Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2023 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При помощнике судьи Добиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-921/2023 по административному исковому заявлению Обенко Марии Николаевны, Белова Владимира Алексеевича, общества с ограниченной ответственностью «Актив» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просили суд установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 17,9 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, нежилое помещение 2002, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 231 306 рублей,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 6,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, п.14, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 84 087 рублей,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 28,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 545 390 рублей.
Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилых помещений.
На основании изложенного административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просили требования удовлетворить.
Административные истцы, представители министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель административных истцов по доверенности Щеголева И.И. представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 17,9 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, нежилое помещение 2002, на праве собственности принадлежит Белову В.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 16.12.2022 года.
Помещение с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 6,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, п.14, на праве собственности принадлежит Обенко М.Н., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 16.12.2022 года.
Помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 28,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, на праве собственности принадлежит ООО «Актив», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15.12.2022 года.
В соответствии с Перечнем объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденным приказом министерства имущественных отношений Самарской области 22.10.2021 года № 2233, помещение с кадастровым номером № включено в Перечень под пунктом 9442.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 года № 2451 определена кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.012021 года в отношении помещения с кадастровым номером № в размере 212 209 рублей 27 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером № в размере 926 214 рублей 72 копейки, в отношении помещения с кадастровым номером № в размере 580 932 рубля 33 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 14.12.2022 года.
Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов, являются плательщиками налога на имущество. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов как плательщиков налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административные истцы в обоснование своих требований представили отчет об оценке ООО «Центр экспертизы и оценки» от 23.12.2022 года № 2022ОКС/12-11-02, из которого усматривается, что объектом оценки являлись помещения, по состоянию на 01.01.2021 года итоговая величина рыночной стоимости помещения с кадастровым номером № составляет 84087 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером № составляет 545 390 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером № составляет 231 306 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 01.01.2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административными истцами отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость помещений, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости помещений по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд 29.12.2022 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Обенко Марии Николаевны, Белова Владимира Алексеевича, общества с ограниченной ответственностью «Актив» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 17,9 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, нежилое помещение 2002, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 231 306 рублей.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 6,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, п.14, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 84 087 рублей.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 28,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года в размере 545 390 рублей.
Дата подачи административного иска в суд 29.12.2022 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.02.2023 года.
Судья: М.А.Панкова