Дело № 12- 960\12
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград 11 октября 2012 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Полянского Р.В. на постановление государственного инспектора ... по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов Марьянковой Н.В. №... от ДД.ММ.ГГГГ и решение старшего государственного инспектора ... по охране природы, геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 №... от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, с участием представителя заявителя Полянского Р.В. – Дзюбенко Ю.А., представителей Комитета охраны окружающей среды и природопользования ... Вавилова А.П. и Марьянковой Н.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора ... по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов Марьянковой Н.В. №... от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «.....» Полянский Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением старшего государственного инспектора ... по охране природы, геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 №... от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Полянского Р.В. – без удовлетворения.
Не согласившись с данными постановлением и решением, Полянский Р.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит их отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что местом нахождения ООО «.....» является административное здание по адресу: ..., который совпадает с фактическим нахождением директора и других сотрудников Общества, а по адресу: ..., располагалось обособленное подразделение ООО «.....», в рамках которого осуществлялась демонстрация «подержанных» автомобилей. Ни факт продажи автомобилей на территории по вышеуказанному адресу, ни факт продажи автомобильных деталей, узлов, принадлежностей, ни факт проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей в ходе проверки выявлен и зафиксирован не был, доказательств, что кто-либо из штата ООО «.....» в ходе проверки находился в нежилом помещении по ..., и осуществлял деятельность, связанную с образованием отходов, добыто не было. В силу того, что при проведении проверки факты образования ООО «.....» отходов не выявлены по причине отсутствия отходов, исполнить обязанность по составлению паспортов отходов Общество объективно не имеет возможности. Следовательно, и свидетельства, подтверждающие отнесение отходов к тому или иному классу опасности, не подлежат составлению по причине отсутствия отходов. По этим же основаниям отсутствует необходимость в выделении лица, допущенного к работе с отходами и прошедшего профессиональную подготовку.
Заявитель Полянский Р.В. и представитель прокуратуры ... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представили, также как и ходатайств об отложении, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель заявителя по доверенности Дзюбенко Ю.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Комитета охраны окружающей среды и природопользования ... Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - Марьянкова Н.В., полагали жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Судья, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1. - 25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
В силу ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1,2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч.2,3 ст.14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в. процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждены форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.
Согласно ст. 11, ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, помимо прочего, обязаны соблюдать экологические, санитарные и Иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате, хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок предоставления данной отчетности регламентирован приказом МПР РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об. образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)». В соответствии с требованиями пунктов 3, 4, 5 данного Приказа субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства- в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства, Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В силу ст.15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-4 класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Как следует из представленных материалов, прокуратурой ... с привлечением специалиста Комитета охраны окружающей среды и природопользования ... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «.....» (фактический адрес: ..., юридический адрес: ...), зарегистрированного в качестве юридического лица и поставленного на учет ДД.ММ.ГГГГ., осуществляющего деятельность на территории ... по коду ОКВЭД – 50.30.2 – розничная торговля автомобильными деталями, узлами, принадлежностями, 50.20.1 – техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.
Для осуществления хозяйственной деятельности ООО «.....» эксплуатируется нежилые помещения, расположенные по адресу: ..., в здании торгово-сервисного центра с пристройкой общей площадью 150 кв.м, находящегося в аренде у ООО «..» по договору аренды № б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанных помещениях расположены торговые площади, офисное помещение, бытовые и производственные помещения.
Действительная численность сотрудников в ООО «.....» составляет 20 человек, автотранспорт на балансе организации не числится, дополнительных подразделений не имеется.
Согласно п.3.1 договора аренды помещения в арендную плату включена плата за услуги по вывозу и утилизацию отходов, однако право собственности на передаваемые отходы к арендодателю не переходит по данному договору, следовательно, арендатор - ООО «.....» обязано соблюдать требования законодательство РФ в области охраны окружающей среды по образующимся отходам в результате своей хозяйственной деятельности.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности ООО «.....» образуются отходы 1, 4, 5 классов опасности, в том числе: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак код по ФККО 3533010013011, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код по ФККО 1871030001005, обрезки и обрывки тканей смешанных - код по ФККО 5810110801995, прочие отходы бумаги незагрязненные 5 класса опасности код по ФККО 187990101005, электрические лампы накаливания отработанные и брак - код по ФККО 9231010001995, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код по ФККО 9120040001004 - 4-го класса опасности, и другие виды отходов.
ООО «.....» не составлены паспорта отходов 1,4 классов опасности и на момент проверки не согласованы территориальным органом МПР - Управлением Росприроднадзора .... На данные отходы не получены свидетельства, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности, что является нарушением требований ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах 51 производства и потребления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», а также приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 №. 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».
В ООО «.....» не издан приказ о назначении лица, допущенного к работе с отходами, не проведена его профессиональная подготовка, подтверждённая свидетельством на право работы с отходами 1-4 классов опасности, что является нарушением требований ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
Учет образовавшихся и переданных для размещения отходов ООО «.....» не осуществляется в журнале учёта в соответствии с приказом Минприроды РФ от 01.09.2011г. № 721, что является нарушением ч.1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
ООО «.....» во исполнение приказа Минприроды РФ от 16.02.2010г. № 30 не представило в Росприроднадзор ... ежегодную отчётность об образовании отходов за ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением ч.3 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».
Выявленные нарушения отражены в Справке по результатам проверки №... от ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора ... ФИО2 вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении директора ООО «.....» Полянского Р.В. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым Полянский Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Решением старшего государственного инспектора ... по охране природы, геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 №... от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Полянского Р.В. – без удовлетворения.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Согласно ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания данной статьи под должностным лицом следует понимать лиц, совершивших административное правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя.
В судебном заседании установлено, что Полянский Р.В. на основании решения единственного участника ООО «.....» от ДД.ММ.ГГГГ занимает должность директора ОО «.....» в соответствии с приказом №... от ДД.ММ.ГГГГ по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сроком на два года.
Факт несоблюдения экологических требований ООО «.....» при эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу: ..., в здании торгово-сервисного центра с пристройкой общей площадью 150 кв.м., находящегося в аренде у ООО «..» по договору аренды № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, для осуществления хозяйственной деятельности, усматривается из материалов дела.
Довод жалобы о том, что местом нахождения ООО «.....» является административное здание по адресу: ..., который совпадает с фактическим нахождением директора и других сотрудников Общества, а по адресу: ..., располагалось обособленное подразделение ООО «.....», в рамках которого осуществлялась демонстрация «подержанных» автомобилей, судья находит несостоятельным, поскольку в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе, ООО «.....» состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения – магазин «.....» по адресу: .... Данное обстоятельство также подтверждается справкой об отсутствии в собственности, аренде и лизинге автотранспортных средств, из которой следует, что адресом фактического нахождения ООО «.....» является: ....
Утверждение заявителя о том, что ни факт продажи автомобилей на территории по вышеуказанному адресу, ни факт продажи автомобильных деталей, узлов, принадлежностей, ни факт проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей в ходе проверки выявлен и зафиксирован не был, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку ООО «.....» осуществляет деятельность на территории ... по коду ОКВЭД– 50.30.2 – розничная торговля автомобильными деталями, узлами, принадлежностями, 50.20.1 – техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.
Таким образом, административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности Полянского Р.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу требований ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из текста обжалуемого постановления усматривается, что должностным лицом при назначении наказания не было учтено в качестве смягчающих ответственность Полянского Р.В. обстоятельства привлечение его к административной ответственности впервые и отсутствие отягчающих обстоятельств, то есть назначение наказание в виде штрафа не мотивировано.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств по делу и характера совершенного административного правонарушения, судья приходит к выводу о возможности изменения обжалуемого постановления в части вида наказания, а именно назначения наказания в виде предупреждения, поскольку, по мнению суда, данный вид наказания в полной мере будет соответствовать положениям ст.3.1 КоАП РФ, согласно которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора ... по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов Марьянковой Н.В. №... от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым директор ООО «.....» Полянский Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, и решение старшего государственного инспектора ... по охране природы, геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 №... от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым указанное постановление оставлено без изменения –изменить в части вида назначенного наказания, назначив Полянскому Роману Владимировичу наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 КоАП РФ,в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Пальчинская И.В.