Дело № 2–413/2023
УИД 42RS0035-01-2023-000421-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Таштагол 31 мая 2023 г.
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Евсеева С.Н.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором, просил обязать ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» оборудовать помещения уборной в здании по адресу: <адрес> специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства туалетные помещения на обследуемом объекте являются недоступными для всех категорий маломобильных групп населения. Необходимо найти проектное решение об обустройстве одного из имеющихся санузлов для маломобильных групп населения в соответствии со следующими нормативными требованиями. Указанные нарушения требований законодательства не создают условий, обеспечивающих доступность для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города внесено представление. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком факт нарушений подтвержден, однако, меры к устранению нарушений не приняты и ответ мотивирован тем, что учреждение не является собственником занимаемых помещений, в связи с чем, проведение капитального ремонта или реконструкции помещений потребует дополнительных согласований с собственником и контролирующими органами.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Таштагола ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» главный врач ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что проект здания 1983 г., норма САНПИНа – 2020 г. ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» арендуют здание, которое было спроектировано в 1983 г., это типовой проект стоматологической поликлиники. Для того, чтобы выполнить требование прокуратуры, им нужно делать перепланировку помещения.
Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д. 51), в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в случае расширения площади под санузел, им необходимо будет согласование с органами местного самоуправления, поскольку данные изменения будут касаться конструктивной части задания.
Представитель третьего лица ООО «Таштагольская управляющая компания» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора г. Таштагола поддержала в полном объёме, пояснила суду, что проведение работ по оборудованию помещения уборной в здании ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованиями законодательства, не затрагивает капитальные несущие стены многоквартирного дома, работы выполняются в соответствии с проектом, согласованным с органом местного самоуправления и проведения общего собрания и согласования собственников жилым помещений в данном случае не требуется. Управляющая компания только согласовывает проект на перепланировку.
Представители третьих лиц администрации Таштагольского муниципального района, КУМИ Таштагольского муниципального района в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежаще.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Кузбасса в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежаще.
Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Граждане – инвалиды в силу своего состояния здоровья являются социально-незащищенной категорией граждан, в связи с чем, Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными нормативными правовыми актами предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла- коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Пунктом 6.3.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусмотрено, что во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Согласно п. 6.3.2. СП 59.13330.2020 уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины.
Кабины в санитарно-бытовых помещениях должны иметь размеры в плане в соответствии с таблицей 6.1. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по 6.3.5.
В санитарно-бытовых помещениях, доступных для инвалидов, следует применять имеющие опору для спины унитазы: высотой - 0,45 - 0,5 м (от уровня пола до поверхности сиденья), длиной - 0,7 м. (п. 6.3.3. СП 59.13330.2020).
У дверей блоков санитарно-бытовых помещений, включающих в себя доступные кабины (уборных, душевых, ванн и т.п.), и универсальной кабины уборной следует предусматривать со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом), расположенные на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 - 0,5 м от края двери.
Доступные и универсальные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи. Тип системы, которая должна быть применена, определяется в задании на проектирование (п. 6.3.6. СП 59.13330.2020).
В доступных кабинах (душевых, ванных) у раковин для инвалидов в общих умывальных и универсальных кабинах уборных следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой и термостатом, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа. Применение кранов с раздельным управлением горячей и холодной водой не допускается.
Следует применять унитазы и писсуары с автоматическим сливом воды или с ручным кнопочным управлением. Допускается применение унитазов и раковин умывальников с механизмом электрического или гидравлического вертикального перемещения.
В дверях доступных и универсальных кабин следует предусматривать запирающее устройство с открыванием снаружи в экстренных случаях для оказания помощи и знаком индикации "занято/свободно" (п. 6.3.9. СП 59.13330.2020).
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что в здании ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника», расположенном по адресу: <адрес>, туалетные помещения являются недоступными для всех категорий маломобильных групп населения, что подтверждается актом о результатах проведенной проверки исполнения требований действующего федерального законодательства (л.д. 7-12).
ДД.ММ.ГГГГ с целью устранения выявленных нарушений прокуратурой города внесено представление (л.д. 13-19).
Согласно ответа на представление прокурора г. Таштагола, ответчиком факт нарушений подтвержден, однако, меры к устранению нарушений не приняты и ответ мотивирован тем, что учреждение не является собственником занимаемых помещений, в связи с чем, проведение капитального ремонта или реконструкции помещений потребует дополнительных согласований с собственником и контролирующими органами (л.д. 20-21).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КУМИ Таштагольского муниципального района и МАУ «Городская стоматологическая поликлиника» заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности Таштагольского муниципального района №, согласно которого КУМИ Таштагольского муниципального района обязуется передать в безвозмездное временное пользование встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 680,9 кв.м. (л.д. 23-25).
Согласно п. 2.1.1 вышеуказанного договора ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» вправе производить улучшения имущества, неотделимые без вреда от имущества, которым временно пользуется, в том числе производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию имущества, лишь с письменного согласия КУМИ Таштагольского муниципального района, а также по согласованию с соответствующими органами (л.д. 23).
Учитывая, что проведение работ по оборудованию помещения уборной в здании ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованиями законодательства, не затрагивает капитальные несущие стены многоквартирного дома, работы должны выполняться в соответствии с проектом, согласованным с органом местного самоуправления, в связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что они не являются собственниками помещения и не имеют право производить никаких перепланировок, суд находит необоснованными.
У ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» имеется возможность найти проектное решение об обустройстве одного из имеющихся санузлов для маломобильных групп населения в соответствии с нормативными требованиями.
Таким образом, вышеуказанными нарушениями требований законодательства нарушаются права маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учётом характера требований, объёма необходимости производства работ, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считая данный срок разумным и обоснованным.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» (<данные изъяты>) оборудовать помещения уборной в здании по адресу: <адрес> специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственное автономное учреждение здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2023 г.
Судья С.Н. Евсеев