Дело № 2-654/2022
11RS0020-01-2022-001014-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2022 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудой Л. В. к администрации ГП «Жешарт», администрации МО МР «Усть-Вымский» о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен авариного жилого помещения,
установил:
Рудой Л.В. обратилась в суд с иском к администрации ГП «Жешарт», администрации МО МР «Усть-Вымский» о возложении обязанность благоустроенное жилое помещение на территории <Адрес> не менее 38,5 кв.м, взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>.
Судом произведена замена третьего лица с Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, в связи с реорганизацией.
Истец в судебное заседание не явилась.
Представитель администрации ГП «Жешарт» оставил рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Представитель администрации МР «Усть-Вмский» изложил позицию в письменном возражении.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представив письменный отзыв на иск, в котором указывают о наличии у Рудой Л.В. права на предоставление в собственность другого жилого помещения по месту жительства взамен аварийного.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что <Адрес> Республики Коми принадлежит на праве собственности Рудой Л.В. начиная с <Дата>, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Также в собственности Рудой Л.В. находится земельный участок площадью 308 кв.м для обслуживания принадлежащего ей жилого помещения.
Квартира <Номер> в данном жилом доме находится в муниципальной собственности.
Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от <Дата>, <Адрес> состоит из 2-х квартир, одноэтажный; фундамент имеет разрушения, неравномерную осадку; стены имеют выпучивание, промерзание, осадку, гниль, ветхость; перекрытия имеют прогиб, гниль балок, деформацию; окна и дверные проемы перекошены, гиль, неплотный притвор; крыша протекает, гниль теса, сколы шифера; электропроводка изношена. Межведомственная комиссии пришла к выводу об отнесении дома к аварийным и подлежащим сносу.
Из анализа акта и заключения следует, что техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций оценивается как аварийное.
Таким образом, дальнейшая эксплуатация дома представляет непосредственную опасность для людей.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Распоряжением администрации ГП «Жешарт» от <Дата> <Номер>-р постановлено в срок до <Дата> снести многоквартирные дома, в том числе <Адрес> (пункт 1); в срок до <Дата> отселить граждан в другие жилые помещения пригодные для проживания (пункт 2).
Согласно пояснениям представителя администрации ГП «Жешарт» в настоящее время дом не снесен, вариантов для переселения истца не предлагалось, в связи с отсутствием свободного жилья.
Постановлением администрации МР «Усть-Вымский» от <Дата> <Номер> утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования муниципальный район «Усть-Вымский» на 2019-2024 годы» (вместе с Перечнем аварийных многоквартирных домов, Реестром авариных многоквартирных домов по способам переселения), согласно которого планируемая дата окончания переселения граждан из <Адрес> – <Дата>.
Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата> <Номер> утверждена республиканская программа по переселению граждан из аварийного жилого фонда в 2019-2025 годах, в которую также включен <Адрес> Республики Коми со сроком расселения - <Дата>, в том числе указано одно помещение частной собственности, то есть квартира принадлежащая истцу.
Учитывая аварийное техническое состояние конструкций дома, его физический износ, который при дальнейшей эксплуатации деревянного здания представляет непосредственную опасность для жизни людей, в том числе истца, то установленный срок отселения из указанного дома граждан (до <Дата>) не может отвечать требованиям разумности. С момента признания дома аварийным (март 2014 года) переносились сроки отселения граждан. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных, обоснованных причин для изменения данного срока, не представлено. При этом, действия, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении собственников помещений в этом доме, с учетом их небольшого количества, не совершены. Истцу за этот период не предлагалось ни одного варианта жилого помещения для переселения. При этом решить вопрос с жильем истец пыталась путем обращения на личный прием Главы Республики Коми.
Совокупность установленных при рассмотрении дела обстоятельств, свидетельствует о наличии нарушении жилищных прав истца, в том числе гарантированное Конституцией РФ право на безопасные и благоприятные условия проживания.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, выбрал способ защиты жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения.
Исходя из буквального толкования постановления администрации МР «Усть-Вымский» от <Дата> <Номер> и постановлением Правительства Республики Коми от <Дата> <Номер> органом местного самоуправления принято решение о переселении граждан, в том числе истца, из <Адрес> в другое жилое помещение. При этом, доказательств принятия муниципальным органом решения об изъятии квартиры истца путем выкупа не представлено.
При рассмотрении дела с достоверностью установлен факт нахождения <Адрес> в аварийном состоянии, представляющий опасность для жизни и здоровья, проживающих в нем граждан, и несоблюдение со стороны администрации длительное время установленной законом процедуры, возлагающая обязанность на орган местного самоуправления предложить собственнику жилого помещения в аварийном доме снести данный дом и последующего принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
Решением Совета муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» от <Дата> <Номер> администрации муниципального района «Усть-Вымский» переданы полномочия от городского поселения в части реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, в том числе по приобретению и строительству жилищного фонда. Кроме того, согласно Соглашению от <Дата> субсидии на обеспечение мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда из республиканского бюджета предоставляются муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский».
Учитывая в совокупности выше установленные обстоятельства и заявленные истцом требования, суд полагает возможным в судебном порядке возложить на администрацию МР «Усть-Вымский» обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на территории <Адрес> не менее 38,5 кв.м, взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>. В связи с указанным, оснований для удовлетворения требований к ответчику администрации ГП «Жешарт» не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» обязанность предоставить Рудой Л. В. благоустроенное жилое помещение на территории <Адрес> не менее 38,5 кв.м, взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>.
Исковое заявление Рудой Л. В. к администрации ГП «Жешарт» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева