УИД 59RS0007-01-2024-000774-36
судья Мокрушин О.А.
дело № 72-787/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 30 мая 2024 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Полшковой Натальи Сергеевны на решение судьи Индустриального районного суда г.Перми от 25.03.2024, определение старшего инспектора ДПС ОР ДПС Госавтоинспекции Отдела МВД России «Пермский» от 29.12.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Ш1. по факту дорожно-транспортного происшествия,
у с т а н о в и л:
определением старшего инспектора ДПС ОР ДПС Госавтоинспекции Отдела МВД России «Пермский» от 29.12.2023 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по факту дорожно-транспортного происшествия в отношении Ш1. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 25.03.2024 № 12-92/2024 указанное определение оставлено без изменения, жалоба Полшковой Н.С. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Полшкова Н.С. просит решения судьи и определение должностного лица.
При рассмотрении жалобы в Пермском краевом суде Ш1., извещенный о времени и месте судебного заседания, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, заслушав Полшкову Н.С., представителя Воронцову Е.Д., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, старшим инспектором ДПС ОР ДПС Госавтоинспекции Отдела МВД России «Пермский» была проведена проверка по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 29.12.2023 в 05:30 на 31 км автодороги Пермь-Екатеринбург, с участием транспортного средства ГАЗ 33104, государственный регистрационный знак **, под управлением Ш2., и транспортного средства ФАВ, государственный регистрационный знак **, под управлением Ш1.
Определением от 29.12.2023 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Ш1. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного кодекса).
Отказывая в возбуждении дела, должностное лицо, оценив объяснения Ш1., Ш2., схему места ДТП, фотографию, сведения о водителях и ТС, пришел к выводу, что при указанных обстоятельствах за нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения в соответствии с действующим законодательством административная ответственность не предусмотрена, и как следствие об отсутствие в действиях Ш1. состава административного правонарушения.
Оставляя определение должностного лица без изменения, судья городского суда исходил из того, что на момент рассмотрения жалобы Полшковой Н.С. срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет 90 календарных дней.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из положений указанных норм следует, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не предусмотрена.
Событие, на основании которого Полшкова Н.С. просит привлечь Ш1. к административной ответственности, имело место 29.12.2023.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судьей районного суда и судьей краевого суда срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Истечение установленного срока давности привлечения к административной ответственности исключает возможность направления материалов для принятия нового процессуального решения о возбуждении дела, поскольку в силу прямого указания закона производство по делу не может быть начато. Выводы о наличии события и состава административного правонарушения, на чем по существу настаивает Полшкова Н.С., судебный акт при таких обстоятельствах также содержать не может.
Кроме того, следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения вопросов о нарушении лицом требований Правил дорожного движения Российской Федерации при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, как и не предусматривает ответственности за невыполнение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
определение старшего инспектора ДПС ОР ДПС Госавтоинспекции Отдела МВД России «Пермский» от 29.12.2023, решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 25.03.2024 оставить без изменения, жалобу Полшковой Натальи Сергеевны - без удовлетворения.
Судья – подпись