Судебный участок № 1 г. Сортавала УИД № 10MS0033-01-2021-004125-41
Республики Карелия
Мировой судья Канаева Е.А. Дело № 12-18/2022 (12-242/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
07 февраля 2022 г. г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Кустова Е.С., при секретаре Свириной И.В., с участием помощника прокурора г. Сортавала Мащенковой Л.А., рассмотрев жалобу ведущего специалиста-эксперта миграционного пункта ОМВД России по Сортавальскому району Кузнецовой Юлии Александровны на постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от 23 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
Кузнецовой Ю.А., хх.хх.хх года рождения, уроженки (ххх), зарегистрированной и проживающей по адресу: (ххх), работающей ведущим специалистом-экспертом миграционного пункта ОМВД России по Сортавальскому району,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 23 ноября 2021 г. Кузнецова Ю.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. по тем основаниям, что Кузнецова Ю.А. 24 августа 2021 г., являясь должностным лицом миграционного пункта ОМВД России по Сортавальскому району отказала в предоставлении услуги по постановке на регистрационный учет по месту жительства несовершеннолетней Даниелян Л.М., чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Кузнецова Ю.А. обратилась с жалобой в суд, просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывает, что ее действия как должностного лица являлись правомерными, при принятии решения она руководствовалась действующим законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании Кузнецова Ю.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указала, что административный регламент предусматривает необходимость личного обращения законного представителя ребенка с заявлением о регистрации.
Помощник прокурора г. Сортавала Мащенкова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала необходимым постановление оставить без изменения.
Потерпевшая Хачатрян А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить постановление мирового судьи без изменения.
Потерпевшая Нерсисян А.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, подлежит выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что хх.хх.хх Кузнецова Ю.А., являясь должностным лицом миграционного пункта ОМВД России по Сортавальскому району, расположенного по адресу: (ххх), отказала Хачатрян А.С. в предоставлении услуги по постановке на регистрационный учет по месту жительства несовершеннолетней Даниелян Л.М. по адресу: (ххх), законным представителем которой является Нерсисян А.Н., на основании доверенности (ххх)3 с приложением свидетельства о рождении на Даниелян Л.М. и копии паспорта Нарсисян А.Н.
Из материалов дела следует, что Нерсисян А.Н., законный представитель Даниелян Л.М., находясь за пределами российской Федерации, зарегистрировала рождение ребенка через Консульский отдел Посольства России в Армении, ей выдана справка о рождении ребенка с указанием регистрации акта о рождении и свидетельство рождении ребенка.
Нерсисян А.Н. обратилась с заявлением в МВД России о регистрации новорожденного ребенка через портал Госуслуг и ей было назначено время приема в миграционном пункте ОМВД России по Сортавальскому району на хх.хх.хх
Поскольку Нерсисян А.Н. находилась за пределами Российской Федерации, то в миграционный пункт ОМВД России по Сортавальскому району хх.хх.хх к назначенному времени явилась Хачатрян А.С., действуя на основании доверенности от имени Нерсисян А.Н.
Хачатрян А.С. хх.хх.хх обратилась в миграционный пункт ОМВД России по Сортавальскому району с заявлением о регистрации по месту жительства несовершеннолетней Даниелян Л.М., хх.хх.хх года рождения, на основании нотариальной доверенности от матери ребенка – Нерсисян А.Н. с приложением свидетельства о рождении ребенка и копии паспорта Нерсисян А.Н., хх.хх.хх года рождения.
хх.хх.хх в адрес Хачатрян А.С. направлен ответ за подписью врио начальника миграционного пункта Кузнецовой Ю.А. о невозможности регистрации ребенка без личного участия законного представителя.
Мировой судья пришел к выводу, что действиями должностного лица нарушен порядок предоставления государственной услуги, повлекшее за собой непредставление услуги по регистрации новорожденного ребенка по месту регистрации матери ребенка.
Сделав вывод о виновности Кузнецовой Ю.А., мировой судья сослался на отсутствие прямого запрета на совершение действия от имени заявителя по доверенности, приняв во внимание, что действия по совершению регистрационных действий направлены на защиту прав и законных интересов новорожденного ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, отсутствие указанных в ответе на заявление Хачатрян А.С. оснований для отказа в регистрации по месту жительства.
Между тем указанный вывод мирового судьи нельзя признать обоснованным.
Частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ определена ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее не предоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу абзаца второго статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации является обязанностью граждан Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Согласно пункту 6 указанных Правил формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Постановление) гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить заявление установленной формы о регистрации по месту жительства.
Согласно п. 28 Постановления регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Существует и электронный способ регистрации в квартире через портал Госуслуг https://www.gosuslugi.ru/10050/1/. При таком способе на сайте вносятся данные, на основании которых гражданин имеет право зарегистрироваться по месту жительства. Затем ему приходит сообщение с просьбой посетить МВД с оригиналами документов для сверки и прописки.
В соответствии с пунктом 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (далее - Административный регламент) для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
В приложении № 5 к Административному регламенту содержится форма № 6 заявления о регистрации по месту жительства, которой предусмотрено, что заявление о регистрации по месту жительства может быть подано заявителем либо его законным представителем.
Согласно пункту 50 Административного регламента при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, паспорта законных представителей.
Родители в силу абз. 2 ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, без специальных полномочий.
Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункты 58 и 59 Административного регламента).
Из приведенных выше правовых норм следует, что с заявлением о регистрации по месту жительства гражданин вправе обратиться в миграционный орган лично, либо через своего законного представителя. Подача заявления через представителя, наделенного полномочиями в порядке статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом не предусмотрена.
Хачатрян А.С. не является законным представителем несовершеннолетней Даниелян Л.М., она является представителем Нерсисян А.Н. на основании доверенности, удостоверенной в нотариальной форме, и представляет интересы Нерсисян А.Н. по доверенности в порядке главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нерсисян А.Н. как законный представитель своей дочери лично в миграционный орган не явилась.
При таких обстоятельствах, Кузнецова Ю.А., направляя в адрес Хачатрян А.С. ответ о невозможности регистрации ребенка без личного участия законного представителя, действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку оформление регистрации по месту жительства по доверенности законодательством не предусмотрено.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мировым судьей соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о наличии в действиях Кузнецовой Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ данные обстоятельства являются основанием для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 23 ноября 2021 г., а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 23 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кузнецовой Ю.А. отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.С. Кустова