Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-308/2023 (2-3000/2022;) ~ М-2212/2022 от 05.10.2022

Дело № 2-3000/2023

Решение

Именем Российской Федерации

гор. Беслан                                 18 января 2023 года

Правобережный районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Доевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником Губаевым А.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караевой Ф. И., Абаевой Т. К., Джериевой Ф. Б., Хаблиевой Р. Р., Казиевой Н. М., Годерзишвили Э. К., Ватаевой В. Б., Фриевой Ф. М., Багаевой Ю. Г., Аликовой С. Г., Дзгоевой Ф. З., Дзиоевой И. Е. к Министерству труда и социального развития РСО-Алания - Управление социальной защиты населения по <адрес>, с участием третьего лица – Министерство финансов по РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения и признании права на их компенсацию

УСТАНОВИЛ:

Караева Ф.И., Абаева Т.К., Джериева Ф.Б., Хаблиева Р.Р., Казиева Н.М., Годерзишвили Э.К., Ватаева В.Б., Фриева Ф.М., Багаева Ю.Г., Аликова С.Г., Дзгоева Ф.З., Дзиоева И.Е. обратились в Правобережный районный суд РСО-Алания с иском к Министерству труда и социального развития РСО-Алания - Управление социальной защиты населения по <адрес>, с участием третьего лица – Министерство финансов по РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения и признании права на их компенсацию.

В обоснование исковых требований указали, что являются педагогическими работниками, работающие и проживающие в сельской местности. Согласно положениям Федерального Закона ........ от <дата> «Об образовании» и Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от <дата> «Об образовании в РФ» им, как педагогическим работникам проживающим в сельской местности, предоставлено право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Законом РСО-Алания от <дата> ........-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» предоставлено право на возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поскольку указанная льгота носит заявительный характер, они зарегистрировались в УСЗН по <адрес> как льготники, которым предназначены компенсационные выплаты по услугам ЖКХ. Вместе с тем, Законом РСО-Алания от <дата> ........РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2016 года» действие Закона ........ от <дата> было приостановлено, выплаты были прекращены. По этой причине они перешли на выплаты по другим льготным категориям, которые не соответствуют размеру предоставляемых льгот как педагогическим работникам. Считает, что предоставление льгот в меньшем размере не соответствует положениям Конституции РФ, в результате чего нарушено право на компенсационные выплаты, в связи с чем просит признать за истцами право на компенсацию, как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения в период с <дата> по <дата>; обязать Территориальный орган Министерства труда и социального развития РСО-Алания -Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания произвести начисления компенсационных выплат за услуги ЖКХ каждому из истцов за период с <дата> по <дата>; взыскать солидарно с Министерства труда и социального развития РСО-Алания и Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания -Управления социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания суммы начисленных денежных выплат за услуги ЖКХ каждому из истцов за период от <дата> по <дата>.

Истцы Караева Ф.И., Абаева Т.К., Джериева Ф.Б., Хаблиева Р.Р., Казиева Н.М., Годерзишвили Э.К., Ватаева В.Б., Фриева Ф.М., Багаева Ю.Г., Аликова С.Г., Дзгоева Ф.З., Дзиоева И.Е. в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 63. Пленума Верховного Суда РФ Постановление от <дата> ........ О применении судами некоторых положений раздела I части Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее – индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Представитель истцов Караева Ф.И., Абаева Т.К., Джериева Ф.Б., Хаблиева Р.Р., Казиева Н.М., Годерзишвили Э.К., Ватаева В.Б., Фриева Ф.М., Багаева Ю.Г., Аликова С.Г., Дзгоева Ф.З., Дзиоева И.Е. – адвокат Аршиев А.Н., действующий на основании ордера ........ от <дата> и ордера ........ от <дата> о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Ответчик Министерство труда и социального развития РСО-Алания - Управление социальной защиты населения по <адрес> о дате времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Министром труда и социального развития РСО-Алания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо - Министерство финансов по РСО-Алания о дате времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Суд, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями отраслевого законодательства - ст. 47 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, устанавливаются меры социальной поддержки, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

С целью сохранения и привлечения в сельскую местность квалифицированных специалистов, а также привлечения на работу молодых специалистов Законом Республики Северная Осетия-Алания от <дата> ........-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» были установлены социальные гарантии в денежной форме отдельным категориям граждан, в том числе проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) республики, имеющим право в соответствии с законодательством на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности педагогическим работникам образовательных учреждений. Указанная мера социальной поддержки гарантирована также названным категориям граждан, вышедшим на пенсию, при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях, предусмотренных Законом (часть 2 статьи 1).

В <адрес>-Алания данная мера социальной поддержки предоставлялась в 2012 - 2015 годах. Однако в связи с приостановлением действия Закона Республики Северная Осетия-Алания от <дата> ........-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" на основании Закона Республики Северная Осетия-Алания от <дата> ........-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год» (абзац 6 статьи 13) выплаты, обеспечивающие эти меры социальной поддержки, были прекращены на период с 1 января по <дата>.

Вопрос о проверки конституционности абзаца 6 статьи 13 Закона Республики Северная Осетия-Алания от <дата> ........-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год», как основание для прекращения предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности в <адрес>-Алания, был предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания.

Согласно Постановления КС РСО-Алания от <дата> ........-П абзац 6 статьи 13 Закона Республики Северная Осетия-Алания от <дата> ........-РЗ «О республиканском бюджете на 2016 год» признан не противоречащим Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 2, 18, 14 (часть 2), 39 (часть 1), 55 (часть 2).

Кроме того, согласно указанного Постановления КС РСО-Алания, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

В целях соблюдения социальных гарантий Правительство Республики Северная Осетия-Алания утвердило Положение о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе и для граждан, подпадающих под действие республиканского закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от <дата> N 107).

В соответствии с п. 2.1 Постановления ........ социальные гарантии предоставляются в денежной форме отдельным категориям граждан, имеющим право в соответствии с законодательством на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, по месту жительства или по месту пребывания.

Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам за одно жилое помещение либо по месту жительства, либо по месту пребывания.

Так согласно п. 2.1.9 Постановления ........, в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от <дата> N 32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" меры социальной гарантии предоставляются педагогическим работникам образовательных организаций Республики Северная Осетия-Алания, муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия-Алания либо вышедшие на пенсию, при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательных учреждениях, расположенных в указанных населенных пунктах в размере 100 процентов:

платы за наем жилого помещения исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания);

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При отсутствии указанных приборов учета размер денежной компенсации платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных нормативов, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, производится оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива в порядке, установленном Правительством Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Далее, из анализа постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от <дата> ........ «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>-Алания» следует, что мера социальной поддержки носит заявительный характер и может быть назначена только на основании письменного заявления гражданина, т.е. его волеизъявление.

Согласно ответа <адрес> РСО-Алания от <дата> № Он67-22, в период с <дата> по <дата> никто из истцов с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствующий территориальный орган Министерства труда и социального развития РСО-Алания -Управление социальной защиты населения по <адрес> не обращался.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании за истцами права на компенсацию, как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения в период с <дата> по <дата>; обязании Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания -Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания произвести начисления компенсационных выплат за услуги ЖКХ каждому из истцов за период с <дата> по <дата>; и солидарном взыскании с Министерства труда и социального развития РСО-Алания и Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания -Управления социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания суммы начисленных денежных выплат за услуги ЖКХ каждому из истцов за период от <дата> по <дата> – не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, для проведения анализа представленных доводов суд принимает во внимание Постановление Правительства РСО-Алания от <дата> N 251 «О программе оздоровления государственных финансов РСО-Алания на 2016-2024 годы» (ред. от <дата>).

В п. 5 указанного постановления отражено следующее:

«В тоже время, начиная с 2009 года и по настоящее время в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Северная Осетия-Алания, а также приказами Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, регулирующими вопросы оплаты труда работников образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, осуществляется выплата 25-процентной надбавки к окладу за работу в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" было осуществлено доведение средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в республике, и к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных организаций высшего образования и научных сотрудников - до 200% от средней заработной платы в регионе.

В результате этих решений уровень заработной платы врачей и учителей, работающих в сельской местности, существенно вырос. Если размер средней заработной платы в 2015 году в целом по республике составлял 15,5 тыс. руб., то у учителей - от 19 тыс. руб. до 28 тыс. руб., у врачей и медицинского персонала - от 12 тыс. руб. до 27 тыс. руб.

По оценкам относительно прожиточного минимума, установленного в <адрес>-Алания для соответствующих групп населения, средний размер заработной платы у педагогов составляет от 2,1 до 3,1 прожиточного минимума на человека, а у медиков от - 1,4 до 1,9 прожиточного минимума. Следовательно, данные категории получателей к малообеспеченным гражданам могут не относиться.

Сравнительный анализ правил назначения мер социальной поддержки по возмещению расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из числа сельских специалистов в регионах СКФО (таблица 2.7) показал, что основными группами специалистов являются педагогические и медицинские работники, специалисты учреждений культуры и государственной ветеринарной службы, а также социальные работники. Их поддержка осуществляется практически во всех регионах СКФО, за исключением Кабардино-Балкарской Республики и Чеченской Республики. При этом обращает на себя внимание наличие в некоторых регионах, и в первую очередь в <адрес>-Алания, поддержка не только носителя льгот, но и членов его семьи, причем без каких-либо ограничений или установления норм (хотя федеральное законодательство этого не требует). В этом плане следует обратить внимание на <адрес>, где поддержка предусмотрена только для нетрудоспособных членов семьи носителя льготы.»

При таких обстоятельствах суд считает доводы, изложенные в исковом заявлении не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░ <░░░░> - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░-░░░░░░.

░░░░░                                     ░░░░░ ░.░.

2-308/2023 (2-3000/2022;) ~ М-2212/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Годерзишвили Эльма Касполатовна
Абаева Тамара Казбековна
Караева Фатима Израиловна
Дзгоева Фатима Заурбековна
Аликова Светлана Гавриловна
Фриева Фатима Муратовна
Багаева Юлана Герсановна
Казиева Нина Майрамовна
Ватаева Вера Бексолтановна
Джериева Фатима Батразовна
Дзиова Изета Евдокимовна
Хаблиева Римма Романовна
Ответчики
УСЗН по Правобережному району
Министерство труда и социального развития РСО-Алания
Другие
Министерство финансов по РСО-Алания
Суд
Правобережный районный суд Республики Северная Осетия - Алания
Судья
Доева Е.М
Дело на сайте суда
pravoberezhni--wlk.sudrf.ru
05.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2022Подготовка дела (собеседование)
24.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее