ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 11 декабря 2023 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шеходановой О.К.
при помощнике судьи Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Новотроицкая средняя общеобразовательная школа №12 о понуждении совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать МКОУ Новотроицкая СОШ № 12 в течение 6 месяцев со дня вступления суда в законную силу обеспечить здания школы, расположенные по адресу: Минусинский район, с. Новотроицкое, ул. Фрунзе, д.2 и ул. Фрунзе, д. 4, системой установки автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности ответчиком, в ходе которой было установлено, что с 28.09.2021 по 08.10.2021 государственным инспектором г. Минусинска и Минусинского района по пожарному надзору выявлены нарушения: система установки автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара эксплуатируется сверх срока службы, установленного изготовителем.
Прокурор Бардовская В.Л. в судебном заседании требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Минусинску и Минусинскому району Сосина О.И., полагала необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления образования администрации Минусинского района, ответчика Ольховская Г.В., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, ранее предоставила письменные возражения, в которых возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований в части срока возложения обязанности, дополнительно пояснив, что в заявленный прокурором срок установить систему не предоставляется возможным, в виду отсутствия дополнительного финансирования на указанные нужды, поэтому просит установить срок не менее 10 месяцев.
В соответствии с п.3 ст.1 ГПК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Учитывая, что ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, об уважительности неявки суд не уведомил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суд с согласия истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, инспектора Сосину О.И., оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение системой пожарной сигнализации здания школы является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 3 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии с п. 5.1.7 Национального стандарта РФ ГОСТ 54101-2010 при достижении системой или её составленными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, её составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию. К моменту достижения системой предельного состояния организация должна принять меры к созданию новой системы.
Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 предписано, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в школе № 12 с. Новотроицкое Минусинского района пожарная сигнализация эксплуатируется с 2008 года.
Актом обследования автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) от 30.06.2023 установлено, что пожарная сигнализация эксплуатируется более 10 лет, шлейфа пожарной сигнализации и оповещения выполнены кабелями не соответствующих требованиям ФЗ 123 и СП 484.1311500.2020, имеют также повреждения и заломы. Периодические самопроизвольные (ложные) срабатывания, происходящие в следствии устаревания проводов, кабелей, извещателей и оповещателей, применяемых в шлейфах ПС и СОУЭ (л.д.8).
Предписанием № 109 от 13.10.2021 был установлен срок устранения нарушений до 01.08.2022.
Установив, что образовательное учреждение МКОУ Новотроицкая СОШ № 12 до настоящего времени фактически не обеспечено системой автоматической пожарной сигнализации и системой эвакуации людей при пожаре, а ранее установленная система находится частично работоспособном состоянии и не соответствует действующим нормативным требованиям, суд считает необходимым возложить на МКОУ Новотроицкая СОШ № 12 обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления суда в законную силу обеспечить здания школы, расположенные по адресу: Минусинский район, с. Новотроицкое, ул. Фрунзе, д.2 и ул. Фрунзе, д. 4, системой установки автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей.
Прокурор в своем исковом заявлении просит суд установить срок для исполнения ответчиком возложенной обязанности – 6 месяцев, ответчик в возражениях обосновывает срок не менее 10 месяцев.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает обоснованным и достаточным срок для исполнения обязанностей – 6 месяцев, так как о неисправности системы было известно с еще с 2021 и промедление её установки может привести к гибели людей и причинению вреда их здоровью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Новотроицкая средняя общеобразовательная школа №12 о понуждении совершить действия– удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотроицкая средняя общеобразовательная школа №12 в течение 6 месяцев со дня вступления суда в законную силу обеспечить здания школы, расположенные по адресу: Минусинский район, с. Новотроицкое, ул. Фрунзе, д.2 и ул. Фрунзе, д. 4, системой установки автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий: О.К. Шеходанова
Мотивированный текст решения суда составлен 25.12.2023.