№ 2-430/2024 (№ 2-4993/2023)
УИД 61RS0003-01-2023-005942-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоусова А.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии,
установил:
Истец Белоусов А.М. обратился в суд с иском к ОСФР по Ростовской области о перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что в настоящее время является пенсионером. Размер пенсии составляет 14141,91 руб.
Истец полагает, что при назначении пенсии со стороны ответчика не был произведен верный расчет общего трудового стажа и допущен пропуск ряда периодов трудовой деятельности.
29.09.2023 истцом в адрес ответчика было направлено заявление о перерасчете пенсии с приложением копии трудовой книжки.
Согласно письму ответчика от 27.10.2023, при назначении пенсии учтены все периоды с 01.09.1969 по 26.10.2012. Общая продолжительность трудовой деятельности составила составил 42 года 10 месяцев 13 дней. Однако общий трудовой стаж составил 38 лет 22 дня. До 1991 года стаж указан как 16 лет, что не соответствует действительности, поскольку стаж до 1991 года составляет 22 года 2 месяца 17 дней.
Согласно выписке из ИЛС, общий трудовой стаж истца до 2002 года составляет 4 года.
Таким образом, согласно выписке из ИЛС не учтен период осуществления трудовой деятельности с 01.09.1969 по 31.12.1997.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периодов трудовой деятельности с 01.09.1969 по 26.10.2012.
Истец Белоусов А.М. и его представитель по устному заявлению Кирносенко А.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме
Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) относит определение условий и порядке реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Исходя из статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Как следует из материалов дела, с 26.10.2012 Белоусов А.М. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Общий страховой стаж истца, учтенный по 26.10.2012 составил 38 лет 0 месяцев 22 дня; стаж до 01.01.2002 составил 27 лет 4 месяца 25 дней; стаж до 1991 года – 16 лет; страховые взносы – 294653,12 руб.; заработная плата учтена за период 2000-2001гг. с отношением заработка 3,285 (максимальное ограничение 1,2); размер пенсии по старости на дату назначения составил 8723,10 руб.
По состоянию на 31.12.2014 размер страховой пенсии составил 10747,15 руб.
С 01.01.2015 согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ пенсионные права истца были пересчитаны в ИПК, величина которого составила 113,901 и размер пенсии истца составил 10929,97 руб.
В дальнейшем размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке.
Размер страховой пенсии по старости с 01.10.2023 составил 14141,91 руб.
Оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, произведена истцу в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Таким образом, в силу действующего пенсионного законодательства перерасчет размера страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем.
29.09.2023 Белоусов А.М. обратился в ОСФР по Ростовской области с требованием о перерасчете пенсии с приложением копии трудовой книжки (л.д. 13-15).
Ответом ОСФР по Ростовской области от 27.10.2023, Белоусову А.М. разъяснено, что все периоды трудовой деятельности истца при назначении страховой пенсии по старости учтены в полном объеме (л.д. 16-17).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, по правилам, закрепленным Федеральным законом «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2 указанной статьи). В частности, пункт 3 данной статьи предусматривает исчисление расчетного размера пенсии исходя из определенной в календарном порядке продолжительности общего трудового стажа с зачетом в него наряду с работой также некоторых иных периодов, к числу которых не отнесен период учебы в высших учебных заведениях. В пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - также исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях. Тем самым названные законоположения во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обеспечивают учет интересов застрахованных лиц.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
Расчетный размер трудовой пенсии истцу определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Размер страховой пенсии устанавливается в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и зависит от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
ИПК рассчитывается из пенсионных прав застрахованного лица, сформированных из продолжительности страхового стажа и заработка по состоянию на 01.01.2002 с учетом начисления и уплаченных в ПФР страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица после 01.01.2015.
Стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст=ИПК*СПК, где
СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент,
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
При расчете суммы ИПК за периоды до 1 января 2015 года подсчитывается размер страховой части трудовой пенсии по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2014 года, то есть исходя из стажа работы до 1 января 2002 года, коэффициента заработной платы, суммы валоризации за советский стаж работы до 01.01.1991 и пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года - 64,10 рубля.
К сумме полученных коэффициентов прибавляются пенсионные коэффициенты, заработанные после 1 января 2015 года.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, предусмотрен перерасчет размера страховой пенсии в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Перерасчет размера страховой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 3 части 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, осуществляется по формуле:
СПст = СПстп + (ИПKi / К / КН х СПК), где
СПст - размер страховой пенсии по старости;
СПстп - установленный размер страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;
ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера страховой пенсии по старости;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера страховой пенсии по старости;
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1.
В настоящее время страховая пенсия по старости истцу исчислена и выплачивается верно, по наиболее выгодному варианту в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по документам выплатного (пенсионного) дела в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.
Вопреки требованиям истца, периоды его трудовой деятельности с 01.07.1974 по 26.10.2012 учтены пенсионным органом при назначении пенсии истцу в полном объеме, что подтверждается данными о страховом стаже (л.д. 90).
Кроме того, вопреки доводам истца, возможность зачета периодов учебы с 01.09.1969 по 20.06.1974 в страховой стаж для конвертации пенсионных прав предусмотрена лишь при расчете пенсии на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако в данном случае, пенсионным органом при назначении пенсии истцу выбран наиболее выгодный для него вариант расчета размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку закон предписывает пенсионному органу при определении объема пенсионных прав застрахованных лиц выбрать наиболее выгодный для них вариант расчета страховой пенсии.
Размер пенсии истца, рассчитанный в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и получаемой истцом с 01.10.2023 составил 14141,91 руб., что подтверждается ответчиком.
Исходя из представленного ответчиком расчета, суд приходит к выводу о том, что расчет пенсии Белоусова А.М. произведен в соответствии с действующим законодательством и в наиболее выгодном варианте.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 ГПК РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 ГПК РФ лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено расчета, опровергающего расчет размера пенсии, представленного ответчиком.
Таким образом, произведенный пенсионным органом в отношении истца расчет пенсии по старости является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушает, в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.01.2024