Дело № 2-6164/2018
УИД 75RS0001-01-2018-008747-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2018 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре судебного заседания Чуносовой М.О., с участием истца Сорокиной Г.Г., третьего лица Барбинской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Сорокиной Г.Г. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управлению МВД России по Забайкальскому краю, Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю, об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с вышеназванным иском, просила установить факт постоянного проживания в доме по адресу: <адрес>, признать пострадавшей в результате наводнения в Забайкальском крае в июле 2018г. и право на единовременную материальную и финансовую помощь, включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную утрату имущества первой необходимости. В обоснование требований указала, что на основании договоре дарения истец является собственником указанного жилого дома и земельного участка, в котором она проживает постоянно, вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) она лишилась имущества первой необходимости. Вместе с тем, регистрация по месту жительства в данном доме у истца отсутствует. Данное обстоятельство является препятствием для реализации предоставленного права на возмещение ущерба вследствие чрезвычайной ситуации природного характера. Установление факта проживания необходимо для включения в списки граждан, нуждающихся в получении денежных выплат.
Ответчик администрация городского округа «Город Чита» направили отзыв на иск, в судебное заседание представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик УМВД России по Забайкальскому краю направили отзыв на иск, в судебное заседание представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края представил отзыв на иск, в судебное заседание представителя не направили, не смотря на надлежащее извещение, что не препятствует рассмотрению дела в отношении указанного ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик ГУ МЧС России по Забайкальскому краю направил отзыв на иск, в судебное заседание представителя не направили, не смотря на надлежащее извещение, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, направили отзыв на иск, просили рассмотреть дело без своего участия. Ходатайствовали о привлечении в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации, Министерства территориального развития Забайкальского края. Судом ходатайство разрешено, отклонено.
В судебном заседании истец требования поддержала, указав, что в указанный дом переехала в 2016 году в связи с необходимостью ухода за отцом, который уже умер, а в дальнейшем не хотела оставлять одну мать, поэтому и стала в данном доме проживать постоянно.
Третье лицо Барбинская Е.В. суду показаля. Что истец является сестрой ее гражданского супруга, и поскольку у них нет своего жилья истец разрешила им проживать в указанном доме, где она и зарегистрирована, истец проживает вместе с ними постоянно. Сама Барбинская Е.В. получила соответствующую помощь в виде денежных компенсаций, в том числе и за частично утраченное имущество.
Выслушав истца, показания свидетелей М., Л., подтвердивших факт постоянного проживания истца по адресу: <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г,д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
При этом 30 мая 2018 года постановлением Правительства РФ № 627 введен в действие п.2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Согласно п. 1.1 вышеназванных Правил к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Под частичной утратой имущества первой необходимости понимается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Под полной утратой имущества первой необходимости приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Судом установлено, что истцу принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что вышеуказанный жилой дом попал в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
На обращение истца за предоставлением денежной выплаты в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, дана справка, в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения в список на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту проживания.
В материалы дела истцом представлен Акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года, составленный ДД.ММ.ГГГГ комиссией, согласно заключению, имущество первой необходимости у пострадавших по адресу: <адрес>, утрачено частично.
Из материалов дела следует, что истца в собственности имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Целью оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края в 2018 году за утраченное имущество первой необходимости, является государственная поддержка тем гражданам, которые потеряли основное свое имущество в результате наводнения.
Из указанного следует, что Администрацией городского округа «Город Чита» обоснованно отказано истцу во включении в список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, поскольку она имеет в собственности иное жилье, пригодное для проживания, в котором и зарегистрирована, при этом показания свидетелей, подтвердивших факт постоянного проживания истца по адресу, <адрес>, в данном случае значения не имеет.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, при этом суд учитывает, что в силу Приложения №10 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи составляется главой местной администрации, согласовывается начальником ГУ МЧС России по субъекту, руководителем территориального органа МВД России на территориальном уровне, а уполномоченным органом исполнительной власти в части организации единовременных выплат определено Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов Забайкальского края (п.10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45), в связи с чем все ответчик являются надлежащими.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении требований Сорокиной Г.Г. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Управлению МВД России по Забайкальскому краю, Главному управлению МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества – отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Мотивированный текст изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Филиппова