Судья Турбина Т.А. дело N 33а-1026/2024
(33а-14714/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Мыльниковой Н.В. и Ромадановой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3422/2022 по административному исковому заявлению Воробьев П.И. об оспаривании решения министерства строительства Самарской области и о восстановлении нарушенного права,
по апелляционной жалобе Воробьев П.И. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 4 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя административного истца Бирюкова И.А., представителя министерства строительства Самарской области Сливиной Е.А. и представителя ООО «Специализированный застройщик «ДОНСТРОЙ» Сенчевой Н.Д., судебная коллегия
установила:
Воробьев П.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения министерства строительства Самарской области об отказе во включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ N №.
В обоснование заявления указано, что административный истец является участником долевого строительства в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ г. долевого участия в строительстве многоэтажного дома в границах улиц <адрес> заключенного между застройщиком ООО «Единство-Строй» и Воробьевым П.И., квитанциями к приходному кассовому ордеру N № от ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> рублей и к приходному кассовому ордеру N № от ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме <данные изъяты> рублей, Воробьев П.И. оплатил денежные средства в кассу ООО «Единство-Строй» в общей сумме <данные изъяты> рублей, застройщик обязался в срок <данные изъяты> передать в собственность истца офисное помещение, расположенное на <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в многоэтажном жилом доме в границах указанных выше улиц. Оплаченное истцом помещение не было построено в связи с установленными факта мошенничества при строительстве жилого дома, возбуждено уголовное дело, Воробьев П.И. признан потерпевшим по уголовному делу. Административный ответчик отказал в предоставлении мер государственной поддержки, предусмотренных Законом N <данные изъяты> в связи с тем, что Воробьев П.И. не является пострадавшим участником долевого строительства.
Ссылаясь на нарушение своих прав Воробьев П.И. просил признать незаконным оспариваемое решение, возложив на министерство строительство Самарской области обязанность по принятию решения о его включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 4 октября 2023 г. административное исковое заявление Воробьева П.И. оставлено без удовлетворения (л.д. 172-182).
В апелляционной жалобе Воробьев П.И. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение которым удовлетворить заявленные требования (л.д. 191-195).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Законом Самарской области от 08.07.2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» (далее Закон № 84-ГД) установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 г. № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО «Единство-строй» и Воробьевым П.И. заключен договор N № о долевом участии в инвестировании строительства жилого многоэтажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным гаражом в границах улиц <адрес> в части строительства офисного помещения, расположенного на <данные изъяты> этаже, строительный номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, стоимостью одного квартирного метра общей площади на дату заключения договора составила <данные изъяты> рублей, сумма инвестиций на дату заключения договора составила <данные изъяты> рублей (л.д.12-16).
Дополнительным соглашением N <данные изъяты> к договору N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. «О долевом участии в инвестировании строительства жилого многоэтажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным гаражом в границах улиц: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. п. 3.3 протокола согласования цены изложен в редакции: сумма оставшейся площади в размере <данные изъяты> кв.м рассчитывается исходя из стоимости <данные изъяты> кв.м общей площади, установленной застройщиком в одностороннем порядке на дату внесения очередной части суммы, с учетом п. 3.6 протокола, но до фактического начала строительством остается фиксированной <данные изъяты> рублей» (л.д.18).
Денежные средства Воробьевым П.И. по данному договору внесены в кассу ООО «Единство-Строй», что подтверждается квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.17, л.д.19).
Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу N № ООО «Единство-Строй» признано несостоятельным (банкротом) в отношении застройщика введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу N № в удовлетворении требований Воробьева П.И. о включении в реестр требований кредитора отказано.
Постановлением следователя СЧ по РОПД СУ Управления МВД России по г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. Воробьев П.И. признан потерпевшим по уголовному делу (л.д.22).
Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. конкурсное производство в отношении ООО «Единство-Строй» прекращено. ДД.ММ.ГГГГ г. прекращена деятельность ООО «Единство-Строй».
Постановлением Правительства Самарской области от 04 сентября 2013 г. № 444 объект включен в перечень проблемных объектов, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и порядка формирования перечня проблемных объектов для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области».
Министерством строительства Самарской области в ДД.ММ.ГГГГ г. во исполнение постановления Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 № 54 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства» проведен конкурс по отбору организаций в целях удовлетворения прав требований <данные изъяты> участника долевого строительства на получение ими <данные изъяты> жилых помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м проблемного объекта, застройщиком которого являлось ООО «Единство-Строй». Победителем конкурса на основании протокола оценки заявок на участие в конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ г. признано ООО «Профит», в связи с чем ООО «Профит» взяло на себя обязательство по удовлетворению прав требований <данные изъяты> участника долевого строительства на получение ими 36 жилых помещений, общей площадью <данные изъяты> кв.м проблемного объекта, застройщиком которого являлось ООО «Единство-Строй» и иным способом в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая заключения договора участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных.
ДД.ММ.ГГГГ г. между министерством, ООО «Профит», администрацией г.о.Самара заключено соглашение о сотрудничестве, направленное на решение социальных проблем, возникающих в сфере участия в долевом строительстве многоквартирных домов на территории г.о.Самара, восстановление нарушенных прав обманутых дольщиков и удовлетворение их потребностей в жилых помещениях при реализации итогов конкурса.
ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО «Профит» и ООО «Донстрой» заключен договор купли-продажи земельного участка, по которому ООО «Донстрой» приобрел у ООО «Профит» земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ г. между Правительством Самарской области, Министерством, Администрацией г.о.Самара, ООО «Профит» и ООО «Донстрой» заключено соглашение об удовлетворении прав участников долевого строительства, согласно которому <данные изъяты> принимает обязательства по строительству проблемного объекта, на земельный с кадастровым номером № и удовлетворению прав требований 46 участников долевого строительства на получение ими <данные изъяты> жилых помещений, общей площадью <данные изъяты> кв.м в проблемном объекте, в число данных участников, Воробьев П.И. не входит.
Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. по гражданскому делу N № по иску Воробьева П.И. к ООО «Специализированный застройщик «Донстрой» о признании заключенным договора о долевом участии в строительстве, установлено, что договорные отношения между Воробьевым П.И. и <данные изъяты> отсутствуют, последний правопреемником <данные изъяты> не является.
Министерство строительства Самарской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ г. сообщило Воробьеву П.И., что по результатам рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ г. меры государственной поддержки, предусмотренные Законом № 84-ГД ему оказаны быть не могут, поскольку действие названного закона не распространяется на договоры участия в долевом строительстве, по которым приобретались нежилые помещения.
Разрешая заявленные Воробьевым П.И. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения министерства строительства Самарской области, о его соответствии требованиям указанного выше закона, принятии его компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий в установленные законом сроки и порядке, при этом исходил из несоответствия Воробьева П.И. критериям, установленным в ст. 5 Закона № 84-ГД, и отсутствия в связи с этим у него права на оказание меры государственной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции в виду следующего.
Законом Самарской области от 8 июля 2019 г. N 84-ГД установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В силу части 1 статьи 5 указанного Закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 г. N 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации таким гражданам.
При этом, согласно пункту 2.5 Порядка уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.
Основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр, в том числе являются: а) несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков; г) непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.
Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области» объект, инвестором которого по договору являлся административный истец Воробьев П.И. включен в указанный выше перечень.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Положениями ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только на основании договора участия в долевом строительстве, жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", или созданы в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно частям 1 и 2 статьи 23 указанного Федерального закона государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона Самарской области от 8 июля 2019 № 84-ГД (в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД) право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктами 3 или 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим Законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме.
Из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" следует, что объектом долевого строительства может являться как жилое, так или нежилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Вместе с тем, действие Закона Самарской области от 8 июля 2019 № 84-ГД устанавливающего меры государственной поддержки в отношении пострадавших участников долевого строительства; юридических лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований лиц, указанных в пункте 1 настоящей части; конкурсных управляющих (внешних управляющих), осуществляющих мероприятия по завершению строительства проблемного объекта в рамках Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не распространяется в силу ст. 1 ч. 2 п. 9 на договоры участия в долевом строительстве, по которым приобретались нежилые помещения.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Воробьев П.И. произвел оплату денежных средств в отношении встроенного помещения – офисного помещения (нежилого помещения), расположенного на <данные изъяты> этаже, строительный номер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м в объекте по адресу<адрес>
Из выше приведенных норм, следует, что пострадавшим участником долевого строительства признается лицо, исключительно заключившее договор долевого участия в строительстве на приобретение жилого помещения и (или) приобретшее права по данному договору вследствие договора уступки прав требования по такому договору.
Таким образом, административный истец не соответствует критериям, установленным в ст. 5 Закона № 84-ГД о поддержке обманутых дольщиков, право на оказание меры государственной поддержки у Воробьева П.И. не возникло.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является правильным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 4 октября 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьева П.И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: