Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-62/2024 ~ М-29/2024 от 30.01.2024

                                                                                                                  Дело 2-62/2024

41RS0006-01-2024-000063-53

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Мильково                                                     19 марта 2024 года

    Мильковский районный суд Камчатского края в составе

председательствующего судьи Беляева Д.В.,

при секретаре Дмитриевой Г.В.,

с участием представителя истца Пузырёвой О.М.,

представителя ответчика Ивановой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах к ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» о признании действий противоправными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» о признании действий противоправными, возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, а именно пунктов 1, 2, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64 предписания № 03-Н от 22.02.2023 в срок до 02.10.2023 года, выразившееся в следующем.

Юридическим лицом ГБУЗ КК «Мильковская районная больница»:

- не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с ИИИ в рентгенологическом кабинете по <адрес>;

- состав и площади помещений рентгенологического кабинета не приведены в соответствие требованиям;

- в ФАПе с. Долиновка инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

- при въезде в инфекционное отделение не оборудована крытая площадка для дезинфекции транспорта;

- в инфекционном отделении не обеспечено наличие системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением;

- в инфекционном отделении не обеспечено наличие в вытяжной вентиляции с механическим побуждением устройства организованного притока из душевых, санитарных узлов и кладовых для хранения дезинфекционных средств;

- инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в санузлах боксов инфекционного отделения не закрыты коробами;

- в инфекционном отделении не обеспечены раздельные помещения для хранения чистого и грязного белья;

- не произведен ремонт покрытия стен гардероба, дверей помещений дневного стационара;

- не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ с биологическими агентами III – IV групп патогенности;

- в дневном стационаре инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

- в стационаре не произведен ремонт покрытия потолка операционной, полового покрытия в процедурной родильного отделения, полового покрытия 2-х палат терапевтического (палата №2) и хирургического (палата №3) отделений, полового покрытия буфетных терапевтического и хирургического отделений, стены палаты иммунопрофилактики родильного отделения, стены ординаторской хирургического отделения;

- не произведен ремонт полового покрытия в производственном цехе пищеблока (отколота плитка);

- в стационаре инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

- в стационаре не обеспечено наличие вытяжной вентиляции с механическим побуждением устройства организованного притока из душевых, санитарных узлов и кладовых для хранения дезинфекционных средств;

- в ФАПе с. Шаромы во врачебном кабинете приёма не обеспечено наличие раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды, оборудованной смесителем;

- в ФАПе с. Шаромы во врачебном кабинете полка для картотеки амбулаторных карт выполненная из дерева с лакировкой, не заменена на полку, выполненную из материала устойчивого к воздействию моющих и дезинфицирующих средств;

- в ФАПе с. Шаромы инженерные коммуникации систем водоснабжения водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

- в помещениях ФАП с. Шаромы не произведен ремонт покрытия стен (стена комнаты для персонала; стена процедурного кабинета; стена прививочного кабинета);

- при входе в тамбур поликлиники не произведен ремонт пола (отсутствует частично кафельная плитка);

- в поликлинике, кабинетах гинеколога и хирурга инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения не закрыты коробами;

- в стоматологическом отделении не обеспечено наличие гардероба для верхней (уличной) одежды;

- в стоматологическом отделении не обеспечено наличие раздельных туалетов для посетителей и персонала, средствами для сушки рук, не заменен смеситель;

- в стоматологическом отделении в детском кабинете не обеспечена подводка горячей воды к раковине;

- в стоматологическом отделении не заменена дверь хирургического кабинета;

- в стоматологическом отделении не произведен ремонт покрытия стен и пола в кабинете персонала;

- в ортопедическом кабинете не заменена мебель на устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (рабочие столы зубных техников, стол для работы с гипсом, вытяжной шкаф);

- в стоматологическом отделении инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

- в детской поликлинике инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

- в ФАПе с. Лазо в коридоре инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения, в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

- в ФАПе с. Лазо в коридоре не произведен ремонт покрытия пола;

                        - во врачебной амбулатории п. Атласово инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях не закрыты коробами;

    - во врачебной амбулатории п. Атласово не произведен ремонт покрытия пола в коридоре и стены в туалете.

    Выявленные факты являются нарушением п.4.19.1, п.4.5.2, п.4.4.10, п.4.1.9, п.4.5.3, п.4.5.23, п.4.25.4, п.2.7, п.4.25.1, п.4.4.5, п.4.7, п.4.3.3, абз.2 п.4.2.8, п.2.2, п.4.2.8, п.4.4.8, п.4.26.4 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; п.3.8 прилож. 5 табл. 2, п.3.31 СанПиН 2.6Л Л192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований"; п.135, п.319 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; п.2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Необеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия человека является нарушением конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Несоблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения. Нарушение учреждением требований, установленных законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является в первую очередь нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья, как высшего неотчуждаемого блага человека, а также нарушением правовой обязанности организаций всех форм собственности по исполнению обязательных требований закона, как следствие этого, нарушением конституционного права граждан и влечёт неисполнение предусмотренной Конституцией РФ обязанности государства.

Просит суд признать действия ответчика ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» противоправными в части неисполнения пунктов 1, 2, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64 предписания № 03-Н от 22.02.2023 в сроку до 2.10.2023; обязать ответчика в срок до 1 ноября 2024 года исполнить указанные пункты предписания.

28.02.2024 уточнив требования, просит суд по пунктам 28 и 32 предписания № 03-Н от 22.02.2023 продлить срок исполнения до 1 ноября 2025 года.

19.03.2024 окончательно определив заявленные требования, представитель истца, просит суд установить срок для исполнения предписания № 03-Н от 22.02.2023: пункты 1, 2, 28, 36, 37, 50-56 предписания в срок до 02.11.2026; пункт 51 предписания в срок до 02.11.2027, пункт 32 предписания в срок до 01.11.2025.

Представитель истца ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах Пузырёва О.М. в судебном заседании поддержала исковые требования с учётом письменных уточненных требований.

В отзыве на возражения истец указывает, что по результатам плановой выездной проверки в отношении ГБУЗ КК «Мильковская районная больница» 22.02.2023 составлен акт о выявлении нарушений санитарного законодательства, с которым главный врач ознакомился, поставил свою подпись. В течение 30 дней акт обжалован не был. Также 22.02.2023 выдано предписание № 03-Н от 22.02.2023 сроком исполнения до 02.10.2023, с которым главный врач также ознакомился и поставил свою подпись. С ходатайствами о предоставлении отсрочки в адрес истца не поступало. За неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представитель ответчика - ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» Иванова Т.Е. в судебном заседании исковые требования признала частично. Ответчик не согласен только с предписанием в части исполнения пунктов 15, 17, 18, 19, 20 предписания, а именно при въезде в инфекционное отделение оборудовать крытую площадку для дезинфекции транспорта. Площадь первого и второго боксов привести в соответствие гигиеническому нормативу. В инфекционном отделении обеспечить наличие системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением. Обеспечить наличие в вытяжной вентиляции с механическим побуждением устройства организованного притока из душевых, санитарных узлов и кладовых для хранения дезинфекционных средств. Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в санузлах боксов инфекционного отделения закрыть коробами. В инфекционном отделении обеспечить раздельные помещения для хранения чистого и грязного белья. В данной части просил отказать в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что фактически инфекционное отделение не функционирует с 2019 года. Пациенты с подозрением на новую коронавирусную инфекцию и пациенты, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции проходят лечение амбулаторно (на дому), либо направляются в медицинские учреждения Камчатского края. В Министерство здравоохранения неоднократно направлялись письма о необходимости ликвидации в структуре учреждения 8 коек инфекционного профиля с круглосуточным пребыванием больных и перепрофилирование их в койки других отделений стационара. Необходимость такого изменения вызвана длительным с 2018 года не функционированием инфекционного отделения, в здании требуется капитальный и текущий ремонт, расходы на который превышает 33 млн. рублей, у учреждения отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии работ (услуг) для выполнения в здании инфекционного отделения при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях по инфекционным болезням и соответствующая лицензия.

Представители третьих лиц Министерства здравоохранения Камчатского края, Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Согласно отзыву Министерства здравоохранения Камчатского края, исковые требования в значительной части исполнены, а именно. В части оформления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с ИИИ в рентгенологическом кабинете по ул. Советская, 79, оборудование закуплено, введено в эксплуатацию, ведется работа по подготовке документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий ИИИ в рентгенологическом кабинете в связи с закупкой нового аппарата для рентгенографии. Инфекционное отделение не функционирует с 2019 года. Пациенты с подозрением на новую коронавирусную инфекцию и пациенты, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции проходят лечение амбулаторно (на дому), либо направляются в медицинские учреждения Камчатского края. Ремонт покрытия стен гардероба произведен силами Ответчика. Ремонт дверей помещений дневного стационара планируется закончить в декабре 2024 года. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условиям работ с биологическими агентами III-IV групп патогенности не оформлено в связи с, несоответствием здания (помещений) требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответчик в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 г.г. запрашивал у Министерства здравоохранения Камчатского края, как главного распорядителя бюджетных средств (далее-ГРБС), целевые ассигнования на капитальный ремонт системы ГВС, ХВС, канализации, отопления инфекционного корпуса. В 2023 году ответчик запрашивал у ГРБС ассигнования для выполнения проектных работ для прохождения государственной экспертизы документации по организации водоотведения, обеспечивающего очистку сточных вод, отводимых с территории больницы и стоимости работ по геологическим, экологическим, гидрометеорологическим и геодезическим изысканиям, в том числе по объекту здание инфекционного отделения. До настоящего времени целевые ассигнования до Ответчика не доведены по причине отсутствия в бюджете Камчатского края указанных денежных средств. Исполнено частично в части произведения в стационаре ремонта покрытия потолка операционной, полового покрытия в процедурной родильного отделения, полового покрытия 2-х палат терапевтического (палата № 2) и хирургического (палата № 3) отделений, полового покрытия буфетных терапевтического и хирургического отделений, стены палаты иммунопрофилактики родильного отделения, стены ординаторской хирургического отделения. Проведен ремонт в помещении 3 этажа главного терапевтического отделения, покрытия потолка операционного блока, полового покрытия палаты 3 хирургического отделения, палаты 2 терапевтического отделения, полового покрытия буфетных терапевтического и хирургического отделений, а также ремонт полового покрытия в производственном цехе пищеблока. Произведен текущий ремонт ФАП с. Шаромы.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебное заседание было проведено в отсутствие представителей третьих лиц, извещённых надлежащим образом.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Федеральный закон № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", согласно которым:

4.19.1. К отделению лучевой диагностики предъявляются санитарно-эпидемиологические требования: размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами, осуществляется в соответствии с требованиями норм радиационной безопасности и санитарных правил устройства и эксплуатации помещений для работы с источниками ионизирующих излучений.

4.5.2. К системам отопления, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений медицинских организаций предъявляются требования: один раз в год должна проводиться проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

В асептических помещениях приток воздуха должен преобладать над вытяжкой. В помещениях инфекционного профиля вытяжка должна преобладать над притоком воздуха.

4.4.10. К водоснабжению и канализации зданий медицинских организаций предъявляются санитарно-эпидемиологические требования: инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.

4.1.9. К размещению хозяйствующих субъектов, оказывающих медицинские услуги населению, предъявляются санитарно-эпидемиологические требования: к инфекционному отделению обеспечивается отдельный въезд (вход) и крытая площадка для дезинфекции транспорта.

При наличии изоляции и автономных систем вентиляции указанные подразделения стационарных медицинских организаций могут размещаться в одном здании с другими отделениями, за исключением противотуберкулезных подразделений.

4.5.3. К системам отопления, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений медицинских организаций предъявляются требования: здания, строения, сооружения медицинских организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.

4.5.23. Вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока должна организовываться из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, реактивов и других веществ с резким запахом.

4.25.4. К санитарному содержанию помещений, оборудованию, инвентарю предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: в стационарах и поликлиниках должны быть центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях, обслуживающих до 50 пациентов в смену чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.

2.7. Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

4.25.1. К санитарному содержанию помещений, оборудованию, инвентарю предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

4.4.5. К водоснабжению и канализации зданий медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

4.7. В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях (кроме административных и вестибюльных) должна использоваться мебель, выполненная из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

4.3.3. К внутренней отделке помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.

4.2.8. абз.2. Для амбулаторно-поликлинических медицинских организаций с численностью от 20 посещений в смену должен быть организован гардероб для верхней (уличной) одежды.

2.2. Здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства.

4.2.8. К зданиям, строениям, сооружениям и помещениям медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: медицинские организации должны иметь раздельные туалеты для пациентов и работников, за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с численностью до 50 посещений в смену. Для инфекционных и туберкулезных амбулаторно-поликлинических организаций раздельные туалеты для пациентов и работников организуются независимо от количества посещений в смену. Для амбулаторно-поликлинических медицинских организаций с численностью от 20 посещений в смену должен быть организован гардероб для верхней (уличной) одежды.

4.4.8. К водоснабжению и канализации зданий медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: туалеты обеспечиваются туалетной бумагой, средствами для мытья и сушки рук.

4.26.4. К медицинским организациям, оказывающим стоматологические услуги, предъявляются санитарно-эпидемиологические требования: для организации стоматологического приема детей выделяются отдельные кабинеты. Не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детей. Для организации приема детей оборудуют отдельный туалет с унитазом и раковиной.

Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 N 8 утверждены СанПиН 2.6.1.1192-03" (вместе с "СанПиН 2.6.1.1192-03. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы", согласно которым:

3.31. В учреждении, имеющем рентгеновский кабинет или рентгеновский аппарат, должна быть следующая документация: технический паспорт на рентгеновский кабинет.

3.8. Состав и площади общих и специальных помещений рентгеновского кабинета представлены в приложении 5. Приложением 5 таблицы 2 предусмотрен состав и площади помещений рентгенодиагностического кабинета.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы..."), согласно которым:

20. В медицинских организациях должны обеспечиваться безопасные условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

135. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ Санитарным правилам. Каждое структурное подразделение, выполняющее работу с ПБА I - IV групп, должно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ с биологическими агентами I - IV групп патогенности (опасности) требованиям Санитарных правил.

319. Лаборатории, выполняющие работы с ПБА III группы, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам условий проведения работ с ПБА III - IV групп, а также проведение работ с ПБА II группы, не сопровождающихся накоплением (культивированием или концентрированием) жизнеспособного патогена.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 утверждены санитарно-эпидемиологических правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", согласно которым:

2.16. Внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно Уставу ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» расположено по адресу: <адрес>. Учредителем и собственником имущества учреждения является Камчатский край. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Камчатского края. Функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Камчатского края, а также Уставом (п.1.2, 1.9 Устава).

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» по результатам проведения выездной плановой проверки выдано предписание № 03-Н от 22.02.2023 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, сроком его исполнения до 2 октября 2023 года.

Вместе с тем, согласно предоставленным ответчиком сведениям о выполнении предписания № 03-Н от 22.02.2023, указанное предписание в срок до 2 октября 2023 года не выполнено в полном объёме, а именно не выполнены пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 13, 15-20, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64.

За невыполнение в установленный срок предписания № 03-Н от 22.02.2023, ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В настоящем исковом заявлении истец просит признать действия ответчика противоправными в части невыполнения пунктов 1, 2, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64 предписания № 03-Н от 22.02.2023 и возложить на ответчика обязанность исполнить данные пункты предписания.

Доказательств выполнения пунктов 1, 2, 13, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64 предписания № 03-Н от 22.02.2023, вопреки требованиям статей 56, 57 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.

Между тем, необеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия человека является нарушением конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

            Несоблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью населения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» одними из основных принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения федеральными органами государственной    власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Таким образом, нарушение ответчиком требований, установленных законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является в первую очередь нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья, как высшего неотчуждаемого блага человека, а также нарушением правовой обязанности организаций всех форм собственности по исполнению обязательных требований закона, как следствие этого, нарушением вышеназванного конституционного права граждан и влечёт неисполнение предусмотренной Конституцией РФ обязанности государства.

Фактические обстоятельства спора свидетельствуют о бездействии ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница», выразившегося в неисполнении отдельных пунктов предписания.

На основании установленных обстоятельств, исходя из приведенных выше положений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, учитывая, что несоблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и работников медицинского учреждения и влечёт нарушение условий, гарантирующих их право на охрану здоровья, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о признания действий (бездействие) ГБУЗ КК «Мильковская районная больница» противоправными в части неисполнения пунктов 1, 2, 13, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64 предписания № 03-Н от 22.02.2023 и возложении на ответчика обязанности исполнить указанные пункты предписания.

Разрешая требование истца о признании действий (бездействие) ответчика противоправными в части неисполнения пунктов 15, 17, 18, 19, 20 предписания № 03-Н от 22.02.2023 и возложении на него обязанности исполнить указанные пункты предписания суд приходит к следующему.

Согласно вышеуказанным пунктам предписания истец просит обязать ответчика выполнить следующие работы: при въезде в инфекционное отделение оборудовать крытую площадку для дезинфекции транспорта (п.15); в инфекционном отделении обеспечить наличие системы приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением (п.17); в инфекционном отделении обеспечить наличие в вытяжной вентиляции с механическим побуждением устройства организованного притока из душевых, санитарных узлов и кладовых для хранения дезинфекционных средств (п.18); инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в санузлах боксов инфекционного отделения закрыть коробами (п.19); в инфекционном отделении обеспечить раздельные помещения для хранения чистого и грязного белья (п.20)

Вместе с тем, изучив Устав ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница», из которого следует, что учреждение не имеет в структурном подразделении инфекционного подразделения, Выписку из реестра лицензий по состоянию на 27.11.2023, согласно которой учреждение не имеет специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности по адресу инфекционного отделения: с. Мильково, ул. Советская, д. 79 «а» по видам работ (услуг) при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях по инфекционным болезням, а также представленные представителем ответчика в материалы дела доказательства: приказы главного врача от 06.09.2018, от 29.06.2018, письма, адресованное Министерству здравоохранения Камчатского края от 20.01.2020, от 29.03.2021, от 04.03.2024, справке от 19.03.2024, суд приходит к выводу о том, что инфекционное отделение Мильковской районной больницы с 2018 года не функционирует, койко-места в инфекционном отделении свёрнуты и распределены для функционирования по другим отделениям круглосуточного стационара учреждения, в отделении отсутствует круглосуточное пребывание пациентов, младший и средний медицинский персонал инфекционного отделения распределён по другим отделениям больницы, а приведение инфекционного отделения в соответствие с санитарными нормами и правилами повлечёт за собой чрезмерный, необоснованный и неэффективный расход бюджетных средств.

Учитывая изложенное, а также отсутствие доказательств того, что инфекционное отделение фактически осуществляет свою деятельность и неисполнение предписания в части приведения инфекционного отделения в соответствие с нормами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, нарушает права граждан на охрану здоровья, истцом не представлено, материалы дела не содержат, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействие) ответчика противоправными в части неисполнения пунктов 15, 17, 18, 19, 20 предписания № 03-Н от 22.02.2023 и возложении обязанности исполнить указанные пункты предписания.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Причин не согласиться со сроком, предложенным истцом и ответчиком, у суда не имеется.

          Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

          Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница».

При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход местного бюджета, суд руководствуется размером государственной пошлины, установленным подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю иск заявлен в интересах неопределённого круга лиц.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах удовлетворить частично.

Признать действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Мильковская районная больница» (ИНН ) в части неисполнения в срок до 2 октября 2023 года пунктов 1, 2, 13, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64 предписания № 03-Н от 22.02.2023, противоправными.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Мильковская районная больница» (ИНН ) исполнить пункты 1, 2, 13, 26, 28, 30, 32, 35-37, 42-45, 48-56, 58-60, 63, 64 предписания № 03-Н от 22.02.2023, а именно:

пункт 1) оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с ИИИ в рентгенологическом кабинете по ул. Советская д. 79 с. Мильково в срок до 2 ноября 2026 года ;

пункт 2) состав и площади помещений рентгенологического кабинета привести в соответствие требованиям в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 13) в ФАПе с. Долиновка инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 26) произвести ремонт покрытия стен гардероба, дверей помещений дневного стационара в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 28) оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ с биологическими агентами III – IV групп патогенности в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 30) в дневном стационаре инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 32) в стационаре произвести ремонт покрытия потолка операционной, полового покрытия в процедурной родильного отделения, полового покрытия 2-х палат терапевтического (палата №2) и хирургического (палата №3) отделений, полового покрытия буфетных терапевтического и хирургического отделений, стены палаты иммунопрофилактики родильного отделения, стены ординаторской хирургического отделения в срок до 1 ноября 2025 года;

пункт 35) произвести ремонт полового покрытия в производственном цехе пищеблока (отколота плитка) в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 36) в стационаре инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 37) в стационаре обеспечить наличие вытяжной вентиляции с механическим побуждением устройства организованного притока из душевых, санитарных узлов и кладовых для хранения дезинфекционных средств в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 42) в ФАПе с. Шаромы во врачебном кабинете приёма обеспечить наличие раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды, оборудованной смесителем в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 43) в ФАПе с. Шаромы во врачебном кабинете полка для картотеки амбулаторных карт выполненная из дерева с лакировкой, заменить на полку, выполненную из материала устойчивого к воздействию моющих и дезинфицирующих средств в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 44) в ФАПе с. Шаромы инженерные коммуникации систем водоснабжения водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 45) в помещениях ФАП с. Шаромы произвести ремонт покрытия стен (стена комнаты для персонала; стена процедурного кабинета; стена прививочного кабинета) в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 48) при входе в тамбур поликлиники произвести ремонт пола (отсутствует частично кафельная плитка) в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 49) в поликлинике, кабинетах гинеколога и хирурга инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения закрыть коробами в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 50) в стоматологическом отделении обеспечить наличие гардероба для верхней (уличной) одежды в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 51) в стоматологическом отделении обеспечить наличие раздельных туалетов для посетителей и персонала, средствами для сушки рук, заменить смеситель в срок до 2 ноября 2027 года;

пункт 52) в стоматологическом отделении в детском кабинете обеспечить подводку горячей воды к раковине в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 53. в стоматологическом отделении заменить дверь хирургического кабинета в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 54) в стоматологическом отделении произвести ремонт покрытия стен и пола в кабинете персонала в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 55) в ортопедическом кабинете заменить мебель на устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (рабочие столы зубных техников, стол для работы с гипсом, вытяжной шкаф) в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 56) в стоматологическом отделении инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 2 ноября 2026 года;

пункт 58) в детской поликлинике инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 59) в ФАПе с. Лазо в коридоре инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения, в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 1 ноября 2024 года;

пункт 60) в ФАПе с. Лазо в коридоре произвести ремонт покрытия пола в срок до 1 ноября 2024 года;

                        пункт 63) во врачебной амбулатории п. Атласово инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях закрыть коробами в срок до 1 ноября 2024 года;

    пункт 64) во врачебной амбулатории п. Атласово произвести ремонт покрытия пола в коридоре и стены в туалете в срок до 1 ноября 2024 года.

    В удовлетворении исковых требований территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах о признании действий (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Мильковская районная больница» в части неисполнения в срок до 2 октября 2023 года пунктов 15, 17, 18, 19, 20 предписания № 03-Н от 22.02.2023 противоправными и возложении обязанности исполнить указанные пункты предписания, – отказать.

    Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Мильковская районная больница» (ИНН 4106002421) государственную пошлину в доход бюджета Мильковского муниципального округа Камчатского края в размере 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья                                                                         Д.В. Беляев

2-62/2024 ~ М-29/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Роспотребнадзор
Ответчики
ГБУЗ КК "Мильковская районная больница"
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края
Суд
Мильковский районный суд Камчатского края
Судья
Беляев Данил Владимирович
Дело на странице суда
milkovsky--kam.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
30.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее