УИД 63RS0025-01-2023-003362-29
Дело №2-105/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 марта 2024 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Фоминой А.В.,
с участием ст.помощника прокурора г.Сызрани Антоновой В.М.
при секретаре Любимовой В.А.,
с участием представителя ответчика МКУ г.о.Сызрань «Служба городского хозяйства» по доверенности Репниковой Ю.Ю., представителя третьего КЖКХ Администрации г.о.Сызрань по доверенности Пигалкиной В.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-105/2024 по иску прокурора города Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» о возложении обязанности осуществить мероприятия по восстановлению дорожного покрытия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Сызрани обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском, с учетом уточнения к МКУ г.о.Сызрань «Служба городского хозяйства» об обязании со дня вступления решения суда в законную силу привести в нормативное состояние улично – дорожные сети в районе от <адрес> до <адрес> в географических координатах от 53.19310 с.ш., 48.49313 в.д. до 53.19540 с.ш., 48.48637 в.д., протяженностью 635 метров, в части восстановления дорожного полотна и тротуара путем устранения выбоин и проломов, а также произвести текущий ремонт металлического ограждения на данной улично – дорожной сети.
В обоснование требований указал, что в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры России от <дата> № *** «Об усилении прокурорского надзора за исполнением хозяйствующими субъектами законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств» прокуратурой города проводится систематический анализ состояния законности в сфере безопасности дорожного движения. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства, выраженные в непринятии органами местного самоуправления по содержанию дорожного полотна улично-дорожных сетей в нормативном состоянии. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В ходе выполненного <дата> по поручению прокуратуры г.Сызрани ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» в ходе инструментального обследования участков улично – дорожной сети в районе от <адрес> до <адрес>, а также автомобильной дороге проходящей по транспортно – пешеходному мосту через <адрес> в районе <адрес>, выявлены множественные недостатки дорожного покрытия проезжей части в виде выбоин, размер которых превышает предельно допустимые ГОСТ Р 50597-2017 значения, отсутствие и разрушение элементов конструкции металлических ограждений. В ходе выездной проверки от <дата> установлено, что указанный участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии, имеются массовые выбоины дорожного полотна, меры по устранению повреждений не приняты. При этом, указанная дорога относится к III категории с твердым дорожным покрытием.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Сызрани Антонова В.М., заявленные требования уточнила, поскольку администрацией г.о. Сызрань Самарской области были выделены денежные средства на ремонт спорного участка дорожного полотна, просила исключить из числа ответчиков Администрацию г.о. Сызрань Самарской области, а также МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», поскольку исковые требования содержат мероприятия, не относящиеся к полномочиям МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик». Уточненные требования просила удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКУ г.о. Сызрань «СГХ» Репникова Ю.Ю. в судебном заседании относительно заявленных требований не возражала, однако пояснила, что данные участки автомобильных дорог будут включены в муниципальный контракт в пределах выделенного финансирования, просила предоставить три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрация г.о.Сызрань не явился, о дате судебного заседания извещены, причин неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» по доверенности Мишунина И.Н. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, а также указала, что МКУ «СызраньСтройЗаказчик» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***.
МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» выступает заказчиком по капитальному ремонту муниципального имущества, капитальному ремонту и ремонту дорог, за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей, в пределах лимитов, выделенных из соответствующих бюджетов. В соответствии с п.1.11 Устава учреждение финансируется за счет средств бюджета г.о.Сызрань в соответствии с бюджетной сметой. В соответствии с п.1.13 Устава заключение и оплата учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета г.о.Сызрань, производится от имени муниципального образования в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств.
В настоящее время подпрограммой «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области» государственной программы «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 – 2025 гг)» не предусмотрено финансирование выполнения работ по ремонту автомобильной дороги по <адрес> до <адрес> в г.Сызрани. В связи с чем, исковые требования содержат мероприятия, не относящиеся к полномочиям МКУ г.о.Сызрань «СызраньСтройЗаказчик».
Третье лицо МУ МВД России «Сызранское» не явились, о дате судебного заседания извещены, причин неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 13 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от <дата> №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пункт 2.3.7 Устава МКУ г.о. Сызрань «СГХ» закрепляет за последним функции осуществления содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Сызрань в рамках компетенции и выделенных бюджетных средств.
Исходя из этого, МКУ г.о. Сызрань «СГХ» непосредственно обязано содержать автомобильные дороги в границах г.о. Сызрани в соответствии с действующим законодательством в сфере безопасности дорожного движения.
Установлено, что <дата> по поручению прокуратуры г.Сызрани ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское» в ходе инструментального обследования участков улично – дорожной сети в районе от <адрес> до <адрес>, а также автомобильной дороге проходящей по транспортно – пешеходному мосту через <адрес> в районе <адрес>, выявлены множественные недостатки дорожного покрытия проезжей части в виде выбоин, размер которых превышает предельно допустимые ГОСТ Р 50597-2017 значения, отсутствие и разрушение элементов конструкции металлических ограждений.
В ходе выездной проверки от <дата> установлено, что указанный участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии, имеются массовые выбоины дорожного полотна, меры по устранению повреждений не приняты.
Также согласно акту обследования технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о.Сызрань № *** от <дата> проведено комиссионное обследование в составе государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское», главных специалистов отдела дорожной деятельности МКУ г.о.Сызрань «Служба городского хозяйства», с целью оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о.Сызрань и элементов дорог (пешеходное ограждение). По результатам визуального обследования участка автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной в створе автомобильных дорог по адресу от <адрес> до <адрес> установлено, что дата последнего ремонта (реконструкции) – май 2023, в ходе которого выполнен частичный ремонт дорожного полотна по устранению выбоин и провалов. Имеются дефекты покрытия проезжей части автомобильной дороги в географических координатах от 53.19310С 48.49313В до 53.19540С 48.48637В, дефекты пешеходного тротуара в географических координатах 53.19328С 48.49373В до 53.1309С 48.49303В размеры которых превышают предельно допустимые максимальные значения ГОСТ-Р 50597-2017. Также выявлены повреждения элементов дорожного ограждения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> в географических координатах от 53.19331С 48.49549В до 53.19325С, 48.48922В.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от <дата> № ***-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью и предельные размеры отдельных присадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см.
Согласно п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256.
В силу п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов.
На основании п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от <дата> № ***-ст, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I – III категорий, IV - V категорий с твердым покрытием.
Согласно п.4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, на участке автомобильной дороги в районе от <адрес> до <адрес> в географических координатах от 53.19310 с.ш., 48.49313 в.д. до 53.19540 с.ш., 48.48637 в.д., протяженностью 635 метров выявлены массовые выбоины дорожного покрытия, дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии, а также дефекты пешеходного тротуара.
При этом суд учитывает, что выявленные нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что способствует созданию аварийных ситуаций на дорогах.
В соответствии с муниципальным контрактом № *** от <дата>, заключенным между МКУ г.о.Сызрань «Служба городского хозяйства» и ООО «АЛЬТСТРОЙ» на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о.Сызрань, автомобильная дорога в районе от <адрес> до <адрес> включена в перечень дорог, подлежащих ремонту.
При таких обстоятельствах учитывая ходатайство представителя МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» о предоставлении трех месяцев для исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства о безопасности дорожного движения следует обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в нормативное состояние улично – дорожные сети в районе от <адрес> до <адрес> в географических координатах от 53.19310 с.ш., 48.49313 в.д. до 53.19540 с.ш., 48.48637 в.д., протяженностью 635 метров, в части восстановления дорожного полотна и тротуара путем устранения выбоин и проломов, а также произвести текущий ремонт металлического ограждения на данной улично – дорожной сети.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Сызрани Самарской области, ИНН 6317010714, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства», ИНН 6325071904, привести в нормативное состояние улично – дорожные сети в районе от <адрес> до <адрес> в географических координатах от 53.19310 с.ш., 48.49313 в.д. до 53.19540 с.ш., 48.48637 в.д., протяженностью 635 метров, в части восстановления дорожного полотна и тротуара путем устранения выбоин и проломов, а также произвести текущий ремонт металлического ограждения на данной улично – дорожной сети, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Фомина А.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 01 апреля 2024 2024 года
Судья Фомина А.В.