Судебный акт #1 (Решение) по делу № 71-283/2024 от 04.06.2024

дело № 71-283/2024

УИД: 66RS0044-01-2024-002723-07

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

04 июня 2024 года

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Токтосинова А.И. – Окатьевой М.П. на постановление судьи Первоуральского суда Свердловской области от 24 мая 2024 года № 5-386/2024, вынесенное в отношении Токтосинова Арзыбека Ирисмаматовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением судьи Токтосинову А.И. за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В жалобе защитник Токтосинова А.И. – Окатьева М.П. просит изменить постановление судьи и исключить административное выдворение в форме принудительного выдворения, ссылается на проживание на территории Российской Федерации близких родственников: супруги и дочерей, имеющих гражданство Российской Федерации, на состояние здоровья самого Токтосинова А.И., а также указывает на длительную продолжительность проживания его на территории России, считает назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации чрезмерно суровым, нарушающим право на проживание с семьей и на охрану здоровья.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника Токтосинова А.И. – Окатьевой М.П., поддержавшей доводы жалобы, свидетеля Э, оснований для отмены и изменения постановления судьи не нахожу.

Частью 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в частности патент.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 названного закона).

В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 23 мая 2024 года в 17:00 в помещении ОВМ ОМВД России «Первоуральский» (Свердловская область, г.Первоуральск, ул. Ватутина, д. 21, каб. 102) выявлен гражданин Республики Кыргызстан Токтосинов А.И., который нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, так как, въехав 20 ноября 2023 года, находился на территории России в периоды с 20 ноября 2023 года по 12 февраля 2024 года, с 12 февраля 2024 года по 06 мая 2024 года, с 07 мая 2024 года по настоящее время, то есть фактически территорию Российской Федерации не покидал, с 19 февраля 2024 года пребывал на ее территории незаконно, без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, и уклоняясь от выезда с территории Российской Федерации.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе: сведениями из базы данных АС ЦБДУИГ и «Мигрант-1» (л.д. 8-10, 11,12-15), копией уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д. 16), копией паспорта иностранного гражданина (л.д. 17), сведениями о физическом лице (л.д. 18-19), протоколом об административном задержании (л.д. 21), а также иными доказательствами по делу, получившими свою оценку судьи на полноту, относимость и допустимость при рассмотрении дела по существу.

В своих объяснениях, данных при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 5), и пояснениях в районном суде (л.д. 35-41) Токтосинов А.И. указал, что въехал на территорию России 20 ноября 2023года, трудовых либо гражданско-правовых договоров не заключал, обязательное цифровое фотографирование, дактилоскопию и медицинское освидетельствование не проходил, границу пересекал для оформления регистрации через МФЦ, документов, дающих право на пребывание на территории Российской Федерации, не имеет.

По факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-7).

Из справки АС ЦБДУИГ (л.д. 8-10) следует, что Токтосинов А.И., въехав 20 ноября 2023 года на территорию Российской Федерации, находился на ней в периоды с 20 ноября 2023 года по 12 февраля 2024 года, с 12 февраля 2024 года по 06 мая 2024 года. 7 мая 2023 года Токтосинов А.И. прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, где и пребывает по настоящее время. Трудовой или гражданско-правовой договор Токтосинов А.И. не заключал, для получения разрешения на временное проживание или для получения вида на жительство в компетентные органы Российской Федерации не обращался.

Соответственно, суммарный срок пребывания Токтосинова А.И. на территории Российской Федерации в 90 суток истек 18 февраля 2024 года, поэтому с 19 февраля 2024 года он нарушает режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, поскольку документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не имеет, от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания уклоняется.

Таким образом, совершенное Токтосиновым А.И. деяние, а именно: нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Токтосинова А.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Токтосинова А.И., не имеется.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении Токтосинова А.И. к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел. В постановлении судьи отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.

Порядок привлечения Токтосинова А.И. к административной ответственности не нарушен.

Вопреки доводам защитника Токтосинова А.И. - Окатьевой М.П. нарушения права на защиту участием в качестве переводчика его дочери Э не допущено, поскольку в своих объяснениях в протоколе об административном правонарушении Токтосинов А.И. указал, что владеет русским языком, в услугах переводчика не нуждается, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 5). Кроме того, дочь Токтосинова А.И. по ходатайству защитника допрошена в областном суде в качестве свидетеля, изменив статус участника процесса.

Административное наказание в виде административного штрафа с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено Токтосинову А.И. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.

Вопреки доводам жалобы при вынесении постановления баланс публичных и частных интересов нарушен не был. Постановление судьи в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Токтосинову А.И. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений. Необходимость назначения данного наказания судья убедительно мотивировал.

При принятии решения о выдворении Токтосинова А.И. судья обоснованно оценил характер совершенного административного правонарушения, длительность периода незаконного пребывания иностранного гражданина, отсутствие у него постоянного и легального источника дохода, официального трудоустройства, уклонение от уплаты налогов, нежелание легализовать свое пребывание в Российской Федерации, поэтому не усмотрел оснований для применения положений ч. 3.8 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо сомнений в обоснованности выводов судьи городского суда не имеется.

Из материалов дела усматривается, что Токтосинов А.И., проживая длительный период времени на территории Российской Федерации и зная о незаконности своего пребывания на территории Российской Федерации, легализовать свое пребывание не пытался, никаких мер не предпринимал. Оснований полагать, что нарушение законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Токтосинова А.И. не имеется.

Следует также учесть, что в период своего пребывания в Российской Федерации Токтосинов А.И. привлекался к административной ответственности. Так, за нарушение правил въезда 03 февраля 2013 года он привлекался по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 15), однако должных выводов для себя не сделал, продолжил свое противоправное поведение. Также постановлением судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 24 мая 2024 года № 5-389/2024 Токтосинов А.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку уклонился от прохождения медицинского освидетельствования и идентификации личности (л.д. 59-60). Такое поведение Токтосинова А.И. свидетельствует о его нелояльности к законодательству страны пребывания.

Наличие у Токтосинова А.И. родственников (супруги и детей), имеющих гражданство Российской Федерации, нахождение в собственности дочери недвижимого имущества и возникшие в связи с этим кредитные обязательства (ипотека) не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих применение такой меры административного воздействия, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, и не влекут в безусловном порядке признание оспариваемого судебного постановления нарушающим право на уважение его личной и семейной жизни.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года № 628-О сделан вывод о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Вопреки доводам жалобы, оказание помощи дочери в воспитании внуков, поскольку в ее семье работает только зять, не освобождает Токтосинова А.И. от ответственности, поскольку создание дочерью своей собственной семьи, не легализует положение Токтосинова А.И., имеющего свою семью, на территории Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что Токтосинов А.И. по состоянию здоровья не может проживать в Республике Кыргызстан, он никаких доказательств в материалы дела не представил.

Из пояснений Токтосинова А.И. в суде первой инстанции следует, что он планировал покинуть территорию России, но задержался ввиду оказания помощи дочери и внукам.

Таким образом, зная о незаконности пребывания в Российской Федерации и возможные негативные административно-правовые последствия своего незаконного пребывания, Токтосинов А.И. не проявил со своей стороны необходимой заботы о сохранении семейных отношений на территории Российской Федерации.

Надлежит учитывать, что государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.

Вопреки доводам жалобы какие-либо препятствия для сохранения семейных связей отсутствуют, реализация семейных прав и поддержание родственных связей возможны на территории любого иного государства за пределами Российской Федерации, в том числе на территории государства гражданской принадлежности Токтосинова А.И.

Доводы жалобы об отсутствии у Токтосинова А.И. жилья на территории Кыргызской Республики во внимание не принимаются, поскольку основанием к изменению судебного акта не являются. Вопросы обеспеченности и нуждаемости граждан Кыргызской Республики в жилых помещениях решаются компетентными органами этого государства, а не Российской Федерацией. Доказательств наличия у Токтосинова А.И. в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации не представлено.

Желание Токтосинолва А.И. проживать в Российской Федерации не освобождает иностранного гражданина от ответственности за нарушение действующего законодательства Российской Федерации и не является безусловным основанием для исключения наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку в противном случае это будет способствовать формированию на территории Российской Федерации атмосферы безнаказанности, что несовместимо с принципом неотвратимости ответственности.

Принимая во внимание отношение иностранного гражданина к установленному на территории Российской Федерации правопорядку, грубо игнорируемому Токтосиновым А.И. длительный период времени, оснований для применения положений ч. 3.8 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации на иной вид административного наказания не усматриваю.

Грубое и неоднократное нарушение Токтосиновым А.И. законодательства страны пребывания повлекло обоснованное и справедливое возложение на него неблагоприятных правовых последствий, вытекающих из его же неправомерного поведения, причинившего существенный ущерб охраняемым общественным отношениям.

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания назначенного Токтосинеову А.И. наказания чрезмерно суровым не имеется, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.

С учетом вышеизложенного, по настоящему делу имелась действительная необходимость применения меры ответственности в виде выдворения за пределы Российской Федерации, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, что не нарушает нормы международного и национального права, поскольку назначенное наказание в виде выдворения направлено на интересы общественной безопасности и общественного порядка.

Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о несправедливости принятого решения и не являются основанием к его отмене или изменению, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Вместе с тем несогласие заявителя с выводами судьи относительно отсутствия оснований, исключающих назначение наказания в виде административного выдворения, не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных законом процессуальных требований.

Дело об административном правонарушении в отношении Токтосинова А.И. рассмотрено с соблюдением гарантированных процессуальных прав, по установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правилам, право Токтосинова А.И. на справедливое судебное разбирательство не нарушено.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 названного Кодекса, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не установлено, оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 24 мая 2024 года № 5-386/2024, вынесенное в отношении Токтосинова Арзыбека Ирисмаматовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.


Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова

71-283/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Токтосинов Арзыбек Ирисмаматович
Другие
Окатьева Марина Петровна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Краснова Наталия Валерьевна
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
04.06.2024Материалы переданы в производство судье
04.06.2024Судебное заседание
04.06.2024Вступило в законную силу
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее