Р Е Ш Е Н И Е
24 ноября 2022 года.
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Обухова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики
на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 30 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением об административном правонарушении начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением от <дата> установлено, что должник не исполнил в установленный срок до <дата> требование судебного пристава-исполнителя, полученное <дата>. Министерство является должником по исполнительному производству №- ИП от <дата> на основании исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска по делу №, вступившим в законную силу <дата>, предмет исполнения: обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Чернятьев А.М. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям <адрес> УР жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 на территории <адрес> УР.
Не согласившись с данным постановлением, Министерство подало жалобу в суд, где указало, что считает постановление незаконным по следующим основаниям.
Постановление о наказании вручено <дата> года. Жалоба в Индустриальный суд г. Ижевска подана <дата>.
Административный орган при вынесении постановления о наказании не учел. Объем полномочий Минсоцполитики при обеспечении жильем детей-сирот, производится двумя органами власти, ими и Минстроем УР. При этом Минстрою УР выделяется финансирование на данные цели и формируется Фонд жилья и документы. На Минсоцполитики возложены же только формирование республиканского списка (исключение из данного списка) и принятие решении о предоставлении жилья. А потому ими предоставляется жилое помещение в том объеме, в каком оно приобретается и передается в установленном порядке Минстроем УР Чернятьев А.М. включен в Республиканский список и занимает 1211 место по Республике и 42 место по <адрес>. Ими 2020-2021гг неоднократно направлялась просьба Минфину УР выделить дополнительные бюджетные средства на исполнение судебных решений. Средства не выделены. Кроме того, с учетом всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилого фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилья в Министерство требуется 5 месяцев. ( ФЗ от 05.04.2013г№-ФЗ). А потому и необходимо учитывать объективные причины неисполнения решения суда. Минсоцполитики реализуя свои полномочия исключительно по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленных законом процедуры, не имеет возможности приобрести жилье в целях исполнения судебных актов, по независящим от него обстоятельствам. Минсоцполитики от исполнения решений не уклоняется, т.е. нет умысла. Отсутствует вина. Порядок предоставления жилья вне очереди действующим законодательством не предусмотрен. Отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В силу ст. 30.3 КоАП РФ копия постановления о назначении наказания Минсоцполитики вручена <дата>, а потому и 10-ти - дневный срок приходится на <дата> (с учетом выходных и праздничных дней), жалоба подана в Индустриальный суд г. Ижевска <дата>, а потому и срок на обжалование не пропущен.
В судебном заседании представитель Министерства Чумакова В.В., действующая на основании доверенности, поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям в полном объеме. Просит прекратить при отсутствии вины.
Начальник отделения - старший судебный пристав МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. 27.10.22г
Чернятьев А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. 31.10.22г
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
<дата> Решением Индустриального суда г. Ижевска жалоба Минсоцполитики и труда УР удовлетворена, отменено постановление № от <дата>, производство по делу прекращено.
Решением ВС УР от <дата> Решение Индустриального суда г. Ижевска от <дата> отменено. Жалоба направлена на рассмотрение в Первомайский суд г. Ижевска.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от <дата> удовлетворены исковые требования Чернятьев А.М. Суд обязал Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Чернятьев А.М. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям <адрес> УР жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 на территории <адрес> УР.
Как следует из материалов дела, <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР ФИО5 на основании исполнительного листа ФС 025011059 от <дата>, выданного Октябрьским районным судом г.Ижевска УР по делу №, вступившему в законную силу <дата>, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерство, предмет исполнения: обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Чернятьев А.М. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям <адрес> УР жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 на территории <адрес> УР.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено <дата> Постановление получено должником <дата> Должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней.
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены.
<дата> судебным приставом-исполнителем в отношении Министерство образования и науки УР вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя произведена замена стороны должника исполнительного производства ее правопреемником – Министерством социальной политики и труда УР.
<дата> должником Министерство социальной политики и труда УР получено требование от <дата> об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок до <дата>.
В ходе совершения исполнительных действий установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
Однако, <дата> должником - Министерство социальной политики и труда УР получено извещение от <дата> о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю на <дата> к 13.05 час. по вопросу привлечения Министерство социальной политики и труда УР к административной ответственности в порядке ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
<дата> Представителю Министерство социальной политики и труда УР — Чумакова В.В. вручено извещение о необходимости явки законных представителей на <дата> в 13:05 часов в помещение МОСП по ИОИП УФССП России по УР по адресу: <адрес>, в каб.№ для дачи объяснений по факту неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
В то время как рассмотрено - <дата> и начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. вынесено постановление, которым должник - Министерство социальной политики и труда УР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвержено административному штрафу в размере 30 000 рублей в доход государства.
<дата> настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М.
При этом данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что Министерство социальной политики и труда УР извещалось о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении <дата> и на какое время - отсутствуют. В материалах дела подобных извещений и сведений об их направлении Министерству не содержится.
В материалах дела об административном правонарушении имеются сведения об извещении на <дата>, однако представленные документы не подтверждают факт извещения Министерства социальной политики и труда УР о рассмотрении дела <дата>, соответствующие извещения отсутствуют.
Таким образом, объективных данных об извещении Министерство социальной политики и труда УР о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении не имеется.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие Министерства социальной политики и труда УР, не извещенного о месте и времени рассмотрения дела, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права Министерства на защиту.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и повлияло на законность принятого по делу акта.
Кроме того В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, присмотренной ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, составляет один год.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2205г №» О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку обязательство, в связи с которым Министерству социальной политики и труда УР вменялось совершение административного правонарушения, произошло <дата>, поскольку не исполнено требования в срок до 31.01.2021г, то годичный срок давности привлечения к административной ответственности по делу истек <дата>.
Как указывалось, решением Индустриального суда г. Ижевска от <дата> производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Министерства социальной политики и труда УР состава административного правонарушения.
Таким образом, срок давности на момент пересмотра решения истек.
Существо жалобы на решение сводится к вопросам обсуждения вины Министерства социальной политики и труда Ур в совершении административного правонарушения по ст. 17.15ч.1 КоАП РФ.
В соответствии с положение п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ вопрос виновности лиц в совершении административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
Соответствующее разъяснения, в том числе, приведены в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2012 года, из которого следует, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на решение судьи районного суда, отменившего постановление должностного лица, является обстоятельством, исключающим возможность возобновления производства по делу и направления дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит отмене с прекращением производства за истечением срока давности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики - удовлетворить.
Постановление № начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ прекратить по п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня получения.
Судья: М.А. Обухова