Судья Байбакова А.Н. Дело №07р-591/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 5 мая 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ПОЮ на решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 27 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поставщик здоровья» (далее по тексту ООО «Поставщик здоровья»),
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 12/30-21-Э от 25 октября 2021 года юридическое лицо - ООО «Поставщик здоровья» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением директор ООО «Поставщик здоровья» Бородина Ж.В. обратилась в Дзержинский районный суд г. Волгограда с жалобой, в которой просила отменить постановление административного органа, применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 27 января 2022 года постановление главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 12/30-21-Э от 25 октября 2021 года было изменено, заменено наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей на предупреждение.
В настоящее время в Волгоградский областной суд обратился государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ПОЮ, в которой оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приводя доводы о том, что отчетность предприятия ООО «Поставщик здоровья» за 2020 год была представлена с нарушением срока, установленным природоохранным законодательством, то есть после 1 апреля 2020 года.
Проверив материалы дела в полном объёме, доводы жалобы, выслушав государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ПОЮ, поддержавшую доводы жалобы, защитника ООО «Поставщик здоровья» Бессарабову В.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) (производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Экологический сбор, в соответствии с пунктом 1 той же статьи, относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 этого Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (пункт 2). Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6).
Порядок взимания экологического сбора установлен Правилами взимания экологического сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 "О порядке взимания экологического сбора".
В соответствии с пунктом 3 данных Правил, взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности.
Согласно Пункта 3 указанных Правил отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции.
Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и отчетным периодом для предоставления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).
В силу пункта 11 Правил отчетность предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п. 10, 11 Положения № 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств" Декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, основным видом деятельности ООО «Поставщик здоровья», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>; <адрес>, <адрес>, является торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25.2).
Следовательно, в срок до 1 апреля 2020 года ООО «Поставщик здоровья», являясь производителем и плательщиком экологического сбора, обязано было направить в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в 2020 году товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в 2020 году, однако декларация и отчетность представлены 8 апреля 2021 года.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав имеющиеся доказательства в своей совокупности и установив фактические обстоятельства дела, административный орган, а затем и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО «Поставщик здоровья» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ.
Всем собранным по делу доказательствам должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, а впоследствии и судьёй районного суда дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в ходе пересмотра постановления главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 12/30-21-Э от 25 октября 2021 года ПОЮ судья районного суда счёл возможным заменить административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 1563-О).
Вопреки доводам жалобы, судьёй районного суда обоснованно сделано суждение о том, что имеются предусмотренные статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основания для назначения ООО «Поставщик здоровья» административного наказания в виде предупреждения.
Учитывая характер совершенного ООО «Поставщик здоровья» правонарушения и отсутствие каких-либо негативных последствий, полагаю, что у суда вышестоящей инстанции не имеется оснований не согласиться с решением судьи районного суда.
Доводы, указанные в жалобе, о неправильности выводов судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, направлены на необоснованную переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного решения, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 27 января 2022 г., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 27 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поставщик здоровья» оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ПОЮ – оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Волгоградского областного суда /подпись/ Д.Ю. Сукачев
КОПИЯ ВЕРНА |
подпись судьи ______ Сукачев Д.Ю. помощник судьи |
(должность сотрудника аппарата суда) |
Милохина Е.Р. |
(Ф.И.О., подпись) «5» мая 2022 г. |