Решение по делу № 2а-4476/2018 ~ М-3990/2018 от 21.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.

При секретаре Герасимовой О. Д.

С участием прокурора Федяевой О. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

24 августа 2018 г.

дело по административному исковому заявлению Кузнецова Андрея Николаевича к Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа о признании незаконным и отмене решения № 69/443 от 08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа об отказе в регистрации Кузнецова Андрея Николаевича кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А. Н. обратился в суд с административным иском к Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа о признании незаконным и отмене решения № 69/443 от 08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа об отказе в регистрации Кузнецова Андрея Николаевича кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка.

Просит признать незаконным и отменить решение Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа № 69/443 от 08 августа 2018 г. об отказе в регистрации Кузнецова Андрея Николаевича кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка, обязать Муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы г. Новокузнецка.

Административные исковые требования мотивированы тем, что 30 июля 2018 г. Кузнецовым А. Н. в Муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа представлены документы о его регистрации кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка. 08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа было принято решение № 69/443 об отказе в регистрации Кузнецова А. Н. на должность главы г. Новокузнецка. Считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене. Отказ в регистрации мотивирован выявлением 10 % и более недостоверных и недействительных подписей в подписных листах в поддержку кандидата. В обоснование вывода о недействительности подписей в подписных листах Муниципальная избирательная комиссия ссылается на заключение эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку № 1/6-132 от 01.08.2018 г. Между тем, заключение эксперта не отвечает требованиям действующего законодательства, выводы эксперт в заключении не аргументированы и не содержат должного обоснования. Также заключение не содержит сведений об аттестации, образовании и уровне квалификации эксперта, о его праве на самостоятельное производство почерковедческих экспертиз. Период проведения экспертизы составил всего 4 часа, т. е. 35 секунд на каждую подпись. Данного времени недостаточно для составления обоснованных выводов о достоверности сведений в подписных листах. Эксперт не ответил на поставленные вопросы № 1,3, 4,5,7, 9. Заключение содержит выводу, не относящиеся к перечню вопросов, обозначенных для проводимого исследования. В тексте заключения имеются выводы о наличии исправлений записей в подписных листах, не препятствующих пониманию смысла, что не являлось предметом исследования. Экспертом не проводилось сравнительное исследование образцов почерка, что исключает возможность ответить на поставленные к исследованию вопросы. При составлении заключения экспертом не были учтены существенные для проводимого исследования факторы: условия отбора подписей, неудобная поза лица, подписавшего лист (сия, стоя), положение подписного листа (подпись выполнена на твердой поверхности или, держа лист в руке). Представленное заключение не содержит результатов исследования, обоснования и формулировки выводов, каких-либо иных сведений, позволяющих установить достоверность сделанных выводов, при этом любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи. Представленное экспертное заключение не содержит прямых обоснованных выводов, что даты внесения подписи в подписном листе выполнены избирателем не собственноручно, или заверение подписных листов производилось лицом, осуществляющим сбор подписей, не собственноручно, либо, что эти подписи не достоверны, либо сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, дата заверения внесены в подписной лист не собственноручно и т. д.

Вывод Муниципальной избирательной комиссии о признании 69 подписей недействительными на основании проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, не основан на законе, обусловлен неверным применением норм права. В соответствии с требованиями закона, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улиц, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства. Действующим законодательство не предусмотрена обязанность лица, осуществляющего сбор подписей, требовать предъявления паспорта при заполнении подписного листа. Вместе с тем, неточности в указании адреса места жительства не могут являться основанием для признания сведений об избирателе недействительными, поскольку условием для реализации гражданином активного избирательного права является место его жительства в пределах избирательного округа. Справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не были истребованы Муниципальной избирательной комиссией при проверке, что свидетельствует о незаконности процедуры проверки. Также, в отсутствие подтверждающих документов был сделан вывод об отсутствии активного избирательного права у лица, подписавшего лист поддержки кандидата, вследствие его недееспособности (лист № 55, подпись 2, К., <данные изъяты>). Кроме того, несколько избирателей, сведения о месте жительства которых были признаны не достоверными, обратились в Комиссию с заявлением о признании подписей в подписных листах в поддержку кандидата действительными. Указанные заявления не были приняты во внимание при принятии решения Комиссией. Действующее законодательство не содержит ограничений в части возможности обращения избирателя в Избирательную комиссии о нарушении своих прав. Подача таким лицом заявления в избирательную комиссию является основанием для признания подписи в листе поддержки кандидата достоверной. Решение Муниципальной избирательной комиссии в части признания 57 из 69 подписей недействительными на основании проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, не соответствует конституционным принципам избирательного права, нарушает его пассивное избирательное право быть избранным и активные избирательные права избирателей. Решение также содержит недостоверные сведения о количестве подписей, признанных недействительными. Так, из текста решения следует, что рабочей группой Муниципальной избирательной комиссией проверено 404 подписи в подписных листах в поддержку кандидата, из них 146 подписей признаны недействительными, в том числе: 6 подписей признаны недействительными на основании п. 7 ст. 29 закона Кемеровской области № 54-ОЗ от 30.05.2011 г. «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области» (проголосовали дважды); 14 подписей – по пп.8 п. 9 ст. 29 указанного закона (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны в не полном объеме); 69 подписей признаны недействительными по результатам проверки отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Новокузнецку; 75 подписей признаны недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку. Вместе с тем, путем вычисления количества недействительных подписей согласно тексту решения составило 164 (6+14+69+75), что не соответствует количеству проверенных подписей в протоколе проверки подписных листов от 06.08.2018 г. Соответственно данные о количестве признанных недействительными подписей нельзя считать достоверными. Учитывая, что 146 подписи признаны недействительными в отсутствие должного обоснования, фактически выявлено 32 недействительных подписей, что составляет 9,2 % от общего количества проверенных комиссией подписей. Считает, что решение Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа № 69/443 от 08.08.2018 г. принято с нарушением требований ст. 38 ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области.

В судебном заседании административный истец Кузнецов А. Н., его представители Хлыстова М. В., действующая на основании устного заявления, представившая диплом о высшем юридическом образовании, адвокат Кузнецов Г. В., настаивали на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме, дополнительно пояснив, что избирательной комиссией проверено подписей меньше по сравнению с установленным законом минимумом. Так, проверено 404 подписи, что составляет 19,96 % от необходимого для регистрации количества избирателей. Таким образом, нарушен порядок проведения проверки подписных листов, что влечет отмену принятого 08.08.2018 г. решения № 69/443.

Представитель административного ответчика председатель Муниципальной избирательной комиссии Упорова Л. В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснив, что экспертное заключение, послужившее одним из оснований для отказа в регистрации кандидата на должность Главы г. Новокузнецка Кузнецова А. Н. оформлено надлежащим образом, приложено к протоколу об итогах сбора подписи. Проверка подписных листов была проведена должным образом, в установленные законом сроки. Относительно доводов в неправильности подсчета количества недействительных подписей, административным истцом проигнорировано уточнение в строке в решении Муниципальной избирательной Комиссии № 69/443 от 08.08.2018 г., которая оформлена следующим образом: 75 подписей были признаны недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку № 1/6-132 от 01.08.2018 г., в том числе 19 (девятнадцать) подписей признаны недействительными также и по предыдущему основанию. Административным истцом не учитывался тот факт, что одна и та же подпись может быть признан недействительной и (или) недостоверной сразу по нескольким основаниям. Гражданами Г., П., А., А., Я., Б. были направлены заявления в Муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа о признании действительными подписи в подписных листах в поддержку кандидата на должность Главы г. Новокузнецка Кузнецова А. Н. Указанные заявления были оставлены без удовлетворения, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обращение избирателя с заявлением, как и не предусмотрено критерий, позволяющих определять существенность либо несущественность нарушения требований закона при сборе подписей. Законные права и интересы административного истца оспариваемым решением затронуты не были.

Прокурор     Федяева О. С., дав заключение по делу, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поскольку административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения не допущено нарушений.

Выслушав пояснения сторон, их представителей, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу ст. 239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что 13.06.2018 г. Новокузнецкий Совет народных депутатов принял решение о назначении выборов Главы г. Новокузнецка и определил днем голосования 09 сентября 2018 г.

Решением Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа от 14.06.2018 г. № 62/361 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов на должность Главы города Новокузнецка списка» утверждено количестве подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на должность Главы города Новокузнецка (2024 подписей) и максимальное количество подписей, подлежащих представлению для регистрации (2226 подписей), количество подписей, подлежащих проверке (20% от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата) 404 подписи.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», при приеме документов для регистрации соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату, иному лицу, представившему документы за кандидата в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Закона, уполномоченному представителю избирательного объединения, представившему документы для регистрации списка кандидатов, документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и проверяет соответствие количества представленных подписных листов.

В силу ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, в соответствии с настоящим Законом.

Избирательная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.

Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, работники аппарата избирательной комиссии Кемеровской области, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

14.06.2018 г. решением № 62/358 муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа создана рабочая группа по приему и проверки документов, предоставляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа при проведении выборов Главы города Новокузнецка, в состав которой входят: руководитель – Упорова Л.В., председатель Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, секретарь рабочей группы – М., ведущий специалист аппарата Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа, члены рабочей группы – Р., член МИК НГО с правом решающего голоса, системный администратор КСА ГАС «Выборы», У., член МИК НГО, представитель отдела УФМС России по <адрес> в <адрес>, эксперт экспертно - криминалистического отдела Управления МВД России по <адрес> (по согласованию), специалист Информационного центра Избирательной комиссии Кемеровской области (по согласованию).

04 июля 2018 г. Кузнецовым А. Н. в муниципальную избирательную комиссию Новокузнецкого городского округа были представлены 6 папок с 1121 подписными листами, содержащих 2226 подписей избирателей.

Проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Главы г. Новокузнецка Кузнецова А. Н. была назначена на 01.08.2018 г. в 11 часов.

Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа направлено письмо в адрес начальника экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г. Новокузнецку о направлении эксперта-почерковеда для проверки достоверности и действительности подписных листов кандидата Кузнецова А. Н. по следующим основаниям: 1. Выявление фактов выполнения подписи кандидата не кандидатом, а другим лицом; 2. Выявление записей дат подписи избирателей, выполненных несобственноручно; 3. Выявление фактов внесения сведений о лице, осуществляющем сбор подписей, выполненных несобственноруно, а другим лицом; 5. Выявление фактов внесения сведений об избирателях не самим избирателем, ставящим подпись, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист; 6. Выявление фактов выполнения подписи избирателя не избирателем, а другим лицом; 7. Выявление фактов внесения сведений об избирателях, выполненных нерукописным способом или карандашом; 8. Выявление фактов выполнения подписей, лица осуществляющего сбор подписей избирателей и (или) кандидата несобственноручно; 9. Выявление фактов выполнения дат заверения подписного листа и сведений о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей, выполненных нерукописным способом или карандашом.

По итогам проверки рабочей группой Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа была составлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г. Новокузнецка и протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата.

В результате проведенной проверки признаны недействительными 146 подписей, что составляет 36,14% от общего количества подписей, заявленных для проверки, недостоверными 0 подписей.

Данные проверки зафиксированы в протоколе проверки подписных листов в поддержку кандидата на должность Главы города Новокузнецка от 06.08.2018 г., подписанного руководителем и членами рабочей группы Муниципальной избирательной комиссии по Новокузнецкому городскому округу.

08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа было принято решение № 69/443 об отказе в регистрации Кузнецова А. Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы города Новокузнецка.

Как следует из решения, в ходе проведенной проверки было установлено, что проверено 404 подписи в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы г. Новокузнецка Кузнецова А. Н. В результате проверки признаны недействительными 146 подписей, что составляет 36,14 % от общего количества подписей, заявленных для проверки, а именно: 6 подписей признаны недействительными на основании п. 7 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ, так как было обнаружено, что шесть избирателей поставили свою подпись в поддержку выдвижения кандидата Кузнецова А. Н. дважды; 14 подписей признаны недействительными на основании пп.8 п. 9 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ, так как было обнаружено, что сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны в 7 подписных листах не в полном объеме; 69 подписей были признаны недействительными на основании проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Кузнецова А. Н., проведенной отделом по вопросу миграции Управления МВД России по г. Новокузнецку; 75 подписей были признаны недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку № 1/6-132 от 01.08.2018 г., в числе этих подписей 19 (девятнадцать) подписей признаны недействительными также и по предыдущему основанию. В регистрации Кузнецова А. Н. кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка отказано.

Кузнецов А. Н., не согласившись с указанным решением, обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Суд, оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.

Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также п. 9 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 N 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», согласно которому недействительными признаются:

подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пп. 3);

подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пп.6);

подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пп.7);

все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (пп. 8);

все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 1, 2 и 2-1 к настоящему Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона (пп. 9);

подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пп. 11).

В соответствии с п. 11 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами 8, 9 и 13 пункта 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из оспариваемого решения 6 подписей признаны недействительными на основании п. 7 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ, так как было обнаружено, что шесть избирателей поставили свою подпись в поддержку выдвижения кандидата Кузнецова А. Н. дважды; 14 подписей признаны недействительными на основании пп.8 п. 9 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ, так как было обнаружено, что сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны в 7 подписных листах не в полном объеме. Указанные выводы Муниципальной избирательной комиссии не оспорены административным истцом.

Согласно доводам административного истца, изложенным в административном иске, и пояснениям, данным в судебном заседании, он считает необоснованными выводы административного ответчика о недействительности 69 подписей, признанных таковыми на основании проверки достоверности сведений, проведенной отделом по вопросу миграции Управления МВД России по г. Новокузнецку, а также 75 подписей, признанных недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку.

Суд считает несостоятельными доводы административного истца о том, что представленное заключение № 1/6-132 от 01.08.2018 г. не могло служить основанием для признания недействительными 75 подписей.

Так, допрошенная в судебном заседании эксперт Б.О.В. пояснила, что ею было дано заключение по проверке подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата на должность Главы г. Новокузнецка Кузнецова А. Н. Исследование подписных листов проводилось в присутствии членов рабочей группы и самого кандидата. При исследовании руководствовалась Методическими рекомендациями, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13.06.2012 г. № 128/986-6. Ею изучались все подписные листы, после чего делались выводы. Как отражено в заключении, при исследовании были применены Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедом от 31.05.2011 г., разработанные Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, и утвержденные Федеральным координационно-методическим советом по судебной экспертизе и экспертным исследованиям. Указанная методика предназначена для служебного пользования и не является общедоступной.

В силу п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Тот факт, что заключение подписано Б.О.В. как специалистом не влечет недостоверность данного заключения.

Так, в соответствии с п. 3.1 Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6, к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России и Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, ФМС России и других государственных органов).

Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. В кратчайшие сроки они должны выполнить большой объем почерковедческих исследований и отразить их результаты в виде отдельного документа.

Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов.

Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.

Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз.

Почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям.

Таким образом, подписав заключение как специалист, Б.О.В. строго следовала данным методическим рекомендациям. Данный эксперт является специалистом МВД России, обладает соответствующей квалификацией, что подтверждено в судебном заседании документами.

    Пояснения допрошенных в судебном заседании специалистов Х. и С. не могут служить основанием для критической оценки заключения от 01.08.2018 г. № 1/6-132. Указанные специалисты в своих доводах о том, что данное заключение не отвечает требованиям действующего законодательства ссылались на нормы Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Вместе с тем следует учесть, что согласно разъяснениям, данным в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Согласно п. п. «е» п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Доводы административного истца о том, что эксперт вышел за пределы поставленных перед ним задач, дав ответы на вопросы о наличии в подписных листах исправлений, препятствующих однозначному восприятию сведений, специально неоговоренных избирателями, суд считает несостоятельными.

Так, Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", утвержденных Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6 в разделе 3.1 предусмотрено, что эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.

Выводы о наличии исправлений, препятствующих однозначному восприятию сведений, специально неоговоренных избирателями, даны экспертом Б.О.В. в пределах ее полномочий в соответствии со своими специальными знаниями.

Кроме того, суд принимает во внимание, что данным исправлениям была дана оценка рабочей группой окружной избирательной комиссии, в связи с чем также сделаны выводы о наличии лишь в подписном листе № 9 (папка Новоильинский район) строка 2 исправлений, препятствующих однозначному восприятию сведений.

Суд считает, что заключение специалиста отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств.

Доводы административного истца о том, что данное экспертное заключение не соответствует требованиям закона, так как составлено не экспертом-почерковедом, в нем отсутствует ход исследования, сравнительные фототаблицы почерков и иные необходимые в данном случае приложения, суд считает необоснованными.

Оценивая представленные доказательства, суд считает, что порядок проверки подписей окружной избирательной комиссией соблюден. Заключение выполнено специалистом ЭКО Управления МВД России по г. Новокузнецку, привлеченным к участию в рабочей группе по проверке документов, представляемых в избирательную комиссию. Выводы эксперта изложены ясно и понятно, неоднозначного понимания не допускают. Форма, в которой должны выражаться результаты экспертного исследования подписей, избирательным законодательством не определена. Документ, составленный экспертом должен содержать все реквизиты (дату, номер, подпись, данные кандидата, указание на номера папок, подписных листов, строк в подписных листах). Квалификация Б.О.В., как эксперта-криминалиста, имеющего право на проведение почерковедческих экспертиз, подтверждена документально. Таким образом, оснований для критической оценки указанного заключения не имеется. В силу закона оно не могло не учитываться комиссией при проверке достоверности подписей избирателей. Допустимых доказательств ошибочности выводов эксперта суду не представлено. Административным истцом ходатайств о проведении судебной почерковедческой экспертизы не заявлялось.

    Ссылка административного истца о том, что окружной избирательной комиссией при вынесении решения от 08.08.2018 г. не были учтены письменные заявления Г., П., А., А., Я., Б. , несостоятельна. Из представленного административным ответчиком текста решения № 69/442 от 08.08.2018 г. следует, что указанные письменные заявления были исследованы комиссией на заседании, им дана оценка, заявления оставлены без удовлетворения.

Кроме того, необоснованным является и довод административного истца о неприменении избирательной комиссией п. 20 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, так как данная норма применяется лишь в отношении подписей депутатов представительного органа муниципального образования и (или) избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Суд считает необоснованными также доводы административного истца о незаконности решения Муниципальной избирательной комиссии в части признания недействительными подписей избирателей на основании проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, отделом по вопросам миграции УМВД России по г. Новокузнецку.

В соответствии с подпунктом «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ).

01.08.2018 г. руководителем рабочей группы Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа направлен запрос начальнику отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Новокузнецку о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения Кузнецова Андрея Николаевича на должность Главы г. Новокузнецка.

02.08.2018 г. начальником отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Новокузнецку направлен ответ на указанный запрос с приложением таблицы сведений, содержащихся в подписных листах избирателей в поддержку выдвижения кандидата Кузнецова А. Н. на должность Главы г. Новокузнецка.

По результатам указанного документа 69 подписей были признаны недействительными.

При этом, согласно протоколу проверки подписных листов, указные подписи были признаны недействительными в связи с неверными сведениями об адресе места жительства, фамилий, имен избирателей, неверные данные документа избирателя. При этом в судебном заседании было установлено, в том числе и подтверждено пояснениями свидетеля Куз., приходящейся супругой административному истцу, что неверные сведения об адресе места жительства сводились к тому, что были указаны адреса, не совпадающие с адресом места регистрации избирателя, допущены ошибки в указании номеров домов и квартир, допущены ошибки в фамилиях и именах избирателей (папка Новоильинского района лист 10 подпись 1 <данные изъяты> указан как <данные изъяты> лист 74 подпись 2 <данные изъяты> указан как <данные изъяты> лист 30 подпись 2 <данные изъяты> указан как <данные изъяты>, подписной лист 19 строка 1 папка Центрального района указано <данные изъяты>, тогда как она <данные изъяты>, подписной лист № 20 строка 2 указано <данные изъяты>, тогда как следует указать <данные изъяты>).

В силу п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Вместе с тем, закон не допускает указание в подписном листе адресов места жительства, которые не соответствуют действительности.

Однако, суд не может согласиться с мнением административного ответчика о признании недействительной подписи на листе 55 строка 2 (папка Центрального района) с указанием, что подпись поставлена лицом, не обладающим активным избирательным правом, поскольку документов указанного обстоятельства материалы дела не содержат, комиссией не были проверены указанные данные.

Также суд не может согласиться с административным ответчиком в той части, что им исключены сразу две подписи Ш.И.О. Так, подпись на листе 30 строка 1 (папка Новоильинского района) признана избирательной комиссией недействительной на основании пп.3,6 п. 9 ст. 29 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 г. № 54-ОЗ, поскольку указаны неверные сведения о фамилии избирателя, дата внесения подписи выполнена несобственноручно, кроме того, признана недействительной подпись на листе 121 строка 1 того же Ш.И.О., так как подпись проставлена одним и тем же лицом в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Однако, следует учесть, что первая подпись на листе 30 признана недействительной обоснованно, поэтому оснований для признания второй подписи недействительной не имелось.

С указанием в качестве недействительной по основаниям пп.3 п. 9 ст. 29 Закона Кемеровской области № 54-ОЗ (неверные сведения об адресе места жительства избирателя, неверные сведения о фамилии избирателя) подписи в подписном листе № 1 строка 1 папка Центрального района г. Новокузнецка суд также не может согласиться, поскольку указано Ш.М.И. адрес <адрес>, данные сведения были подтверждены справкой отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Новокузнецку.

Оформление сведений из отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Новокузнецку в виде таблицы не может служить основанием для признания оспариваемого административным истцом решения незаконным, поскольку рабочей группой Муниципальной избирательной комиссии при проверке был сделан запрос о представлении необходимых сведений, приложение к запросу было оформлено в виде таблицы, ответ также получен в виде таблицы. Пункт 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает признание недействительной подписи только при наличии официальной справки органа, однако форма данной справки законом не установлена.

Таким образом, количество недействительных подписей избирателей стало равно 143 подписям. Вместе с тем на основание отказа в регистрации Кузнецова А. Н. кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка данное обстоятельство не влияет, поскольку процент недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, по-прежнему превышает 10%, что исключает возможность регистрации Кузнецова А. Н. в качестве кандидата в силу закона.

Более того, процент недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, по-прежнему превышал бы 10% даже с учетом исключения всех оспариваемых Кузнецовым А. Н. подписей избирателей, признанных недействительными, по его мнению неправомерно, на основании сведений из отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Новокузнецку, поскольку признание недействительными 75 подписей на основании заключения эксперта нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Суд считает необоснованными доводы административного истца о том, что данные о количестве подписей, признанных комиссией недействительными, указаны в оспариваемом решении неверно. Так, из текста решения следует, что рабочей группой Муниципальной избирательной комиссией проверено 404 подписи в подписных листах в поддержку кандидата, из них 146 подписей признаны недействительными, в том числе: 6 подписей признаны недействительными на основании п. 7 ст. 29 закона Кемеровской области № 54-ОЗ от 30.05.2011 г. «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области» (проголосовали дважды); 14 подписей – по пп.8 п. 9 ст. 29 указанного закона (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны в не полном объеме); 69 подписей признаны недействительными по результатам проверки отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Новокузнецку; 75 подписей признаны недействительными на основании заключения эксперта Управления МВД России по г. Новокузнецку. Однако, следует учесть, что 19 подписей из указанных 75 признаны недействительными также и по основанию пп.8 п. 9 ст. 29 указанного закона (сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны в не полном объеме).

Также суд критически оценивает доводы административного истца о том, что избирательной комиссией проверено подписей в меньшем количестве, чем установлено законом.

В пункте 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Решением Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа от 14.06.2018 г. № 62/361 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов на должность Главы города Новокузнецка списка» утверждено количестве подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на должность Главы города Новокузнецка (2024 подписей) и максимальное количество подписей, подлежащих представлению для регистрации (2226 подписей), количество подписей, подлежащих проверке (20% от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата) 404 подписи.

Таким образом, Муниципальной избирательной комиссий установлено количество подписей, подлежащих проверки -404, данное решение не было обжаловано в установленном законом порядке, никем не оспорено. В соответствии с указанным решением Муниципальной избирательной комиссией методом случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки были отобраны 404 подписи, что соответствует решению № 62/361 от 14.06.2018 г. и не нарушает права административного истца.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу ст. 244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Суд считает, что Муниципальной избирательной комиссией Новокузнецкого городского округа Кемеровской области права Кузнецова А. Н. нарушены не были, процедура проверки подписных листов была соблюдена, решение об отказе в регистрации кандидата Кузнецова А. Н. принято на основании надлежащих документов и без нарушений требований закона.

Таким образом, суд находит, что решение № 69/443от 08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа об отказе в регистрации Кузнецова А. Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка, вынесено в соответствии с законом.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Кузнецова А. Н. к Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа Кемеровской области о признании незаконным и отмене Решения № 69/443 от 08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа об отказе в регистрации Кузнецова А. Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка, отказывая в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кузнецова Андрея Николаевича к Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа о признании незаконным и отмене решения № 69/443 от 08.08.2018 г. Муниципальной избирательной комиссии Новокузнецкого городского округа об отказе в регистрации Кузнецова Андрея Николаевича кандидатом на должность Главы г. Новокузнецка, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:                    (подпись)              О. Н. Данилова

    Копия верна

    Подпись судьи____________

    Секретарь с/з______________

    «____»______________2018 г.

Подлинник документа подшит в деле № _____________/2018 Центрального районного суда <адрес>

2а-4476/2018 ~ М-3990/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура г. Новокузнецка
Кузнецов Андрей Николаевич
Ответчики
Муниципальная избирательная комиссии Новокузнецкого городского округа
Избирательная комиссия Кемеровской области
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецка
Судья
Судья Данилова О.Н.
21.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
23.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2018[Адм.] Судебное заседание
27.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2018[Адм.] Дело оформлено
25.10.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее