023 года на 16 час. 30 мин., тогда как протокол и постановление о привлечении к административной ответственности вынесены 21.07.2023 в 10-00 час. и в 12-00 час. соответственно.
При таких данных полагаю, что у должностного лица НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу не имелось оснований для рассмотрения дела в отсутствие представителя ОАО «РЖД», так как ему следовало принять меры к проверке данных о его извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что сведения о надлежащем извещении ОАО «РЖД» о месте, времени и дате рассмотрения дела в соответствии с вышеприведенными требованиями, отсутствуют, что является существенным нарушением процессуальных норм, его Конституционного права.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Допущенные должностным лицом нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являются существенными, поэтому постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу №42037/23/219368 от 21 июля 2023 года не может быть признано соответствующим требованиям закона, в связи с чем подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. Поскольку срок давности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек - обстоятельства, в связи с которым в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении, имели место 10 марта 2023 года (дата, в которую должны быть исполнена обязанность), то в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения дело об административном правонарушении подлежит возвращению начальнику отделения – НМОСП по ИОЗИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу на новое рассмотрение, при котором должностному лицу следует принять все меры по надлежащему извещению ОАО «РЖД», проверить все их доводы, установить обстоятельства дела в полном объеме и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. №42037/23/219368 ░░ 21.07.2023 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 17.15 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░»- ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░