к делу №2-362/12г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«12» декабря 2012 года а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего, судьи Барчо Р.А.,
при секретаре Ачмизовой А.Ю.,
с участием заместителя прокурора Шовгеновского района Хагуровой Л.В.,
истца Иванова Заурбия Ахмедовича,
ответчика - представителя администрации МО «Шовгеновский район» начальника отдела правового и кадрового обеспечения администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатова Т.А., действующего на основании доверенности от 10 января 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шовгеновского района в защиту интересов Иванова З.А., Ивановой З.З., Ивановой З.З., Иванова П.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и ГУ Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по РА о признании семьи Ивановых в составе 5 человек, имеющими право на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости и обязании ответчиков включить Иванова З.А.. Иванову З.З., Иванову З.З., Иванова П.З. в соответствующие дополнительные списки в целях получения финансовой помощи в размере 250 000 рублей, направив их в уполномоченные федеральные органы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с иском в защиту интересов Иванова З.А., Ивановой З.Ю., Ивановой З.З., Ивановой З.З., Иванова П.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и ГУ Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по РА о признании семьи Ивановых в составе 5 человек, имеющими право на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости и обязании ответчиков включить Иванова З.А.. Иванову С.Ю., Иванову З.З., Иванову З.З., Иванова П.З. в соответствующие дополнительные списки в целях получения финансовой помощи в размере 250 000 рублей, направив их в уполномоченные федеральные органы, мотивируя свои доводы тем, что по результатам проведения прокуратурой района проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и в связи с поступлением обращения Иванова З.А., проживающего по адресу: РА, <адрес>, выявлены нарушения его прав и прав членов его семьи на возмещение ущерба в результате ликвидации последствий дождевого паводка, имевшего место на территории Шовгеновского района в период времени с 24.05 по ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из заявления Иванова З.А, и не оспаривается администрацией МО «<адрес>» домовладение, в котором он проживает и ему принадлежит, которое находится по адресу: <адрес>», <адрес>, <адрес>, находилось в зоне затопления. На момент паводка в спорном домовладении проживало и было прописано 5 человек. По результатам деятельности межведомственной комиссии при администрации МО «Шовгеновский район» по вопросам ликвидации последствий дождевого паводка на реке Фарс семья Иванова З.А. не была включена в списки на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Между тем, в ходе прокурорской проверки с выездом на место установлено, что в результате подмыва паводковыми водами дома Иванова З.А. произошло подтопление, в связи с чем, пришли в негодность: 1 холодильник, 1 газовая плита, 2 дивана, 4 стула, 2 кресла, 1 стол. В связи с тем, что имело место частичная утрата имущества первой необходимости семьи Иванова З.А. и соответственно согласно пп. «д» п. 9 вышеуказанного постановления Правительства РФ им была положена финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на человека, а всего 250 000 рублей.
Определением Шовгеновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов Иванова З.А., Ивановой С.Ю. , Ивановой З.З., Ивановой З.З., Иванова П.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и ГУ Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по РА о признании семьи Ивановых в составе 5 человек, имеющими право на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости и обязании ответчиков включить Иванова З.А.. Иванову С.Ю., Иванову З.З., Иванову З.З., Иванова П.З. в соответствующие дополнительные списки в целях получения финансовой помощи в размере 250 000 рублей, направив их в уполномоченные федеральные органы, прекращено в части признания за Ивановой С.Ю. права на оказание финансовой помощи в соответствии со ст. 220 ГПК РФ.
В ходе судебного заседания заместитель прокурора Шовгеновского района Хагурова Л.В., пояснила, что истцы не обращались в администрацию МО «Шовгеновский район» с заявлением о включении их, и членов их семьи в списки на оказание им финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в период паводка на <адрес> с 24. 05 по 26. 05. 2011 года, и предоставила суду письменное заявление об отказе от вышеуказанных исковых требований, заявленных прокурором Шовгеновского района в интересах Иванова З.А., Ивановой З.Ю., Ивановой З.З., Ивановой З.З., Иванова П.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и ГУ Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Республике Адыгея.
Истец по делу Иванов З.А., в судебном заседании пояснил, что действительно, ни он, ни члены его семьи не обращались в администрацию МО «Шовгеновский район» с заявлением о включении их, и членов их семьи в списки на оказание им финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в период паводка на <адрес> с 24. 05 по 26. 05. 2011 года, так как не знали о том, что так надо делать. Кроме того, истец Иванов З.А. пояснил, что было проведено обследование жилого дома Межведомственной комиссией и составлен акт, где были отражены повреждения в доме, и принято заключение о том, что размер единовременной материальной помощи составляет 50 000 рублей, из расчета 10 000 рублей на каждого члена семьи, но не более 50 000 рублей на семью. Указанный документ был подписан членами Межведомственной комиссии, и истцом Ивановым З.А., в котором было указано, что с заключением комиссии с суммой единовременной материальной помощи согласен. В дальнейшем этот акт истцами оспорен не был. Истец Иванов З.А. также пояснил, что пострадавшее имущество не является их единственным имуществом, кроме них у истцов есть и другое имущество, необходимое для повседневного обихода.
Истец по делу, Иванов П.З., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения данного дела в судебное заседание не явился, Однако, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме и просит удовлетворить их. В связи с чем, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, судья счел возможным и необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие истца Иванова П.З.
Истица по делу, Иванова З.З., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения данного дела в судебное заседание не явилась, Однако, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме и просит удовлетворить их. В связи с чем, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, судья счел возможным и необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие истицы Ивановой З.З.
Истица по делу, Иванова З.З., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения данного дела в судебное заседание не явилась, Однако, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме и просит удовлетворить их. В связи с чем, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, судья счел возможным и необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие истицы Ивановой З.З.
Ответчик - представитель администрации муниципального образования «Шовгеновский район», Джанчатов Т.А. в судебном заседании не возражал против прекращения производства по делу.
Ответчик - представитель Главного Управления Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Республике Адыгея, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени проведения судебного заседания не явился. Однако, представитель ГУ МЧС РФ по РА Лотакова З.Р., представила суду отзыв на исковое заявление прокурора Шовгеновского района, из которого следует, что исковые требования прокурора в защиту интересов семьи Иванова З.А. не признают в полном объеме и сообщают следующее. Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Данным постановлением определены сроки обращения в Правительство Российской Федерации для получения бюджетных ассигнований из резервного фонда - не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации сроки предоставления в МЧС России обосновывающих документов - не позднее одного месяца с даты подписания поручения, а также сроки рассмотрения обосновывающих документов - 3 месяца с даты подписания поручения Правительства РФ. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не рассматривается. Чрезвычайная ситуация дождевой паводок, имевшая место на территории Республики Адыгея в мае 2011 года была введена распоряжением Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №-рг « О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия на территории Республики Адыгея» и завершена распоряжением Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № - рг. Согласно утвержденным Правилам конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления. На основании проведенного обследования составляются акты обследования частных жилых помещений и утраченное имущество, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи по утрате имущества. Для определения и уточнения объемов ущерба, причиненного дождевым паводком в мае 2011 года в муниципальном образовании «Шовгеновский район» распоряжением главы администрации МО «Шовгеновский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-р была утверждена Межведомственная комиссия, в полномочия которой входило обследование технического состояния частного жилого помещения и находящегося в нем имущества. На основании проведенных обследований Межведомственной комиссией были составлены акты обследования частных жилых помещений и акты обследования утраченного имущества. В результате паводка жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> получил повреждения. Было проведено обследование жилого дома Межведомственной комиссией и составлен акт, где были отражены повреждения в доме. Межведомственной комиссией было принято заключение о том, что размер единовременной материальной помощи составляет 50 000 рублей, из расчета 10 000 рублей на каждого члена семьи, но не более 50 000 рублей на семью. Указанный документ был подписан членами Межведомственной комиссии, с ним был ознакомлен Иванова З.А. под роспись, где указано, что с заключением комиссии с суммой единовременной материальной помощи согласна. Данная сумма была перечислена из федерального бюджета на его счет. Согласно данному акту от ДД.ММ.ГГГГ имущество семьи Иванова З.А. подтоплено не было, а значит не пострадало. В дальнейшем этот акт оспорен не был. Иванов З.А. и члены ее семьи имели возможность обратиться к Межведомственной комиссии с требованием включить их с списки на получение финансовой помощи, в случае утраты имущества первой необходимости. Но обращения с просьбой о включении семьи Иванова З.А. в список на получение из федерального бюджета финансовой помощи, ввиду утраты имущества первой необходимости, в связи с подтоплением дождевым паводком, произошедшим в мае 2011 года, ни к членам Межведомственной комиссии, ни в администрацию МО «<адрес>» не поступало. Данный вопрос администрацией не рассматривался, и не принималось решение об отказе включения в указанный список. Следовательно, право семьи Иванова З.А. на получение финансовой помощи по утрате имущества нарушено не было. При этом следует отметить, что вопрос об утрате имущества относился к компетенции Межведомственной комиссии, а не администрации МО «Шовгеновский район». В соответствии с действующим законодательством для включения граждан в списки на получение финансовой помощи по утрате имущества первой необходимости необходимо наличие факта регистрации гражданина по месту жительства, постоянного проживания в утраченном поврежденном жилом помещении и утраты имущества, находящегося в данном жилом помещении. Факт утраты имущества первой необходимости семьи Иванова З.А. не был установлен Межведомственной комиссией, работающей во время паводка. Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным МЧС РФ, обследованию подлежат жилые дома, и находящееся в нем имущество. Возмещение ущерба за хозпостройки, с находящимся в нем имуществом, сельхозугодья, постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено. В целях возмещения данного вида ущерба, в соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, утвержденный постановлением Кабинетом Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, пострадавшим гражданам была оказана адресная помощь в размере 10 000 рублей, в том числе и семье Иванова З.А.. В связи с изложенным, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Шовгеновского района в защиту семьи Ивановых.
Третье лицо по делу Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, в суд не направил своего представителя и не известил о причинах своей неявки. В связи с чем, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судья считает возможным и необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие третьего лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами, и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, рассмотрение по делу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Поскольку истцы по делу: Иванова З.З., Иванова З.З., Иванов П.З. не явились в судебное заседание и не выразили свое мнение по поводу отказа прокурором от заявленных им требований, а истец Иванов З.А. не отказывался от этих требований, у суда нет оснований для прекращения производства по данному делу по указанному основанию, поэтому суд продолжил рассмотрение дела.
В ходе судебного заседания суд поставил на обсуждение участников процесса вопрос о том, могут ли заявленные требования рассматриваться в исковом порядке, и имеется ли предмет спора.
В ходе обсуждения данного вопроса участвующие по делу лица высказали мнение о том, что данное дело должно быть прекращено на основании абзаца 2 ст. 220 ГПК РФ, поскольку эти требования рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке.
Суд, выслушав мнение участвующих по делу лиц, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Как следует из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности РА по отмене режима чрезвычайной ситуации, введенный распоряжением Главы Республики Адыгея №-рг от ДД.ММ.ГГГГ, и объяснений участвующего по делу прокурора, главам администраций, в том числе главе МО «Шовгеновский район», было поручено, что бы созданные при администрации межведомственные комиссии, составляли акты в том числе, акты о частичной утрате имущества первой необходимости во время паводка, и на основании их составить списки граждан для оказания им финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости, в дальнейшем на основе указанных и других документов, которые предоставлялись в Главное управление МЧС России по Республике Адыгея, для составления сводных реестров для оказания финансовой помощи в связи с частичной либо полной утратой имущества первой необходимости граждан. Таким образом, только в компетенцию администрации МО «Шовгеновский район» (межведомственной комиссии), входило составление актов, которые утверждались главой администрации и списков граждан для оказания финансовой помощи в связи с частичной либо полной утратой имущества первой необходимости. При таких обстоятельствах суд не вправе решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции вышеуказанных органов.
Требование истцов может быть решено путем обращения заинтересованных лиц в Межведомственную комиссию, создаваемую при администрации МО «Шовгеновский район», в полномочия которой входит составление акта об утрате данной семьей имущества первой необходимости. В том случае, если комиссия, либо глава администрации данного муниципального образования отказывает в рассмотрении требований данных граждан либо, если заинтересованные лица будут не согласны с актом, составленным Межведомственной комиссией при администрации, то заинтересованные лица вправе будут оспорить в суде в порядке главы 25 ГПК РФ решение Межведомственной комиссии при администрации муниципального образования, либо действие (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих.
На основании изложенного, принимая во внимание, что истцы не обратились в Межведомственную комиссию при администрации МО «Шовгеновский район», либо к главе администрации МО «Шовгеновский район» с требованиями о составлении актов о частичной утрате ими имущества первой необходимости во время паводка в мае 2011 г. и включении их в дополнительные списки на получение финансовой помощи, и указанные лица не принимали своего решения по данному вопросу, суд, принимая во внимание, то, что заявленные истцами требования могут быть, в последующем, рассмотрены и разрешены в ином судебном порядке, считает необходимым прекратить производство по данному делу на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, согласно которому, суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Более того, в п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ указано, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, а в данном случае, если заинтересованные лица будут не согласны с действиями (бездействием) и решениями должностных лиц, то они могут оспорить их в порядке главы 25 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 220, 224 ГПК РФ суд,
О П Р Е Д Е Л И Л:
прекратить производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Шовгеновского района в защиту интересов Иванова З.А., Ивановой З.З., Ивановой З.З., Иванова П.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и ГУ Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по РА о признании семьи Ивановых в составе 5 человек, имеющими право на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости и обязании ответчиков включить Иванова З.А.. Иванову З.З., Иванову З.З., Иванова П.З. в соответствующие дополнительные списки в целях получения финансовой помощи в размере 250 000 рублей, направив их в уполномоченные федеральные органы, в связи с тем, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Разъяснить сторонам по делу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Разъяснить истцам: Иванову З.А., Ивановой З.З., Ивановой З.З., Иванову П.З., что они вправе обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию, создаваемую при администрации МО «Шовгеновский район», в полномочия которой входит составление акта об утрате данной семьей имущества первой необходимости, либо к главе администрации МО «Шовгеновский район». В том случае, если комиссия, либо глава администрации данного муниципального образования отказывает в рассмотрении требований данных граждан либо, если заинтересованные лица будут не согласны с актом, составленным Межведомственной комиссией при администрации, то они вправе будут оспорить в суде в порядке главы 25 ГПК РФ решение Межведомственной комиссии при администрации муниципального образования, либо действие (бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих.
Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья Шовгеновского
районного суда Барчо Р.А.