Мировой судья Спиридонова И.С. Дело № 10MS0012-01-2022-002178-27
Судебный участок № 10 г. Петрозаводска №12-3/2023 (12-1518/2022)
РЕШЕНИЕ
19 января 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Прионежская сервисная компания +» Войтова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка №10 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
ООО «Прионежская сервисная компания +» <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 10 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 12 г.Петрозаводска Республики Карелия, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Прионежская сервисная компания +» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
С таким постановлением не согласен законный представитель ООО «Прионежская сервисная компания +» генеральный директор Войтов А.А., в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору является незаконным, необоснованным и нарушающим права и интересы Общества. Исходя из положений ч.17 ст.161 Жилищного кодекса РФ, управлением многоквартирным домом на период до года занимается управляющая компания, определенная решением органов местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Распоряжением Администрации Прионежского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ во временное управление ООО «Прионежская сервисная компания +» был передан многоквартирный дом по адресу: <адрес> Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обязанностях временной управляющей организации» временная управляющая компания не обязана заключать договор управления многоквартирным домом с собственниками помещений в нем. Коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, назначенной решением о ее определении, оказывают ресурсоснабжающие организации. На основании п.3 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ, управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме путем приобретения коммунального ресурса и предоставляет его собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды. В соответствии с п.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Тарифы на содержание и ремонт были установлены распоряжением Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ, а не собранием собственников. В материалах проверки указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года плата за коммунальные услуги по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, начислена двумя юридическими лицами: управляющей и ресурсоснабжающей организациями, с чем ООО «Прионежская сервисная компания +» не согласна, так как письмом № от ДД.ММ.ГГГГ АО «ТНС энерго Карелия» сообщило, что с ДД.ММ.ГГГГ будет напрямую выставлять счета за коммунальные услуги по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, собственникам жилых помещений. Так, ООО «Прионежская сервисная компания +» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не начисляет плату за коммунальные услуги по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, собственникам помещений. В период с ДД.ММ.ГГГГ года, на основании счетов АО «ТНС энерго Карелия», ООО «Прионежская сервисная компания+» производило оплату за коммунальные услуги по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за собственников жилых помещений. Согласно ч.17 ст.161 Жилищного кодекса РФ, в отношении многоквартирных домов, где собственниками не выбран способ управления, организация назначена органом местного самоуправления, управляющая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не обязана оплачивать коммунальный ресурс на содержание. ООО «Прионежская сервисная компания +» понесла убытки в размере <данные изъяты> руб., оплачивая расходы за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию за собственников жилых помещений. Так, ООО «Прионежская сервисная компания +» на основании счетов АО «ТНС энерго Карелия», в декабре была произведена корректировка и выставлены начисления в графе «ОДН э/э» собственникам жилых помещений за период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления, мотивированное неполучением копии оспариваемого постановления по почте. Указывает, что о привлечении Общества к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ стало известно ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка об ознакомлении представителя с материалами дела.
Законный представитель ООО «Прионежская сервисная компания +» Войтов А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства защитника ООО «Прионежская сервисная компания +» Ткачук А.С. об отложении рассмотрения дела отказано.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Положениями ч.1 ст.30.3 КоАП РФ предусмотрен общий срок для подачи жалобы, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2 ст.30.3 КоАП РФ).
Принимая во внимание доводы ходатайства о восстановлении процессуального срока, а также в целях проверки доводов жалобы и обеспечения права привлеченного лица на судебную защиту, судья полагает возможным заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления удовлетворить.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 24 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ООО «Прионежская сервисная компания +», расположенное по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ не исполнило предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не произвело корректировку платы собственникам/нанимателям помещений многоквартирного жилого дома (далее МКД) по адресу: <адрес>, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в указанном доме, начисленной в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утвержденных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от ДД.ММ.ГГГГ №
Мировой судья, установив указанные обстоятельства, рассмотрел настоящее дело по существу и пришел к выводу о привлечении ООО «Прионежская сервисная компания +» к административной ответственности, предусмотренной ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, вынесенное мировым судьей постановление законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее Комитет) поступили обращения граждан, проживающих в жилых помещениях № многоквартирного дома <адрес> по вопросу начисления платы за содержание общего имущества, коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
На основании указанных обращений Комитетом инициирована внеплановая документарная проверка, издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено нарушение части 9.2 статьи 156, статьи 153, части 2 статьи 155, части 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». В период с ДД.ММ.ГГГГ года установлено начисление платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества, в размере, превышающем норматив потребления; начисление платы в период с ДД.ММ.ГГГГ года осуществлялось двумя юридическим лицами: ООО «Прионежская сервисная компания +» и АО «ТНС энерго Карелия».
Комитетом выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а именно: в течение 20 рабочих дней произвести корректировку платы собственникам/нанимателям помещений МКД за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, начисленной в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утвержденных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №
Установлено, что между АО «ТНС энерго Карелия» и ООО «Прионежская сервисная компания +» заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ плата за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в доме <адрес>, выставлялась АО «ТНС энерго Карелия» к оплате ООО «Прионежская сервисная компания +».
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, гражданам, проживающим в данном доме, осуществляются АО «ТНС энерго Карелия».
Согласно распоряжению Администрации Прионежского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении управляющей организации, временно исполняющей обязанности по управлению многоквартирными домами, расположенными в <адрес>»:
- собственниками помещений дома <адрес> не выбран способ управления указанным домом, не определена управляющая организация;
- ООО «Прионежская сервисная компания +» с ДД.ММ.ГГГГ определена в качестве организации, ответственной за выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес>, до определения результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом;
- предоставление коммунальных ресурсов собственникам и пользователям помещений в доме <адрес> осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Таким образом, ООО «Прионежская сервисная компания +» не осуществляет функции по управлению домом <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус обслуживающей компании.
Данные сведения были представлены ООО «Прионежская сервисная компания +» в адрес АО «ТНС энерго Карелия» письмами № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанных обращений ООО «Прионежская сервисная компания +» и соответствующих подтверждающих документов:
- дом <адрес> был исключен из договора № от ДД.ММ.ГГГГ,
- плата за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды за ДД.ММ.ГГГГ, была выставлена АО «ТНС энерго Карелия» гражданам,
- в ДД.ММ.ГГГГ года АО «ТНС энерго Карелия» в отношении граждан был произведен перерасчет (доначисление) ОДН за ДД.ММ.ГГГГ года,
- начисления в отношении ООО «Прионежская сервисная компания +» по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ за период ДД.ММ.ГГГГ года сторнированы.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ года начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, гражданам, проживающим в доме <адрес>, осуществлялось АО «ТНС энерго Карелия».
Оспариваемые Комитетом начисления относятся к периоду по ДД.ММ.ГГГГ (включительно). За указанный период АО «ТНС энерго Карелия» начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, гражданам не осуществлялось. Вместе с тем, в соответствии с текстом предписания Комитета ООО «Прионежская сервисная компания +» необходимо осуществить корректировку размера платы, начисленной в платежных документах за период ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Исходя из части 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 №1616 (далее Правила №1616), временная управляющая организация, выбранная для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом, осуществляет управление многоквартирным домом: до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом; до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года; на основании решения уполномоченного орган об определении управляющей организации.
Соответственно, обязанность по заключению договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в таком доме у временной управляющей организации отсутствует.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») установлено, что разъяснения по применению Правил №354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С учетом изложенного, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе давать разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и иным нормативным актам в указанной сфере.
Согласно письму Минстроя России от 11.08.2020 №25273-ОГ/04 в соответствии с пунктом 3 Правил №1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
С учетом изложенного, исполнителем коммунальной услуги энергоснабжение, в том числе предоставленной в целях содержания общего имущества в рассматриваемых домах, является именно ресурсоснабжающая организация, то есть АО «ТНС энерго Карелия».
Таким образом, предписание, в соответствии с которым ООО «Прионежская сервисная компания +» надлежит осуществить корректировку начислений в счетах за периоды, в которые ООО «Прионежская сервисная компания +» плата за электрическую энергию не начислялась, является фактически неисполнимым, нарушает права и законные интересы Общества.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, с учетом исследованных в судебном заседании доказательств, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Прионежская сервисная компания +» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, постановление мирового судьи судебного участка №10 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление мирового судьи судебного участка №10 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Прионежская сервисная компания +» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья А.В.Нуриева