Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10560/2021 от 20.08.2021

Судья: Соболева Ж.В.                     адм. дело № 33а-10560/2021

(2а-3115/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.09.2021

г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего    Сивохина Д.А.,

судей                        Клюева С.Б. и Ромадановой И.А.,

при секретаре                 Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ОСП г. Чапаевска УФССП России по Самарской области Веляева С.А. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 28.06.2021.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

установила:

ООО «СИСТЕМА» обратилось в суд с административным иском к заместителю прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю., Прокуратуре Самарской области о признании недействительным представления об устранении нарушений требований законодательства, в котором просило признать недействительным представление заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю. об устранении нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за исх. № 07-03-2021 от 26.04.2021 и устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ООО «СИСТЕМА».

В обоснование иска указано, что прокуратурой Центрального района г.Тольятти проведена проверка ООО «СИСТЕМА» на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю. в отношении ООО «СИСТЕМА» вынесено оспариваемое представление, из которого следует, что административным истцом допущено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требующее мер к устранению нарушений закона, недопущению их впредь. С представлением административный истец не согласен, поскольку изложенные в представлении выводы противоречат законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так статья 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержит перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, и среди указанных субъектов организации, оказывающие бухгалтерские услуги, не значатся. Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу № 54 от 19.07.2018 "О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" указанное должностным лицом прокуратуры в качестве основания отнесения ООО «СИСТЕМА» к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, носит информационный характер и не является обязательным к применению. По данным фактам даны объяснения, в том числе, о том, что ООО «СИСТЕМА» в отношении своих клиентов не готовит и не осуществляет от имени или по поручению своих клиентов ни одной из операций с денежными средствами или иным имуществом. Однако указанные возражения ООО «СИСТЕМА» в оспариваемом представлении должностного лица прокуратуры не отражены и не оспорены надлежащим образом. Учитывая изложенное, административный истец полагает, что вывод должностного лица прокуратуры о нарушении обществом действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противоречит нормам действующего законодательства, в частности, Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Определением Центрального районного суда г. Тольятти от 04.06.2021 произведена замена административного ответчика – Прокуратуры Центрального района г. Тольятти на административного ответчика заместителя Прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю., Прокуратура Самарской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

17.06.2021 судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе ООО «СИСТЕМА» выражает несогласие с постановленным решением, ставит вопрос о его отмене.

Представители ООО «СИСТЕМА» в судебное заседание не явились, о дне слушания извещались в установленном законом порядке по юридическому и почтовому адресам, указанным в апелляционной жалобе, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закона № 2202-1) предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона № 2202-1).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ООО «СИСТЕМА», ИНН ОГРН , зарегистрировано по адресу: <адрес> дата государственной регистрации юридического лица 23.11.2015.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.05.2021 № ЮЭ9965-21-150117812 основным видом экономической деятельности ООО «СИСТЕМА» является: «69.20» - деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.

Осуществление ООО «СИСТЕМА» деятельности по оказанию услуг в области бухгалтерского учета административным истцом не оспаривается.

Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка ООО «СИСТЕМА» на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что у ООО «СИСТЕМА» отсутствует регистрация в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно телекоммуникационной сети Интернет, ООО «СИСТЕМА» ненадлежащим образом осуществляет внутренний контроль в части исполнения обязанности по сверке своих клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму в целях выявления операций, сделок, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю. в отношении ООО «СИСТЕМА» внесено представление от 26.04.2021 за № 07-03-2021, из которого следует, что ООО «СИСТЕМА» допущено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требующее мер к устранению нарушений закона, недопущению их впредь.

Полагая, что вынесенное ответчиком представление нарушает права и законные интересы административного истца, последний обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.

Разрешая спор, установив вышеизложенные обстоятельства и исследовав представленные доказательства, учитывая положения Закона № 2202-1, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого представления.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования и оценки по правилам статьи 84 КАС РФ имеющихся в деле доказательств.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку основным видом экономической деятельности Общества является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию, то ООО «СИСТЕМА» относится к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, и, следовательно, в силу прямого указания пункта 1 статьи 7.1 Закона № 115-ФЗ подпадает под действие пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Данный вывод является правильным ввиду следующего.

Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Положениями статьи 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.

В силу пункта 2 статьи 7 вышеназванного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно статье 7.1 указанного Федерального закона требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 названной статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.

Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 утверждены Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, которые разработаны в целях создания единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), индивидуальными предпринимателями, перечисленными в статье 5 Закона N 115-ФЗ, а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Закона.

Организации, указанные в статье 7.1 Закона N 115-ФЗ, являются частью единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (абзац 1 рекомендаций).

В соответствии с пунктом 6 информационного письма Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54 "О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

При этом предусмотренная законодательством обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления юридическим лицом соответствующей деятельности.

Исходя из требований поименованных законоположений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое представление является законным, поскольку направлено на устранение нарушений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и не нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы то обстоятельство, что общество не планирует готовить и осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом клиента, не свидетельствует об отсутствии основания для принятия оспариваемого представления, поскольку оно может изменить свою позицию по данному вопросу, в том числе в случае обращения к нему клиента за оказанием такой услуги.

Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции и учтены при вынесении оспариваемого решения.

Ссылка апелляционной жалобы на информационный характер и не обязательное применение содержащихся в информационном письме Росфинмониторинга разъяснений, не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку основана на неверном понимании и применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (далее - Положение), Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере.

Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также вышеуказанным Положением. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, и на основании Административного регламента Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191, Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в указанной сфере.

Росфинмониторинг, в том числе, осуществляет следующие полномочия: принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; разрабатывает и утверждает: методологические рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению; создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности.

Таким образом, принятые Росфинмониторинг нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, разъяснения и рекомендации по вопросам применения отдельных норм Закона № 115-ФЗ, данные указанным органом с целью соблюдения требований поименованного Закона, вопреки доводам апелляционной жалобы являются обязательными, поскольку разработаны и приняты в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В целом, изложенные в апелляционной жалобе доводы административного истца, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым представлением, действиями должностного лица, принявшего указанное представление, нарушены права, свободы и законные интересы ООО «СИСТЕМА», созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на общество незаконно возложена какая-либо обязанность, по делу не установлены.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам

                    определила:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 17.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «СИСТЕМА» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10560/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Система
Ответчики
Прокуратура Самарской области
Заместитель прокурора Центрального района г. Тольятти Банькодут О.Ю.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.08.2021Передача дела судье
21.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее