Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1546/2023 ~ М-7009/2022 от 13.12.2022

Дело № 2-1546/2023

УИД: 22RS0068-01-2022-008816-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2023 г. г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Неустроевой С.А.,

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о признании приказа незаконным, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к Комитету ЖКХ г.Барнаула о признании приказа незаконным, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении.

В обосновании заявленных требований ссылаются на то, что приказом Комитета ЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей со ссылкой на то, что ФИО5 выехала на место жительства в другое муниципальное образование.

С приказом Комитета ЖКХ г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ , истцы не согласны, считают его незаконным и необоснованным.

ФИО5 никогда не выезжала на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, всегда проживала в г. Барнауле. Регистрация по месту жительства в г. Славгороде носила формальный и кратковременный характер, при этом фактически истцы и их несовершеннолетние дети постоянно проживают в Барнауле одной семьей.

Жилое помещение в г. Славгороде, где была зарегистрирована ФИО5, принадлежит на праве собственности ее родителем. Тот факт, что ФИО5 фактически не выезжала на другое место жительства в другое муниципальное образование, также подтверждается справкой по месту учебы дочери, которая подтверждает что ФИО1 с 2018 г. обучается в Гимназии ; характеристикой сына ФИО2 из детского сада, о том что с 2018 г он посещает детский сад и воспитывается в полной семье; медицинскими документами о прохождении лечения в г.Барнауле.

На основании изложенного, истцы просят признать незаконным приказ Комитета ЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ ; возложить на Комитет ЖКХ г.Барнаула обязанность восстановить молодую семью ФИО4 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец ФИО5 и представитель истцов ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеются письменные возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 выехала на место жительства в другое муниципальное образование в связи с чем правых оснований для признания приказа незаконным не имеется, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав истца и представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В 2011 году вступили в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и постановление Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы". Постановлением администрации города от 25.05.2011 N 1626 утверждена муниципальная программа "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2011 - 2021 годы" (далее - программа).

В настоящее время постановление администрации г.Барнаула от 25.05.2011 № 1626 утратило силу в связи с изданием Постановления Администрации города Барнаула от 18.08.2014 N 1797 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015 - 2024 годы".

Участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

В силу ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Один раз в пять лет граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязаны пройти перерегистрацию в порядке, установленном частями 3 - 5 статьи 9 настоящего Закона.

Согласно ст. 11 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС граждане снимаются с учета по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. Решение о снятии с учета принимается органом местного самоуправления, на основании решения которого гражданин был принят на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. В решении органа местного самоуправления должно быть указано основание снятия с учета, предусмотренное законодательством.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Как усматривается из материалов дела, приказом Комитета ЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО4 исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ со ссылкой на то, что супруга ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ выехала на место жительства в другое муниципальное образование. Истцы не согласны решением об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи, с чем обратились в суд с настоящим иском.

Оценивая представленные доказательства, суд учитывает следующее.

Как следует из текста искового заявления и пояснений истцов в суде, семья ФИО12 проживает г.Барнауле. Супруга ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно была зарегистрирован по месту жительства своих родителей в г. Славгороде, однако фактически не меняла место проживания в указанный период, продолжала проживать в г. Барнауле.

Согласно адресной справке ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: ...., с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу ...., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: ..... Его супруга ФИО5 ( до регистрации брака ФИО13) с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ...., имея в этот период постоянную регистрацию в .....

Из представленной выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение в г. Славгороде принадлежит на праве долевой собственности ФИО8 и ФИО9

Из справки МБОУ «Гимназия » следует, что ФИО1 (дочь ФИО4, ФИО5) в 2018 г. зачислена в 1 класс и обучается в настоящее время в 5 классе по очной форме обучения.

В материалы дела также представлена характеристика на ребенка дошкольного возраста из МБДОУ «Детский сад » общеобразовательного вида в г. Барнауле на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, согласно которой ребенок проживает по адресу .... воспитывается в полной семье.

Согласно выписке из КГБУЗ «Городская Больница г. Барнаул» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 неоднократно обращалась за получением медицинской помощи в данное медицинское учреждение.

Согласно справке КГБУЗ «Детская городская больница в г. Барнаул» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в поликлинике с 2011 года на участке, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается на этом же участке с 2016 г.

В материалы дела также представлены сведенья о трудовой деятельности ФИО5, согласно которым в 2010 г истец работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в <данные изъяты> на должность старшего специалиста 1 разряда, центра финансового обеспечения, где по настоящее время осуществляет трудовую деятельность.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3 (отец ФИО4) пояснил, что семья ФИО4 с 2010 г проживает в городе Барнауле. ФИО5 не выезжала на место жительства в другой город, имела регистрацию в г. Славгороде, так как не имела возможности зарегистрироваться по месту жительства в г. Барнауле.

Таким образом, совокупностью представленных доказательств подтверждено, что ФИО5 фактически с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию по адресу: ...., однако фактически проживала в г.Барнауле.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В силу абзаца 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Данная позиция согласуется с толкованием, изложенным в пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П, согласно которому сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на другое постоянное место жительства ФИО5 фактически не выезжала, постоянно проживает, работает, проходит лечение в .....

Таким образом, один лишь факт регистрации гражданина по месту жительства в другом муниципальном образовании не является достаточным доказательством выезда на место жительства в другое муниципальное образование. Комитетом не предприняты меры к проверке данного обстоятельства.

Поскольку истцами представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания семьи на территории г. Барнаула, суд приходит к выводу о том, что оснований для снятия семьи ФИО12 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у ответчика не имелось. Сам по себе факт регистрации на территории другого муниципального образования не опровергает вышеизложенного.

Вынесенный приказ нарушает право молодой семьи на улучшение жилищных условий, в связи, с чем подлежит признанию незаконным.

В целях восстановления нарушенного прав заявителя и ее семьи суд полагает возможным и необходимым возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула обязанность восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий молодую семью ФИО4 с даты первоначальной постановки на учет.

Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истцов расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи ФИО4»

Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность восстановить молодую семью ФИО4 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет.

Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в равных долях в пользу каждого расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме – 27.03.2023.

Судья С.А. Неустроева

2-1546/2023 ~ М-7009/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Миронова Татьяна Олеговна
Миронов Юрий Алексеевич
Ответчики
КЖКХ г.Барнаула
Другие
Дымов Эдуард Васильевич
Брем Анна Сергеевна
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Неустроева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
centralny--alt.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.02.2023Предварительное судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2023Дело оформлено
01.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее