Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-6/2023 от 06.03.2023

Дело №12-6/2023                                        УИД 65RS0018-01-2022-000365-13

Р Е Ш Е Н И Е

23 мая 2023 года                                               пгт. Южно-Курильск

Судья Южно-Курильского районного суда Юхно Н.В., при секретаре Теряговой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Южно-Курильский рыбокомбинат» на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в рп. Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 02 июня 2022 г. по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в пгт. Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 02 июня 2022 года ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» (далее также Общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехкратной рыночной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, а именно 4 982 835 рублей.

Основанием для вынесения указанного постановления послужило выявленное органом пограничного управления в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов при осуществлении промышленного рыболовства нарушение юридическим лицом требований пункта 28.29 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2019 года №267, при осуществлении промышленного рыболовства, выразившееся в том, что Общество, осуществляя в период с 01 по 03 апреля 2022 г. промышленное рыболовство, вело специализированный промысел водных биоресурсов на участках, выделенных другим пользователям для осуществления промышленного рыболовства для добычи анадромных видов рыб.

В поданной в суд жалобе и дополнениях к ней законный представитель общества ставит вопрос о прекращении производства по делу, приводя в обоснование доводы о том, что: юридическое лицо не было извещено административным органом о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении; пользователи рыбопромысловых участков, на которых обществом велась добыча биоресурса (ежа) за вмененный период, добычу анадромных видов рыб на этих участках не осуществляли и не имели намерения осуществлять, что следует из протокола заседания комиссии по добыче (вылову) анадромных видов рыб в Сахалинской области от 22.02.2022 г. и приложений к нему, а также информации самих пользователей; протоколом заседания комиссии по добыче (вылову) анадромных видов рыб в Сахалинской области от 16.04.2022 г. часть рыболовных участков Южно-Курильской промысловой зоны, выделенных для добычи анадромных видов рыб, на которых обществом в период с 01 по 03 апреля 2022 г. осуществлялся промысел ежа, исключены из перечня участков указанной зоны, предоставленных для вылова анадромных видов рыб в период с 01.04.2022 по 30.11.2022 г., что влечет улучшение положения юридического лица и, как следствие, исключение добытого на этих участках обществом объема водного биоресурса из предмета административного правонарушения; юридическим лицом приняты все меры для соблюдения капитанами судов правил рыболовства, что свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения; 21 июля 2022 г. Минсельхозом России подготовлен проект приказа о внесении изменений в правила рыболовства, в том числе в пункт 28.29, в котором предлагается при специализированном промысле на участках, выделенных другим лицам для осуществления промышленного рыболовства для добычи анадромных видов рыб, разрешить промысел иных водных биоресурсов (за исключение рыб), после чего вмененные обществу деяния престанут быть административными правонарушениями; в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество осуществляло промысел на рыбопромысловых участках, предоставленным в пользование иным лицам.

Законный представитель общества на рассмотрение жалобы не явился, что не препятствует ее разрешению по существу.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или открытом море.

        Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статья 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Согласно пункту 28.29 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года №267 (действующих на дату вынесения обжалуемого постановления) запрещается специализированный промысел: всех видов водных биоресурсов (за исключением анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») на рыболовных (рыбопромысловых) участках, выделенных (предоставленных) для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в сроки осуществления рыболовства в отношении анадромных видов рыб, определяемые комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, при этом не ограничивается осуществление специализированного промысла водных биоресурсов на данных рыболовных (рыбопромысловых) участках юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями), с которыми заключены договоры пользования данными рыболовными (рыбопромысловыми) участками.

        Аналогичное требование содержалось в пункте 28.29 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 6 мая 2022 года №285.

Административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, установлена частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

        Как следует из материалов дела, что основанием привлечения ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то, что при проведении 04 апреля 2022 года в период с 10 часов до 14 часов 20 минут в морском терминале Южно-Курильск должностными лицам отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области контрольно-проверочных мероприятий в отношении приемно-транспортного судна ТХС «Свирица» (осуществлявшего транспортировку уловов ежа морского серого, принятых от рыболовных судов МДС «Дай 23 Ниссё Мару», МДС «Шое Мару 53», МДС «Тае Мару 58», МДС «Палтусово»), судовладельцем которого является ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат», на предмет соблюдения пользователем правил рыболовства, установлено, что указанным юридическим лицом посредством перечисленных рыболовных судов, на основании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №№ 652022010095, 652022010099, 652022010095, 652022010100, выданных 17 декабря 2021 года, с 01 по 03 апреля 2022 г. осуществлялся специализированный промысел морского ежа серого в Южно-Курильской промысловой зоне.

        При этом судно МДС «Дай 23 Ниссё Мару» 01 апреля 2022 г. с 12 ч. 30 мин. до 19 ч. осуществило добычу морского ежа в количестве 3250 кг в координатах 45°06,1" СШ 147°41,3" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-19; 02 апреля 2022 г. с 16 ч. до 18 ч. добыло 2150 кг морского ежа, 03 апреля 2022 г. с 8 ч. до 12 ч. добыло 2300 кг морского ежа в координатах 45°05,5" СШ 147°39,8" ВД и 45°05,4" СШ 147°39,7" ВД соответственно, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-20.

        Судном МДС «Шое Мару 53» 01 апреля 2022 г. с 8 ч. до 12 ч. добыто 1500 кг морского ежа, с 13 ч. до 14 ч. 30 мин. добыто 1300 кг морского ежа в координатах 45°06,2" СШ 147°29,9" ВД и 45°04,7" СШ 147°31,5" ВД соответственно, относящихся к акватории рыболовного участка № 65-11-23; 02 апреля 2022 г. с 10 ч. до 12 ч. судном добыто 750 кг морского ежа в координатах 45°06,8" СШ 147°33,8" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-22, с 17 ч. 30 мин. до 19 ч. судном добыто 1500 кг морского ежа в координатах 45°05,8" СШ 147°34,7" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-21; 03 апреля 2022 г. с 8 ч. до 10 ч. судном добыто 1000 кг морского ежа, с 10 ч. 30 мин. до 12 час. 30 мин. – 1500 кг в координатах 45°07,8" СШ 147°41,3" ВД и 45°06,4" СШ 147°41,3" ВД соответственно, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-19.

        Судном МДС «Тае Мару 58» 01 апреля 2022 г. с 8 ч. до 16 ч. добыто 1150 кг морского ежа в координатах 45°06,0" СШ 147°30,2" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-23; 02 апреля 2022 г. с 9 ч. до 16 ч. добыто 1900 кг морского ежа в координатах 45°18,8" СШ 147°51,1" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-16; 02 апреля 2022 г. с 18 ч. до 19 ч. 30 мин. судном добыто 1050 кг морского ежа, а 03 апреля 2022 г. с 8ч. до 15 ч. - 2903 кг морского ежа в координатах 45°05,5" СШ 147°34,9" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-11-21.

        Судном МДС «Палтусово» 01 апреля 2022 г. с 7 ч. 30 мин. до 12 ч. добыто 1300 кг морского ежа в координатах 44°25,6" СШ 146°24,7" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-18-02; 03 апреля 2022 г. с 18 ч. до 20 ч. судном добыто 2000 кг морского ежа в координатах 44°19,6" СШ 146°22,1" ВД, входящих в акваторию рыболовного участка № 65-18-21.

        ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» в нарушение пункта 28.29 Правил рыболовства №267 с 01 по 03 апреля 2022 года осуществляло специализированный промысел водных биологических ресурсов (ежа морского серого) на рыболовных участках №№ 65-11-16, 65-11-19, 65-11-20, 65-11-21, 65-11-22, 65-11-23, 65-18-02, 65-18-21, выделенных (предоставленных) иным юридическим лицам (пользователям) для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб. Общий объем добытого водного биоресурса составил 25 553 кг.

        Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» должностным лицом административного органа к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Утверждение в жалобе о не извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, опровергаются имеющимся в материалах дела соответствующим уведомлением Общества с указанием даты, времени и места составления протокола, полученным юридическим лицом 16 мая 2022 г.

Вместе с тем, принятое по делу постановление должностным лицом административного органа признать законным нельзя.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении постановления о назначении ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» административного наказания.

Приказом Минсельхоза России от 10 марта 2023 года №154 «О внесении изменений в правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 мая 2022г. №285» внесены изменения в Правила рыболовства в части ограничения запрета специализированного промысла не в отношении всех водных биоресурсов, а только в отношении рыб.

Согласно пункту 28.29 (в ред. Приказа Минсельхоза России от 10.03.2023 №154) запрещается специализированный промысел: всех видов рыб (за исключением анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») на рыболовных участках, предоставленных для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной статьей 29.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в сроки осуществления рыболовства в отношении анадромных видов рыб, определяемые комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, при этом не ограничивается осуществление специализированного промысла водных биоресурсов на данных рыболовных участках юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями), с которыми заключены договоры пользования данными рыболовными участками.

Таким образом, приведенные выше положения Правил рыболовства (в новой редакции) улучшают положение Общества, так как снято ограничение в части добычи (вылова) морского ежа серого на рыболовных участках, предоставленных для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ Службы в пгт.Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 02 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.

Руководствуясь 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 группы ОРКМ в пгт.Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области от 02 июня 2022 года, в отношении общества с ограниченной ответственностью ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                              Н.В. Юхно

12-6/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат"
Суд
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области
Судья
Юхно Н.В.
Статьи

ст.8.17 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
u-kurilskiy--sah.sudrf.ru
09.03.2023Материалы переданы в производство судье
23.03.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.06.2023Вступило в законную силу
13.06.2023Дело оформлено
13.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее