Дело № 2-461/2024
УИД 44RS0001-01-2023-004222-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре судебного заседания Киселёвой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исоева Эхсонджона Сайдахроровича, действующего в интересах несовершеннолетних Сайдахрорзоды Закии Эсонджон, Сайдахрорзоды Сумаи Эхсонджон, к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права на меры государственной социальной поддержки и денежные выплаты, возложении обязанности выплатить социальные пособия по рождению детей,
УСТАНОВИЛ:
Исоев Э.С., действующий в интересах несовершеннолетних Сайдахрорзоды З.Э., Сайдахрорзоды С.Э. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просил признать за истцом и его несовершеннолетними детьми право на меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты по рождению детей, все права на оказание мер долгосрочной государственной поддержки и денежных выплат, обязать ответчика незамедлительно выплатить социальные пособия по рождению детей, в отношении виновных вынести частные постановления, взыскать судебные расходы. Свои требования мотивировал тем, что истец и его несовершеннолетние дети проживают и зарегистрированы в г. Костроме. При обращениях к ответчику с заявлением о назначении и выплате всех причитающихся несовершеннолетним детям мер социальной помощи был отказано по надуманным и незаконным мотивам, с чем истец не согласен, а потому в связи с действиями ответчика истцу и несовершеннолетним детям причинены моральные страдания, боль, мучения, нервно-стрессовые, длительные переживания.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ОГКУ «МФЦ».
Истец Исоев Э.С., действующий в интересах Сайдахрорзоды З.Э., Сайдахрорзоды С.Э., в судебном заседании участия не принимает, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика ОГКУ «ЦСВ» по доверенности Фомина М.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований, дополнительно пояснила, что единовременное пособие при рождении ребенка установлено Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Порядок и условия назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка утверждены приказом Минтруда России от 29.09.2020 № 668н. В соответствии с п. 9.1 Порядка, назначение указанного пособия осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. С заявлением о предоставлении каких-либо мер социальной поддержки в ОГКУ «ЦВС» Исоев Э.С. не обращался.
Представитель третьего лица по доверенности Рокотов Д.В. полагал требования не подлежащими удовлетворению, дополнительно пояснил, что в период март-апрель 2023 года не было зафиксировано ошибок передачи данных по заявителям Исоеву Э.С., Каримовой У.О. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона №210-ФЗ основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. За 2022 – 2023 годы Исоев Э.С. за предоставлением государственных и муниципальных услуг не обращался. Согласно документам, имеющимся в ОГКУ «МФЦ» Каримова У.О. обращалась <дата> в дополнительный офис ОГКУ «МФЦ», расположенный по адресу: <адрес>, за получение государственной услуги – компенсация выплаты, взимаемо родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации. Реализующие образовательную программу дошкольного образования, о чем имеются сведения в акте принятых документальных дел в ОГКУ «МФЦ» от <дата>. Согласно акту приема-передачи дел № от <дата> ОГКУ «МФЦ» передал, а ОГКУ «ЦСВ» принял сформированные дела для предоставления государственных услуг, в том числе и дело Каримовой У.О. п/п 93.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подп. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе и гражданам РФ, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента РФ от 20.03.2020 №199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 №384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования); примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Примерный перечень); типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 01.01.2020, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5).
Согласно пунктам 9, 10 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой может быть подано в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты лично; через многофункциональный центр 1 предоставления государственных и муниципальных услуг; в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Основных требований заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Случаи, при которых принимается решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, установлены п. 16 Основных требований, в том числе, отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "ж", "л", "н" - "п" и "с" пункта 21 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; (п. «ж» Основных требований).
Согласно пункту 19 Основных требований в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (пункт 28).
В Примерном перечне документов указаны, в том числе: сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия; сведения о доходах от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики; сведения о недвижимом имуществе, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости; сведения об ином имуществе, формируемые в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пункте 37 Примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты и типовой формы заявления о ее назначении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3.03.2020 №384, сведения о факте обучения заявителя или членов его семьи младше 23 лет в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и неполучения стипендии в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи предоставляются заявителем самостоятельно посредством представления подтверждающих документов.
Судом установлено, что Каримова Умедахон Олимовна, <дата> обратилась через ОГКУ «МФЦ» с заявлением о предоставлении компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования.
В комплекте документов было предоставлено 2 заявления, сведения о трудовой деятельности Исоева Э.С., копии документов, удостоверяющих личности Исоева Э.С., Каримовой У.О., копии свидетельств о рождении детей – Сайдахрорзоды З.Э., Сайдахрорзоды С.Э., копия свидетельства о регистрации брака, копия документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания.
<дата> по заявлению было принято решение об отказе в предоставлении компенсации в соответствии с подп. 2 п. 6 Порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей – непредоставление или представление не в полном объеме документов, подлежащих представлению заявителем (отсутствие сведений о доходах Исоева Э.С. за период с <дата> по <дата>).
Исследованными в судебном заседании документами данный факт установлен, доказательств иного суду не представлено.
В представленных суду материалах отсутствуют доказательства, что данные сведения о доходах Исоева Э.С. за период с <дата> по <дата> предоставлялись при подаче типовой формы заявления о компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования и до принятия ответчиком решения об отказе в удовлетворении данного заявления.
В связи с изложенным, ответчиком принято решение от <дата> об отказе в предоставлении услуги. В судебном порядке, установленном КАС РФ, данное решение ответчика истцом не оспаривалось.
Учитывая вышеизложенное, оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования у суда не имеется.
Предоставление государственных пособий является государственной услугой и в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг.
Применительно к рассматриваемой спорной ситуации, действие данного принципа заключается в адресации заинтересованным лицом государственному или муниципальному органу своего волеизъявления на получение того или иного вида государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, только на основании заявления граждан (их законных представителей).
Вместе с тем Исоев Э.С. за предоставлением иных социальных выплат, пособий на детей в ОГКУ «ЦСВ» не обращался.
В опровержение указанного истцом в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательства в ходе рассмотрения дела не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Исоева Эхсонджона Сайдахроровича, действующего в интересах несовершеннолетних Сайдахрорзоды Закии Эсонджон, Сайдахрорзоды Сумаи Эсонджон, к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права на меры государственной социальной поддержки и денежные выплаты, возложении обязанности выплатить социальные пособия по рождению детей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева
Мотивированное решение изготовлено <дата>.