Дело № 2-1064/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Тимаковой О.В.,
с участием процессуального истца старшего помощника Шилкинского межрайонного прокурора Садовникова И.А.,
законных представителей несовершеннолетних ТАМ,
ТИВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних ТЕИ, ТАИ к государственному учреждению здравоохранения «Краевая больница № 3», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение лекарственным препаратом, а также средствами диагностики диабета,
У С Т А Н О В И Л:
Шилкинский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведения проверки по обращению ТАМ, были выявлены нарушения требований законодательства в сфере здравоохранения при обеспечении ее детей несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ лекарственными препаратами и медицинским изделиями, при наличии у детей сахарного диабета.
По уточненным требованиям прокурор просит суд:
1. Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ в количестве, соответствующем рекомендациям производителя, медицинскими изделиями – расходными материалами к инсулиновой помпе «MiniMed Paradigm VEO MMT-754», а именно: устройствами для инфузий Minimed Mio ММТ-945 в количестве не менее 11 штук в месяц; резервуарами ММТ-332 в количестве не менее 11 штук в месяц; сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы ENLITE MMT-7008 в количестве 5 штук в месяц, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
2. Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ рецепты для бесплатного обеспечения устройствами для инфузий Minimed Mio ММТ-945 в количестве не менее 11 штук в месяц; резервуарами ММТ-332 в количестве не менее 11 штук в месяц; сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы ENLITE MMT-7008 в количестве 5 штук в месяц, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
3. Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» 12 единиц 3 раза в день (24 упаковки в год), а также «Тресиба» 12 единиц 1 раз в день (3 упаковки в год), а также иглами и шприц-ручками «Insupen 32G» из расчета 4 иглы и шприца в день, то есть 1460 в год в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
4. Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ рецепты для бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» 12 единиц 3 раза в день (24 упаковки в год), а также «Тресиба» 12 единиц 1 раз в день (3 упаковки в год), а также иглами и шприц-ручками «Insupen 32G» из расчета 4 иглы и шприца в день, то есть 1460 в год в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
5. Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
6. Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ рецепты для бесплатного обеспечения тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
7. Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТЕИ сенсорами в количестве, соответствующем рекомендациям производителя, медицинскими изделиями – расходными материалами к системе флеш-мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre», а именно сенсорами в количестве 27 штук в год из расчета 1 сенсор на 14 дней ежемесячно, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
8. Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТЕИ рецепты для бесплатного обеспечения сенсорами в количестве, соответствующем рекомендациям производителя, медицинскими изделиями – расходными материалами к системе флеш-мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre», а именно сенсорами в количестве 27 штук в год из расчета 1 сенсор на 14 дней ежемесячно, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
9. Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТЕИ лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» 12 единиц 3 раза в день (24 упаковки в год), а также «Тресиба» 12 единиц 1 раз в день (3 упаковки в год), а также иглами и шприц-ручками «Insupen 32G» из расчета 4 иглы и шприца в день, то есть 1460 в год в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
10. Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТЕИ рецепты для бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» 12 единиц 3 раза в день (24 упаковки в год), а также «Тресиба» 12 единиц 1 раз в день (3 упаковки в год), а также иглами и шприц-ручками «Insupen 32G» из расчета 4 иглы и шприца в день, то есть 1460 в год в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
11. Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТЕИ тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
12. Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТЕИ рецепты для бесплатного обеспечения тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
13. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца прокурор СИА уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Законные представители несовершеннолетних ТИВ и ТАМ пояснили суду, что их детям установлен диагноз «сахарный диабет 1 типа», девочки нуждаются в постоянном приеме лекарственных препаратов, а также в медицинских изделиях. До обращения в прокуратуру им не в полном объеме предоставлялись медицинские препараты и медицинские изделия, они за счет собственных средств приобретали все необходимое, что для семьи является тяжелой финансовой нагрузкой, после февраля 2022 года их регулярно обеспечивают в достаточном количестве устройствами для инфузий, резервуарами, препаратами «Новорапид» и «Тресиба», иглами и шприц-ручками, тест-полосками, при этом, рецепты не требуются, поскольку врач звонит сам и предлагает прийти и получить лекарственные препараты и медицинские изделия. Вместе с тем, сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы, их не обеспечивают, рецепты на них не выписывают. Данные сенсоры необходимы для круглосуточного контроля уровня глюкозы, поскольку самостоятельно дети не чувствуют изменение уровня сахара крови. Сенсоры они приобретают самостоятельно, стоимость одного датчика составляет 3800-3900 рублей, один датчик работает 6 дней и подлежит замене, в месяц необходимо около 19000 рублей только на сенсоры, без которых помпа работает бесконтрольно. Однократно им сенсоры были выданы, но в недостаточном количестве.
В ранее назначенном судебном заседании главный врач ГУЗ «КБ № 3» Горяев Н.И. пояснил суду, что необходимые детям сенсоры были получены больницей в недостаточном количестве только после вмешательства в решение вопроса губернатора Забайкальского края, по остальной части лекарственных препаратов и медицинских изделий проблем нет, все необходимое Т получают бесплатно в аптеке.
В настоящее судебное заседание представитель ГУЗ «КБ № 3» не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не является спорным обстоятельством, ТАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в государственном учреждении здравоохранения «Краевая больница № 3» (далее по тексту – ГУЗ «КБ № 3») с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа», длительность заболевания 4 года (с 2018 года).
ТЕИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в ГУЗ «КБ № 3» с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа» с апреля 2021 года.
С целю достижения компенсации диагностированного заболевания и для прохождения амбулаторного лечения ТАИ установлена инсулиновая помпа «MiniMed Paradigm VEO MMT-754» со встроенным глюкометром, подразумевающим под собой сенсор для непрерывного мониторирования глюкозы (далее по тексту – НМГ), то есть указанная инсулиновая помпа интегрируется с системой непрерывного мониторинга глюкозы.
Из руководства пользователя к инсулиновой помпе «MiniMed Paradigm VEO MMT-754» усматривается, что для введения инсулина в организм пациента используются одноразовые резервуары и инфузионные системы, а с помощью работы помпы, сенсора и трансмиттера осуществляется непрерывный мониторинг глюкозы. Для беспрерывной работы указанной инсулиновой помпы в том числе необходимы:
1) устройство для инфузий Minimed Mio ММТ-945 в количестве не менее 11 штук в месяц;
2) резервуар ММТ-332 в количестве не менее 11 штук в месяц;
3) сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы ENLITE MMT-7008 в количестве 5 штук в месяц.
С целю достижения компенсации диагностированного заболевания и для прохождения амбулаторного лечения, в связи с наличием частых эпизодов гипогликемии (уровень глюкозы в крови ниже нормальных значений), ранним детским возрастом и высокой вариабельностью гликемии, нарушением восприятия симптомов гипо- и гипергликемии, для круглосуточного контроля гликемии ТЕИ в настоящее время используется система флеш-мониторирования глюкозы (далее по тексту – ФМГ) «FreeStyle Libre», рекомендуемая для пациентов указанной категории пунктом 3.6 Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с инструкцией для беспрерывной и регулярной работы системы ФМГ «FreeStyle Libre» необходимы соответствующие сенсоры в количестве 27 штук в год из расчета 1 сенсор на 14 дней ежемесячно.
Помимо указанного, согласно выписным эпикризам от 10.03.2021 и от 20.06.2021 для компенсации диагностированного у ТАИ заболевания подобрана терапия инсулинами по торговому наименованию «Новорапид» 12 единиц 3 раза в день (24 упаковки в год), а также «Тресиба» 12 единиц 1 раз в день (3 упаковки в год). Таким образом, в настоящее время для самостоятельного введения инсулина имеет место потребность в обеспечении ТАИ названными лекарственными препаратами, а также иглами и шприц-ручками «Insupen 32G» из расчета 4 иглы и шприца в день, то есть 1460 в год.
Согласно выписному эпикризу от 10.03.2021 для компенсации диагностированного у ТЕИ заболевания также подобрана терапия инсулинами по торговому наименованию «Новорапид» 12 единиц 3 раза в день (24 упаковки в год), а также «Тресиба» 12 единиц 1 раз в день (3 упаковки в год). Таким образом, в настоящее время для самостоятельного введения инсулина имеет место потребность в обеспечении ТАИ названными лекарственными препаратами, а также иглами и шприц-ручками «Insupen 32G» из расчета 4 иглы и шприца в день, то есть 1460 в год.
Кроме того, ТАИ и ТЕИ обеспечены средством диагностики – глюкометрами «OneTouch Selekt Plus», для беспрерывной и регулярной эксплуатации которых необходимо обеспечение тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год на каждого материального истца.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации за каждым закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 323-ФЗ).
В силу положений пункта 2 статьи 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Частями 1, 2 статьи 19 Закона № 323-ФЗ определено, что к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Указанный принцип в соответствии со статьей 8 Закона № 323-ФЗ обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 5 статьи 10 Закона № 323-ФЗ определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями частей 1 и 2 статьи 37 Закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Из положений статьи 81 Закона № 323-ФЗ следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 43 Закона № 323-ФЗ Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет (код по МКБ-10: Е10-Е14) включен в Перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее по тексту – ППРФ от 30.07.1994 № 890) утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт (100 грамм в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пунктом 19 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного совместными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2020 №№ 929н и 1345 соответственно, в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с требованиями статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии федеральным законодательством, по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и шприцы-ручки включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053 (далее по тексту – Распоряжение № 3053).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 (далее по тексту – ППРФ № 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который в том числе включены дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, с предоставлением права не бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 22.01.2021 № 22н утверждён Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в соответствии с пунктом 2.2 «Лабораторные методы исследования» раздела 2 «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Указанный принцип в соответствии со статьей 8 Закона № 323-ФЗ обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством случаях.
Во исполнение указанных положений Закона № 323-ФЗ и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее по тексту – Закон № 433-ЗЗК).
В силу статьи 2 Закона № 433-ЗЗК, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319 (далее по тексту – Положение), Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее по тексту – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.
К полномочиям Министерства Положением в том числе отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом
Согласно пункту 4 ППРФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из названного выше нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пунктов 2, 4 статьи 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение.
Обязанность врача руководствоваться при лечении пациента клиническими рекомендациями и стандартами прямо установлена подпунктом 3 части 1 статьи 37 Закона № 323-ФЗ.
При этом отсутствие НМГ в перечне медицинских изделий, предусмотренных Распоряжением № 3053 не является основанием для отказа в его назначении и обеспечении им, так как указанный перечень не является основным и единственным, а фактически является дополнительным, регламентирующим дополнительное обеспечение медицинскими изделиями лиц инвалидов, в том числе детей-инвалидов с диагнозом «сахарный диабет», а базовое и необходимое обеспечение должно осуществляться в соответствии с требованиями ПП РФ № 890, положениями которого закреплено право детей-инвалидов, а также лиц, страдающих сахарным диабетом, получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Таким образом, сахарный диабет входит в перечень заболеваний, при лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецепту врача бесплатно согласно ППРФ № 890.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2022, в котором в том числе указано и на то, что Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и диагностику заболеваний.
Диагностированное у ТАИ и ТЕИ заболевание относится к социально значимым, право последних на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323-ФЗ, Законом № 433-ЗЗК, в связи с чем они вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с медицинскими показаниями.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что с февраля 2022 года и по настоящее время несовершеннолетние бесплатно обеспечиваются в достаточном количестве устройствами для инфузий, резервуарами, препаратами «Новорапид» и «Тресиба», иглами и шприц-ручками, тест-полосками.
При этом, сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы Т не обеспечиваются, рецепты на их приобретение не выписываются.
Данные сенсоры необходимы для правильной работы инсулиновых помп, что является жизненно важным обстоятельством, поскольку позволяет в кратчайшие сроки определить момент изменения уровня сахара крови и принятию мер по оказании необходимой помощи детям.
С учетом изложенного, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, в целях эффективного обеспечения несовершеннолетних ТАИ и ТЕИ необходимыми медицинским изделиями в виде сенсоров для системы непрерывного мониторинга глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями, необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное обеспечение несовершеннолетних указанными сенсорами, а на ГУЗ «КБ № 3» обязанность выписывать рецепты на получение сенсоров в достаточном количестве.
В остальной части требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку на момент рассмотрения дела по существу нарушений в обеспечении Т лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, обозначенными в требованиях прокурора, не имеется.
С учетом изложенного, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание, что обеспечение несовершеннолетних ТАИ и Е.И. сенсорами для непрерывного мониторинга глюкозы является жизненно необходимым обстоятельством, решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░. <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ENLITE MMT-7008 ░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ENLITE MMT-7008 ░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «FreeStyle Libre» ░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «FreeStyle Libre» ░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ «░░░░░░░», ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░