Решение по делу № 2а-4267/2017 ~ М-3913/2017 от 01.09.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2017 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Белик С.О., при секретаре судебного заседания Сасине В.С., с участием представителей административных истцов Белых Э.Ю., Кровушкиной А.А., представителя административного ответчика Сокольниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4267/17 по административному иску Даниловой С.А., Поповой О.В., Гришина В.А. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказ в перераспределении земельного участка, о понуждении рассмотрении заявление в установленном законом порядке,

УСТАНОВИЛ:

Данилова С.А., Попова О.В., Гришин В.А. обратились к Министерству имущественных отношений Иркутской области с административным исковым заявлением, указав в обоснование следующее. Они являются сособственниками (по 1/3 доли в праве каждый) земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В соответствии с п.3 части 1 ст. 39.28, ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, ими в Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> было подано заявление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и вышеназванного земельного участка с кадастровым <Номер обезличен>, принадлежащего им на праве собственности. В заявлении о перераспределении были указаны все необходимые сведения, предусмотренные части 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, приложена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Письмом Министерства Имущественных отношений <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> им было отказано в перераспределении земельных участков. Полагают, что отказ в перераспределении земельных участков является незаконным. Площадь образуемого земельного участка не превышает предельно допустимый максимальных размер земельных участков. В утверждённом проекте межевания территории <адрес обезличен> не имеется сведений об отсутствии площади формируемых земельных участков, планируемых к перераспределению. Несостоятельно обоснование отказа в перераспределении доводом о наложении планируемого к перераспределению земельного участка со смежным земельным участком с кадастровым <Номер обезличен>, поскольку такое наложение отсутствует. Считают незаконным отказ и по мотиву наличия лесных насаждений на расстоянии менее или равному 30 метрам от границы проектируемого в целях перераспределения земельного участка до границы лесных насаждений, поскольку в «Проекте межевания территории <адрес обезличен>, застроенной многоквартирными домами в границах улиц: <адрес обезличен>», являющимся приложением <Номер обезличен> к Постановлению администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, не указаны границы лесных насаждений. В связи с чем, просили суд признать незаконным отказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с

кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, обязать рассмотреть заявление в установленном законом порядке.

Административные истцы Данилова С.А., Попова О.В., Гришин В.А. в судебное заседание не явились, просив о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

Представитель административных истцов Даниловой С.А., Поповой О.В. – Белых Э.Ю., представитель административного истца Гришина В.А. – Кровушкина Е.А., действующие на основании доверенностей, административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области – Сокольникова Е.А., действующая на основании доверенности, против иска возражала, пояснив следующее. Министерство имущественных отношений Иркутской области полномочно заключать соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в собственности граждан, и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. Формирование земельного участка в целях его перераспределения осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случае, если межевание указанной территории не произведено в соответствии с действующим законодательством. Перераспределение возможно только при соблюдении ряда требований, предъявляемых к образуемому земельному участку истцов, а также земельному участку и землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Поскольку при перераспределении образуется новый земельный участок, целевое назначение которого по отношению к преобразуемым не изменяется, целевое назначение перераспределяемых земель до перераспределения должно быть единым. Не допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, имеющих разное целевое назначение. Также не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Образуемый в результате перераспределения земельный участок не может пересекать границы смежных земельных участков. В ходе рассмотрения заявления административных истцов о перераспределении земельного участка, находящегося в их долевой собственности с землями, государственная собственность на которые не разграничена, было установлено, что перераспределение невозможно, поскольку это нарушает требования действующего законодательства, предъявляемые к образуемым земельным участкам: проектируемый к образованию в результате перераспределения земельный участок, предполагает образование земельного участка за счёт земель, имеющих разное целевое использование; имеет место пересечение границ разных территориальных зон; а также, исходя из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, имеет место наложение границ проектируемого земельного участка со смежным земельным участком. Указанные факты в совокупности являться достаточными для отказа в удовлетворении заявления о перераспределении.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 15.07.2013 года № 69-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области» были внесены изменения в Закон Иркутской области от 21.12.2006 года № 99-ОЗ, в соответствии с которым, распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г.Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно подп. 29 п. 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 года № 264/43, министерство имущественных отношений Иркутской области в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г.Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из материалов административного дела, истцы Данилова С.А., Попова О.В., Гришин В.А. обратились в Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> с заявлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащего им на праве долевой собственности на основании постановления Администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав истцов на указанный объект, с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Министерство Имущественных отношений <адрес обезличен> письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, ссылаясь на положения п. 9 ст. 39.29, п.16 ст. 11.10, п.6,7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, отказало административным истцам в перераспределении указанных земельных участков. Отказ мотивирован тем, что представленная истцами схема расположения земельного участка подготовлена без учёта документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территорий, а также в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.

Обсуждая законность отказа, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки, в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Статьёй 39.28 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, производится при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение осуществляется в соответствии с утверждённым с утверждённым проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка (ч.3 ст. 39.28 ЗК РФ).

Согласно подпунктам 11,12,13 пункта 9 ст. 39.28 ЗК РФ, подпунктам 3,4,5 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ, пунктам 6 и 7 ст. 11.9 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующим основаниям:

- несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению особо охраняемой природной территории;

- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён план межевания территории;

- не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с п.4 части 3 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.

В силу части 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Частью 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, каждый из которых является достаточным для принятия уполномоченным органом правового решения. Указанные требования закона являться императивными.

Так, уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Постановлением Администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении проектов межевания» утверждены проекты межевания территорий <адрес обезличен>, застроенных многоквартирными домами, в том числе (п.1.2 Постановления) в границах улиц <адрес обезличен>Приложение <Номер обезличен>).

Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым <Номер обезличен>, земельный участок, принадлежащий на праве долевой собственности административным истцам, и земли, находящиеся в государственной собственности, между которыми испрашивалось перераспределение, находятся в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами - в границах улиц <адрес обезличен>, в отношении которого органом местного самоуправления утверждён проект межевания.

Как следует из письма Департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике Администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, поступившего в Министерство имущественных отношений Иркутской области сведения о границах, площади и условном номере образуемого земельного участка в утверждённом проекте межевания отсутствуют.

Земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, утверждённым Постановлением Администрации <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, расположен частично в границах территории застройки среднеэтажными жилыми домами (3-5 этажей), в границах санитарно-защитной территории, в границах территории размещения проектируемой школа на 1500 мест.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории <адрес обезличен>, включая территории в границах исторического поселения <адрес обезличен>, утверждёнными решением Думы <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (в редакции решения Думы <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), земельный участок расположен в планировочном элементе С-01-01 (за пределами границ исторического поселения), частично в зоне природного ландшафта, частично в зоне размещения коммунальных и складских объектов, частично в зоне размещения объектов внешнего транспорта. Указанное также свидетельствует о невозможности образования земельного участка в результате перераспределения, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков не допускается, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, о которых административные истцы испрашивали в заявлении, не связано заключением договора о развитии застроенных территорий; административные истцы не относятся к субъектам правоотношений, предусмотренных ст. 49 земельного кодекса РФ.

Действующим земельным законодательством возможность заключения соглашения о перераспределении не установлена как безусловная и допустимая в неограниченном количестве случаев. Законодатель исчерпывающим образом определяет право на перераспределение за определёнными субъектами земельных правоотношений.

При этом административными истцами не представлено доказательств принадлежности земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> по целевому назначению к земельным участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства либо обусловленности перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Таким образом, решение об отказе в перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым <Номер обезличен>, находящегося в частной собственности, выраженное в письме Министерства от <Дата обезличена> <Номер обезличен> принято уполномоченным органом правомерно.

С учётом установленных обстоятельств, представленных доказательств, законности и обоснованности судебного решения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В административном исковом заявлении Даниловой С.А., Поповой О.В., Гришина В.А. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, о понуждении рассмотреть заявление в установленном законом порядке - отказать.

Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Белик С.О <адрес обезличен>

2а-4267/2017 ~ М-3913/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Данилова Светлана Александровна
Попова Ольга Васильевна
Гришин Виктор Александрович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Другие
Белых Эдуард Юрьевич
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутска
Судья
Белик Светлана Олеговна
01.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.09.2017[Адм.] Судебное заседание
02.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее