Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-413/2023 ~ М-177/2023 от 28.02.2023

Дело № 2–413/2023

УИД 42RS0035-01-2023-000421-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Таштагол                                                      31 мая 2023 г.

Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи                                     Евсеева С.Н.

при секретаре                                            Жуковой М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором, просил обязать ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» оборудовать помещения уборной в здании по адресу: <адрес> специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства туалетные помещения на обследуемом объекте являются недоступными для всех категорий маломобильных групп населения. Необходимо найти проектное решение об обустройстве одного из имеющихся санузлов для маломобильных групп населения в соответствии со следующими нормативными требованиями. Указанные нарушения требований законодательства не создают условий, обеспечивающих доступность для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. С целью устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города внесено представление. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком факт нарушений подтвержден, однако, меры к устранению нарушений не приняты и ответ мотивирован тем, что учреждение не является собственником занимаемых помещений, в связи с чем, проведение капитального ремонта или реконструкции помещений потребует дополнительных согласований с собственником и контролирующими органами.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Таштагола ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» главный врач ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что проект здания 1983 г., норма САНПИНа – 2020 г. ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» арендуют здание, которое было спроектировано в 1983 г., это типовой проект стоматологической поликлиники. Для того, чтобы выполнить требование прокуратуры, им нужно делать перепланировку помещения.

Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д. 51), в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в случае расширения площади под санузел, им необходимо будет согласование с органами местного самоуправления, поскольку данные изменения будут касаться конструктивной части задания.

Представитель третьего лица ООО «Таштагольская управляющая компания» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора г. Таштагола поддержала в полном объёме, пояснила суду, что проведение работ по оборудованию помещения уборной в здании ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованиями законодательства, не затрагивает капитальные несущие стены многоквартирного дома, работы выполняются в соответствии с проектом, согласованным с органом местного самоуправления и проведения общего собрания и согласования собственников жилым помещений в данном случае не требуется. Управляющая компания только согласовывает проект на перепланировку.

Представители третьих лиц администрации Таштагольского муниципального района, КУМИ Таштагольского муниципального района в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежаще.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Кузбасса в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежаще.

Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Граждане – инвалиды в силу своего состояния здоровья являются социально-незащищенной категорией граждан, в связи с чем, Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными нормативными правовыми актами предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

     В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла- коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Пунктом 6.3.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусмотрено, что во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Согласно п. 6.3.2. СП 59.13330.2020 уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины.

Кабины в санитарно-бытовых помещениях должны иметь размеры в плане в соответствии с таблицей 6.1. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по 6.3.5.

В санитарно-бытовых помещениях, доступных для инвалидов, следует применять имеющие опору для спины унитазы: высотой - 0,45 - 0,5 м (от уровня пола до поверхности сиденья), длиной - 0,7 м. (п. 6.3.3. СП 59.13330.2020).

У дверей блоков санитарно-бытовых помещений, включающих в себя доступные кабины (уборных, душевых, ванн и т.п.), и универсальной кабины уборной следует предусматривать со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом), расположенные на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 - 0,5 м от края двери.

Доступные и универсальные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи. Тип системы, которая должна быть применена, определяется в задании на проектирование (п. 6.3.6. СП 59.13330.2020).

В доступных кабинах (душевых, ванных) у раковин для инвалидов в общих умывальных и универсальных кабинах уборных следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой и термостатом, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа. Применение кранов с раздельным управлением горячей и холодной водой не допускается.

Следует применять унитазы и писсуары с автоматическим сливом воды или с ручным кнопочным управлением. Допускается применение унитазов и раковин умывальников с механизмом электрического или гидравлического вертикального перемещения.

В дверях доступных и универсальных кабин следует предусматривать запирающее устройство с открыванием снаружи в экстренных случаях для оказания помощи и знаком индикации "занято/свободно" (п. 6.3.9. СП 59.13330.2020).

Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что в здании ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника», расположенном по адресу: <адрес>, туалетные помещения являются недоступными для всех категорий маломобильных групп населения, что подтверждается актом о результатах проведенной проверки исполнения требований действующего федерального законодательства (л.д. 7-12).

ДД.ММ.ГГГГ с целью устранения выявленных нарушений прокуратурой города внесено представление (л.д. 13-19).

Согласно ответа на представление прокурора г. Таштагола, ответчиком факт нарушений подтвержден, однако, меры к устранению нарушений не приняты и ответ мотивирован тем, что учреждение не является собственником занимаемых помещений, в связи с чем, проведение капитального ремонта или реконструкции помещений потребует дополнительных согласований с собственником и контролирующими органами (л.д. 20-21).

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КУМИ Таштагольского муниципального района и МАУ «Городская стоматологическая поликлиника» заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности Таштагольского муниципального района , согласно которого КУМИ Таштагольского муниципального района обязуется передать в безвозмездное временное пользование встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 680,9 кв.м. (л.д. 23-25).

Согласно п. 2.1.1 вышеуказанного договора ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» вправе производить улучшения имущества, неотделимые без вреда от имущества, которым временно пользуется, в том числе производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию имущества, лишь с письменного согласия КУМИ Таштагольского муниципального района, а также по согласованию с соответствующими органами (л.д. 23).

Учитывая, что проведение работ по оборудованию помещения уборной в здании ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованиями законодательства, не затрагивает капитальные несущие стены многоквартирного дома, работы должны выполняться в соответствии с проектом, согласованным с органом местного самоуправления, в связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что они не являются собственниками помещения и не имеют право производить никаких перепланировок, суд находит необоснованными.

У ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» имеется возможность найти проектное решение об обустройстве одного из имеющихся санузлов для маломобильных групп населения в соответствии с нормативными требованиями.

Таким образом, вышеуказанными нарушениями требований законодательства нарушаются права маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учётом характера требований, объёма необходимости производства работ, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считая данный срок разумным и обоснованным.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ГАУЗ «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» (<данные изъяты>) оборудовать помещения уборной в здании по адресу: <адрес> специализированным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованием Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственное автономное учреждение здравоохранения «Таштагольская городская стоматологическая поликлиника» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2023 г.

Судья                                                      С.Н. Евсеев

2-413/2023 ~ М-177/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Таштагола
Ответчики
ГАУЗ "Таштагольская городская стоматологическая поликлиника"
Другие
ООО "Таштагольская управляющая компания"
КУМИ Таштагольского муниципального района
Администрация Таштагольского муниципального района
Министерство здравоохранения Кузбасса
Суд
Таштагольский городской суд Кемеровской области
Судья
Евсеев С.Н.
Дело на странице суда
tashtagolsky--kmr.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Подготовка дела (собеседование)
23.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023Дело оформлено
05.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее