Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по гражданскому делу № 2-96/2024
(УИД: 43RS0022-01-2024-000195-20)
26 июня 2024 года г. Мураши, Кировская область
Мурашинский районный суд Кировской области в составе судьи Перминовой О.С., при секретаре Криштапович О.В.,
с участием помощника прокурора Мурашинского района Кировской области Чермных К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к МО Мурашинский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Мурашинского муниципального округа Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ,
УСТАНОВИЛ:
прокуратурой Мурашинского района Кировской области на основании поступившего обращения ОАО «Коммунэнерго» проведена проверка соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, гражданского законодательства, законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, в сфере жилищно- коммунального хозяйства в деятельности администрации Мурашинского муниципального округа Кировской области.
Проведенной проверкой установлено, что объекты инфраструктуры, располагающиеся в г. Мураши, две кабельные линии АВБбШв 4х150, длиной 100м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и две кабельные линии АПвБШп 4х120, длиной 50м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома по адресу: <адрес>, никем не обслуживаются и имеют признаки бесхозяйного имущества.
Прокурор Мурашинского района Кировской области обратился в суд с иском, в котором ссылаясь на пункты 3, 4, 7.1 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), пункт 1 статьи 130, статью 133 ГК РФ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), указал, что с целью устранения нарушений требований действующего законодательства прокурором района в 2023 году в адрес ответчика вносилось соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого должных мер к решению поставленного вопроса принято не было. Обращая внимание суда на то, что отсутствие содержания и отсутствие обеспечения технического обслуживания объектов электросетевого хозяйства может явиться причиной возникновения чрезвычайной ситуации и вызвать нарушения режима предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, что нарушит права неопределенного круга лиц –жителей г. Мураши, а также способно повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан и ущерба их имуществу, прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных вышеуказанных кабельных линий.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда (л.д. 73-80).
В судебном заседании помощник прокурора Чермных К.С. исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Мурашинского муниципального округа Кировской области в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против заявленных требований.
Представитель третьего лица АО «ЭнергосбыТ Плюс» ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно представленному отзыву требования прокурора полагал подлежащими удовлетворению (л.д.42-47).
Представитель третьего лица ОАО «Коммунэнерго» в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.68).
Исследовав материалы дела, позиции сторон, оценив все доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из содержания абзаца 1 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование, правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования на учет в качестве бесхозяйного, обладает также только орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется Приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно пункту 5 указанного нормативного документа принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, в том числе представленного органами местного самоуправления.
В силу пункта 9 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Мурашинского района в связи с обращением представителя ОАО «Коммунэнерго» проведена проверка по вопросу определения принадлежности двух кабельных линий АВБбШв 4х150, длиной 100м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и двух кабельных линий АПвБШп 4х120, длиной 50м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома по адресу: <адрес>.
Из обращения ОАО «Коммунэнерго» от 28.11.2023 в прокуратуру района следует, что данные кабельные линии заявителю не принадлежат, их собственник неизвестен, кабельные линии, передающие электроэнергию, относятся к категории повышенной опасности, их неудовлетворительное состояние представляет непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей (л.д.9).
В ходе проверки установлено, что две кабельные линии АВБбШв 4х150, длиной 100м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и две кабельные линии АПвБШп 4х120, длиной 50м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома по адресу: <адрес>, не состоят в реестре муниципальной собственности ответчика и не числятся на балансовом учете администрации округа (л.д.20).
По сведениям МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, министерства имущественных отношений Кировской области информация о вышеуказанных объектах электросетевого хозяйства отсутствует в реестрах федерального имущества, государственного имущества Кировской области (л.д.23-24).
Прокурором Мурашинского района в адрес ответчика 27.12.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ (л.д.25-27).
Ответчиком прокурору направлена информация о том, что ответчиком проводятся мероприятия, направленные на выявление правообладателей вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства (л.д.29-30).
Между тем, спорные кабельные линии присоединены в соответствии с техническими условиями от 01.08.2019 № 15-206-131/19/Б, от 01.08.2019 № 15-206-132/19/Б к договорам об осуществлении технологических присоединений от 21.08.2019 № 15-206-131/19/Б, от 21.08.2019 № 15-206-132/19/Б, заключенными между ОАО «Коммунэнерго» и администрацией Мурашинского городского поселения (л.д. 51-58), в актах технологического присоединения указаны границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, согласно которым балансовую и эксплуатационную ответственность в отношении спорных объектов несет администрация Мурашинского городского поселения, правопреемником которой является ответчик на основании решения думы Мурашинского муниципального округа Кировской области первого созыва от 24.11.2021.
Представленные стороной ответчика акты № УКИ-038/24, № УКИ-039/24 без даты их заключения об осуществлении технологического присоединения спорных объектов электроэнергетики между ОАО «Коммунэнерго», ООО «Авангардъ» и стороной ответчика также свидетельствуют о балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответчика в отношении спорных объектов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
В силу требований пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого располагаются данные объекты.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Спорные объекты электроэнергетики (кабельные линии) обеспечивают электроснабжение многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>, данные объекты в силу требований ст. 133.1 ГК РФ обладают признаками недвижимого имущества и являются бесхозяйными, непринятие ответчиком мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного имущества на учет, как бесхозяйного имущества, может нарушить права неопределенного круга лиц, а также способно повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан и ущерба их имуществу.
В отсутствие доказательств того, что названное имущество является чьей-то собственностью, с учетом приведенных выше судом требований действующего законодательства, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика на исковые требования прокурора, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить ответчику срок для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в срок до 30.11.2024, который является достаточным и разумным, с учетом соблюдения административной процедуры, предусмотренной Приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области- удовлетворить.
Обязать МО Мурашинский муниципальный округ Кировской области в лице администрации Мурашинского муниципального округа Кировской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: двух кабельных линий АВБбШв 4х150, длиной 100м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и двух кабельных линий АПвБШп 4х120, длиной 50м., по которым обеспечивается электроснабжение жилого дома по адресу: <адрес>, в срок до 30 ноября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Мурашинский районный суд Кировской области.
Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2024 года.
Судья подпись Перминова О.С.