Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-127/2021 ~ М-74/2021 от 26.02.2021

Дело №2а-127/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года                                                                                             г. Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Михайловой М.Ю.,

при помощнике судьи Чистяковой О.В.,

с участием административного ответчика Титова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к Титову Сергею Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л :

МИФНС России №2 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к Титову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в размере 25704 руб., пени за период с 04.12.2018 г. по 12.01.2020 г. в размере 262 руб. 82 коп., всего в общей сумме 25966 руб. 82 коп. Требования мотивированы тем, что в силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица с 15.09.2015 г. производится в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). В соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2016 г. №103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена в КАС РФ глава 11.1. Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 15 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области было вынесено определение об отмене судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и пени с Титова С.В. В связи с этим, МИФНС России №2 по Тверской области в порядке п.3 ст.48 НК РФ обращается в Бежецкий межрайонный суд Тверской области с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени с Титова С.В. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст.ст. 3, 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. На основании ст.363 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, ст.2 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. №75-ЗО (с учетом изменений и дополнений) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. На основании сведений, представленных в электронном виде МРЭО ГИБДД ОВД Тверской области в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст.85 НК РФ, установлено, что за физическим лицом Титовым С.В. зарегистрированы транспортные средства, которые согласно ст.358 НК РФ являются объектами налогообложения, а именно:

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак , Марка/Модель: VOLVO S80, VIN: <данные изъяты>, год выпуска 2007, дата регистрации права – 06.05.2016 г.;

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак , Марка/Модель: ВАЗ 21061, VIN: <данные изъяты> год выпуска 1990, дата регистрации права – 31.08.2019 г.

Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику было направлено почтой налоговое уведомление от 25.07.2019 г. №47672315 о необходимости уплаты имущественных налогов за 2018 г. в сумме 25704 рублей. Расчет налога содержится в налоговом уведомлении. В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога в соответствии со ст.69 НК РФ в его адрес было направлено заказной корреспонденцией требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.07.2019 г. №131311, от 13.01.2020 г. №144. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил. На основании ст. 75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату налога, за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сумма пени по имущественным налогам составляет 262 рубль 82 копейки. Транспортный налог за 2016 г. уплачен 09.01.2019 г. Сумма пени по транспортному налогу, начисленные на задолженность за 2017 г. в сумме 25704 руб. за период с 04.12.2018 г. по 08.01.2019 г. в сумме 40 руб. 48 коп. Сумма пени по транспортному налогу, начисленные на задолженность за 2018 г. в сумме 25704 руб. за период с 03.12.2019 г. по 12.01.2020 г. в сумме 222 руб. 34 коп.

Вместе с административным иском МИФНС России №2 по Тверской области представила ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, указав, что 15 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области было принято определение об отмене судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и пени с Титова С.В. по делу №2а-400/2020 г. Срок обращения в суд истек 15.10.2020 г. Данное определение суда было утеряно. Инспекция 11.012021 г. обратилась с заявление к мировому судье судебного участка №2 Тверской области о выдаче повторно определения суда. 11.02.2021 г. инспекция получила определение суда. В соответствии со ст.95 КАС РФ установлено, что лицам, пропустившим установленный настоящим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. На обслуживании МИФНС России №2 по Тверской области находится восемь районов: Бежецкий, Весьегонский, Краснохолмский, Лесной, Максатихинский, Молоковский, Сандовский, Сонковский. Срок инспекцией был пропущен по причине большого объема документов и сильной загруженности сотрудников.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, как следует из административного искового заявления просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик Титов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований МИФНС №2 по Тверской области, просил суд отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления.

Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему решению.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.45 п.1 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По правилам ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 ст.48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что налоговым уведомлением МИФНС России №2 по Тверской области №47672315 от 25.07.2019 г., направленным заказным письмом 05.08.2019 г., Титову С.В. предложено уплатить в срок не позднее 02.12.2019 г. транспортный налог за 2018 г. в сумме 25704 руб.

Требование №144 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 13.01.2020 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Титову С.В. заказным письмом 14.01.2020 г. Срок исполнения требования – до 21.02.2020 г.

Поскольку в добровольном порядке требования налогоплательщиком Титовым С.В. исполнены не были, Межрайонная ИФНС России №2 по Тверской области в 20.03.2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка №2 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Титова С.В задолженности по налогам.

25 марта 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области вынесен судебный приказ №2а-400/2020 г. о взыскании с Титова С.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 25704 руб., и пени в сумме 262 руб. 82 коп.

В связи с поступлением от Титова С.В. возражений относительно исполнения судебного приказа, 15 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области вышеуказанный судебный приказ отменен.

16.04.2020 г. копия определения мирового судьи от 15.04.2020 г. была направлена в адрес МИФНС России №2 по Тверской области и получена инспекцией, что следует из материалов административного дела №2а-400/2020 г., представленного мировым судьей судебного участка №2 Тверской области.

С административным исковым заявлением к Титову С.В. налоговый орган обратился в суд 26.02.2021 г., то есть, пропустив предусмотренный п. 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок для обращения в суд с такими требованиями, поскольку данный срок истек 15.10.2020 г.

Пропущенный срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (ч. 1 ст.95 КАС РФ). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По смыслу закона под уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд следует понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, стороной административного истца не представлено.

Доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока для подачи административного иска, связанных с загруженностью аппарата инспекции, большого объема документов (на обслуживании МИФНС России №2 по Тверской области находится восемь районов), суд считает неубедительными и необоснованными.

Административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем у налогового органа не может быть объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании налога. Являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, инспекции должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и она обязана принимать все возможные меры для своевременного обращения в суд за взысканием недоимки по налогам.

Указанные же административным истцом причины носят субъективный характер и не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, препятствующих подаче административного иска в установленный законодательством срок.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При изложенных обстоятельствах, ходатайство Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание то, что пропуск срока, установленного налоговым законодательством, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска МИФНС России №2 по Тверской области к Титову С.В.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к Титову Сергею Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме принято 31 марта 2021 года.

Дело №2а-127/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года                                                                                             г. Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Михайловой М.Ю.,

при помощнике судьи Чистяковой О.В.,

с участием административного ответчика Титова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к Титову Сергею Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л :

МИФНС России №2 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к Титову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в размере 25704 руб., пени за период с 04.12.2018 г. по 12.01.2020 г. в размере 262 руб. 82 коп., всего в общей сумме 25966 руб. 82 коп. Требования мотивированы тем, что в силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица с 15.09.2015 г. производится в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). В соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2016 г. №103-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена в КАС РФ глава 11.1. Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 15 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области было вынесено определение об отмене судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и пени с Титова С.В. В связи с этим, МИФНС России №2 по Тверской области в порядке п.3 ст.48 НК РФ обращается в Бежецкий межрайонный суд Тверской области с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени с Титова С.В. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст.ст. 3, 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. На основании ст.363 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, ст.2 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 г. №75-ЗО (с учетом изменений и дополнений) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. На основании сведений, представленных в электронном виде МРЭО ГИБДД ОВД Тверской области в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст.85 НК РФ, установлено, что за физическим лицом Титовым С.В. зарегистрированы транспортные средства, которые согласно ст.358 НК РФ являются объектами налогообложения, а именно:

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак , Марка/Модель: VOLVO S80, VIN: <данные изъяты>, год выпуска 2007, дата регистрации права – 06.05.2016 г.;

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак , Марка/Модель: ВАЗ 21061, VIN: <данные изъяты> год выпуска 1990, дата регистрации права – 31.08.2019 г.

Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику было направлено почтой налоговое уведомление от 25.07.2019 г. №47672315 о необходимости уплаты имущественных налогов за 2018 г. в сумме 25704 рублей. Расчет налога содержится в налоговом уведомлении. В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога в соответствии со ст.69 НК РФ в его адрес было направлено заказной корреспонденцией требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.07.2019 г. №131311, от 13.01.2020 г. №144. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил. На основании ст. 75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату налога, за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сумма пени по имущественным налогам составляет 262 рубль 82 копейки. Транспортный налог за 2016 г. уплачен 09.01.2019 г. Сумма пени по транспортному налогу, начисленные на задолженность за 2017 г. в сумме 25704 руб. за период с 04.12.2018 г. по 08.01.2019 г. в сумме 40 руб. 48 коп. Сумма пени по транспортному налогу, начисленные на задолженность за 2018 г. в сумме 25704 руб. за период с 03.12.2019 г. по 12.01.2020 г. в сумме 222 руб. 34 коп.

Вместе с административным иском МИФНС России №2 по Тверской области представила ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, указав, что 15 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области было принято определение об отмене судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и пени с Титова С.В. по делу №2а-400/2020 г. Срок обращения в суд истек 15.10.2020 г. Данное определение суда было утеряно. Инспекция 11.012021 г. обратилась с заявление к мировому судье судебного участка №2 Тверской области о выдаче повторно определения суда. 11.02.2021 г. инспекция получила определение суда. В соответствии со ст.95 КАС РФ установлено, что лицам, пропустившим установленный настоящим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. На обслуживании МИФНС России №2 по Тверской области находится восемь районов: Бежецкий, Весьегонский, Краснохолмский, Лесной, Максатихинский, Молоковский, Сандовский, Сонковский. Срок инспекцией был пропущен по причине большого объема документов и сильной загруженности сотрудников.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, как следует из административного искового заявления просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик Титов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований МИФНС №2 по Тверской области, просил суд отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления.

Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему решению.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.45 п.1 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По правилам ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 ст.48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что налоговым уведомлением МИФНС России №2 по Тверской области №47672315 от 25.07.2019 г., направленным заказным письмом 05.08.2019 г., Титову С.В. предложено уплатить в срок не позднее 02.12.2019 г. транспортный налог за 2018 г. в сумме 25704 руб.

Требование №144 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 13.01.2020 г. было направлено МИФНС России №2 по Тверской области Титову С.В. заказным письмом 14.01.2020 г. Срок исполнения требования – до 21.02.2020 г.

Поскольку в добровольном порядке требования налогоплательщиком Титовым С.В. исполнены не были, Межрайонная ИФНС России №2 по Тверской области в 20.03.2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка №2 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Титова С.В задолженности по налогам.

25 марта 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области вынесен судебный приказ №2а-400/2020 г. о взыскании с Титова С.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 25704 руб., и пени в сумме 262 руб. 82 коп.

В связи с поступлением от Титова С.В. возражений относительно исполнения судебного приказа, 15 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка №2 Тверской области вышеуказанный судебный приказ отменен.

16.04.2020 г. копия определения мирового судьи от 15.04.2020 г. была направлена в адрес МИФНС России №2 по Тверской области и получена инспекцией, что следует из материалов административного дела №2а-400/2020 г., представленного мировым судьей судебного участка №2 Тверской области.

С административным исковым заявлением к Титову С.В. налоговый орган обратился в суд 26.02.2021 г., то есть, пропустив предусмотренный п. 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок для обращения в суд с такими требованиями, поскольку данный срок истек 15.10.2020 г.

Пропущенный срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (ч. 1 ст.95 КАС РФ). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По смыслу закона под уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд следует понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, стороной административного истца не представлено.

Доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока для подачи административного иска, связанных с загруженностью аппарата инспекции, большого объема документов (на обслуживании МИФНС России №2 по Тверской области находится восемь районов), суд считает неубедительными и необоснованными.

Административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем у налогового органа не может быть объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании налога. Являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, инспекции должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций и она обязана принимать все возможные меры для своевременного обращения в суд за взысканием недоимки по налогам.

Указанные же административным истцом причины носят субъективный характер и не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, препятствующих подаче административного иска в установленный законодательством срок.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При изложенных обстоятельствах, ходатайство Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание то, что пропуск срока, установленного налоговым законодательством, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска МИФНС России №2 по Тверской области к Титову С.В.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к Титову Сергею Валерьевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме принято 31 марта 2021 года.

1версия для печати

2а-127/2021 ~ М-74/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 2 по Тверской области
Ответчики
Титов Сергей Валерьевич
Суд
Бежецкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Михайлова М.Ю.
Дело на сайте суда
bezhecky--twr.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2021Дело оформлено
04.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее